НХЛ Интервью 13 октября 2020

Оксентюк, которого мы не знали: за любую движуху, любит свободу, фанат рыбалки и звезда в Березе

Виталий Гегеня, который работал с будущим проспектом «Далласа» с 10-летнего возраста, рассказал Hockey.by много крутых историй о своем подопечном.

Евгений Оксентюк в минувшем сезоне стал не только лучшим бомбардиром «Флинт Файрбердс», но и одним из самых ярких игроков юниорской Хоккейной лиги Онтарио. Не удивительно, что различные эксперты практически не сомневались в выборе креативного белоруса на драфте НХЛ. Даже несмотря на то, что сезон во всех минорных лигах Северной Америки из-за пандемии коронавируса так и не был доигран, 19-летнему форварду прочили третий раунд. Правда, во время ярмарки талантов, проходившей на прошлой неделе в онлайн-формате, и самому игроку, и его болельщикам пришлось изрядно поволноваться и ждать аж до шестого круга, где под общим 162-м номером Оксентюка выбрал «Даллас». Тот самый «Даллас», о симпатиях к которому нападающий заявил еще в сентябре, когда команда сражалась за выход в финал Западной конференции.


Нам не известно, учитывали в Техасе то сентябрьское признание Оксентюка или нет. Зато мы узнали, как затянувшуюся далеко за полночь процедуру драфта пережил сам хоккеист, готовившийся в Могилеве к матчу чемпионата Беларуси в составе «Юности». Об этом Евгений рассказал на следующий день.

«Щечин досмотрел до четвертого раунда и уснул». Первое интервью Евгения Оксентюка после драфта

Мы решили взглянуть на яркого форварда под иным ракурсом и связались с его детским тренером, у которого Оксентюк занимался в хоккейной школе Березы. Виталий Гегеня – воспитанник минской «Юности». Поиграл также за «Тивали» еще в Межнациональной хоккейной лиге (МХЛ), а в 2000 году стал в составе столичного клуба чемпионом Беларуси. В чемпионатах страны и ВЕХЛ выступал также за жлобинскую «Белсталь» и новополоцкий «Полимир». Завершил игровую карьеру в 2002 году в 25-летнем возрасте, но позже вернулся в хоккей в качестве детского тренера. Сейчас Виталий Леонидович входит в штаб березовского «Соболя» и параллельно тренирует команду парней 2008-2009 годов рождения.


Виталий Гегеня (в центре).

В разговоре с Hockey.by Виталий Гегеня рассказал о том, как познакомился с Евгением Оксентюком и чем его воспитанник выделялся в детстве, порадовался за ученика и порассуждал о том, что помогло ему быстро освоиться в юниорской лиге Онтарио. А также обрисовал, как сейчас обстоят дела в хоккейной Березе и ответил на вопрос, когда ждать следующего игрока из этого города на драфте НХЛ.

«Во время финала в Минске Оксентюк сидел на трибунах рядом с нами и просился в команду»

– Я в Березе работаю с 2009 года, практически с момента открытия хоккейной секции в местной спортивной школе. Ребята 2001 года рождения – это наш первый набор. Ну и мальчишки 2002-го вместе с ними занимались, играли одной командой. До этого помогал Артему Ботвенкову в школе минского «Динамо» с ребятами 2000 года рождения. Там с ними Владислав Колячонок еще тогда тренировался, хотя он и был моложе многих сверстников на год. И мой сын там занимался. А потом я вместе с семьей переехал в Березу.

Как и когда познакомился с Оксентюком? Ему тогда лет десять было. Финальная часть первенства Беларуси среди детей 2001 года рождения проводилась на катке минской «Юности» в Парке Горького. Был решающий матч, хозяева играли против Жлобина. Мы там вроде пятое место заняли, брестчане – шестое. Женя Оксентюк сидел на трибунах рядом с нами и просился в команду. Да и родители наших ребят его зазывали: «Женя, ты не хочешь к нам в Березу перейти?» Он ответил: «Конечно, хочу!» Наверное, было обидно, что они заняли место ниже нас. Сначала он сам ко мне подошел, а потом и родители его позвонили. В итоге следующий сезон Женя начал уже в Березе. 

Евгений Оксентюк – на переднем плане.

За компанию с ним перешли еще несколько человек из Бреста – Станислав Герасимов, Иван Игнатюк, Максим Тарасюк. Кто-то поселился у родителей наших местных ребят, у Димы Козореза, например. Некоторые квартиры снимали. Почему они уехали из Бреста? Что-то их там не устраивало. То ли в тренировочном процессе, то ли еще в чем-то. А у нас в Березе команда собралась неплохая. Местные парни были хорошие, эти парни из Бреста подтянулись, пару человек из Барановичей. В последующие годы подъезжать начали еще из Новополоцка, Пинска, Жлобина.

Тогда Юрий Александрович Чиж хотел в Березе интернат построить. Была большая перспектива. Но эта затея в итоге не осуществилась. Не знаю точно, по каким причинам. Но зато сейчас вот организовали команду высшей лиги «Соболь», ее спонсирует Юрий Чиж.

«С детства был напористым, борьбы никогда не избегал. Пусть и маленький, но не уступал даже рослым игрокам»

– Оксентюк был очень заметен еще играя за Брест. А у нас тогда был лидером Вадим Апанасевич (он сейчас выступает за «Лиду»). Как-то мы с брестчанами сыграли вничью – 4:4, у Березы все шайбы Апанасевич забросил, у соперника – Оксентюк. Оба хоккеиста такие невысокие, но очень сильно выделялись.


Вадим Апанасевич и Евгений Оксентюк.

На что еще обратил внимание, наблюдая за Оксентюком? Рвение к победе, желание играть в хоккей. Это самое главное для юного спортсмена. Он всегда был в игре – в футболе, баскетболе. Видно, что игровик. Быстро умеет принимать решения, видит партнеров, площадку. Скорость у него развилась чуть позже, лет после 13-ти. Хотя и сейчас Женю сильно скоростным не назовешь, конечно.

А до этого у него уже очень хорошо работали руки. Мог легко обыгрывать, правильно открывался под передачу, за счет своего мышления и сообразительности мог убежать от соперника. Опять же, осмысливал, анализировал некоторые моменты. Когда я его критиковал, он со мной соглашался и в следующий раз пробовал сделать по-другому.

Помимо тех занятий, которые были в хоккейной школе, я старался дополнительно всю команду при возможности тренировать. А Женя еще самостоятельно оставался – то с младшими, то на руки выйдет поработает отдельно, с мячиком каким-нибудь. Руки постоянно развивал. Пару упражнений ему дашь – и вперед. А после этого выходит со всеми на лед и работает в полную силу.


Евгений Оксентюк

Конечно, роста бы ему немножко не помешало. Будь у него сейчас хотя бы 180 см… Впрочем, вы же знаете, хватает примеров, когда парни и с невысоким ростом пробивают себе дорогу. Многое зависит еще и от характера, нужны хорошие навыки рук и ног. Женя с детства был напористым, лез всегда на пятак. Борьбы никогда не избегал. Пусть и маленький, но часто не уступал даже рослым игрокам. В то же время, если надо, мог уйти от силового приема. А мог и сам применить его. Запомнилось, как его дисквалифицировали за то, что он подкатился, сделал два лишних шага и жестко встретил соперника, который был повыше ростом. Тот даже не понял, что произошло. Этот момент еще на видео в федерации хоккея рассматривали.

Эмоции? Когда проигрывали, начинал нервничать, психовать. Остудишь его немножко – продолжает играть. Забили голик, и вот уже настроение поменялось, побежали дальше. А человек в любом случае с эмоциями должен быть – с позитивными и негативными. Это потом уже выводы какие-то делаешь. Я сам эмоциональный. На играх кричу, хотя вроде и понимаю, что этого нельзя делать. С другой стороны, когда крикнешь, дети встрепенутся и уже по-другому действуют. Кому-то эмоции помогают, придают сил, а кто-то, наоборот, руки опускает.


«Женя любит свободу. В Раубичах его не устроил казарменный режим, и он вернулся в Солигорск»

– Женя из тех игроков, которые могут поднять боевой дух партнеров. Всегда был заводилой, фразочки подбирал такие. Бывало, выйду из раздевалки и остановлюсь, послушаю, что там происходит, как команда общается. И часто слышал, как либо Оксентюк подбадривал ребят, либо капитан Дима Козорез, который сейчас в «Авиаторе».

Да и вообще Женька такой бойкий – где любая движуха, там и он. Был замечен и в плохих, и в хороших тусовках. И везде инициатором был :)

Но на площадке отдавался полностью. Как-то поехали мы играть в Чехию. Сразу прибыли на арену, провели там два матча, а затем отправились в гостиницу, она за 40 км от того города, где турнир проходил. Я пошел на ресепшн расселять команду, уже и водители вышли из автобуса, разместились все вроде. Приходим на обед – Жени нет. Начали все искать его – нигде не видно! Неужели на ледовой арене забыли? Потом открыли автобус и нашли его там спящим. Вот это хоккеист, вот это выложился :)


Евгений Оксентюк

Что касается увлечений, то одно из них у него – рыбалка. Как-то раз и в Березе на озере спиннинг позабрасывали. Ребята разъехались по домам, а Оксентюк с еще парой человек остались у меня переночевать. Поехали искупаться, заодно и рыбу половили. Знаю, что папа у него рыбак хороший, этим летом они с ним много наловили. Женька хвастался, присылал фотографии.

Спустя четыре года Оксентюк отправился из Березы в фарм-клуб солигорского «Шахтера». У нас была сложная ситуация с финансированием, и весь 2001 год начали раздавать по клубам. Кто-то в «Динамо» пошел, кто-то в Брест, трое в Солигорск уехали – кроме Оксентюка это защитник Никита Оскирко и нападающий Вадим Апанасевич. Там создали хорошие условия – питание, проживание. Оксентюк себя зарекомендовал, был ведущим игроком в фарм-клубе, а затем в 17 лет закрепился и в основной команде в экстралиге.

А еще Женя любит свободу. Его ведь приглашали также в Раубичи в сборную U17. Но в первый раз пробыл он там недолго. Его не устроил казарменный режим, и он вернулся в Солигорск.

«У нас в Березе маленькая площадка, поэтому переход на канадский лед не стал для Жени чем-то необычным»

– Не так давно мы с Оксентюком виделись. Летом предложил ему потренироваться с хоккейным клубом «Соболь». Физическую форму ведь поддерживать надо. Работал с нами в конце августа – начале сентября, а потом уехал в «Юность».

Можно ли сказать, что Оксентюк – знаменитость в Березе? Да, его ребята здесь знают. Когда летом тренировался и переодевался вместе с детьми, то был определенный ажиотаж. Выходил и с любителями шайбу погонять. У него много здесь знакомых, друзей. Иногда на выходные приезжает к ним в гости. Все-таки Женя здесь учился. У нас в школе спортивный класс был, там не только хоккеисты обучались, но и те, кто занимался плаванием, легкой и тяжелой атлетикой.

Когда Женю выбрал на драфте «Даллас», поздравил его сообщением в вайбере. Написал, что это большой шаг в его хоккейной карьере. Однако нужно и дальше стараться, продолжать в том же духе. Пожелал ему, чтобы рос, окреп физически. Ну и удачи, конечно.


Что касается его прошлогоднего отъезда за океан, то, я так понимаю, он решил отправиться туда после юниорского чемпионата мира-2019 в Швеции (Оксентюк стал там лучшим бомбардиром сборной Беларуси – Hockey.by). Были контакты с агентом, думаю, от него и поступило предложение. Наверное, это была мечта Женьки.

Опасался ли он, как у него получится за океаном с такими маленькими габаритами? Уверен, с его характером он об этом даже не задумывался. Еще раньше мы обсуждали с ним возможный отъезд. Он знал, что я в молодости тоже поиграл в Северной Америке. Рассказывал, что там жесткий хоккей. Но ему это нравилось. Я был за то, чтобы он попробовал себя. Хоккей за океаном и силовой, и быстрый. Я был уверен, что с его руками и умением мгновенно принимать решения он не пропадет. Тем более, что у нас в Березе маленькая площадка, и переход на североамериканский лед не стал для Жени чем-то необычным.

Лучшее время для Соловьева и шанс для Оксентюка. Что ждет дальше задрафтованных белорусов?

В Канаде обратили внимание на яркие празднования голов Оксентюком. Но это у него еще с детства. Сначала один что-то придумает, потом другой. А затем копировали друг друга. Самые разные движения использовали. И младшие дети у меня сейчас тоже таким увлекаются. Где-то увидели в интернете – и давай повторять :)


Евгений Оксентюк.

«С таким лидерским характером надо родиться»

– Сейчас в хоккейной школе в Березе занимается около 200 ребят. Наборы небольшие, но работаем с теми, кто есть. Частенько переезжают дети из других городов. Не знаю, чем не устраивает их тренировочный процесс или что-то еще в своих школах, но переходят. Вот и ко мне в набор 2008 года из Ивацевичей перебрались, из Кобрина. И получилась хорошая команда, есть за кем тянуться. Парни друг у друга учатся, равняются на тех, кто лидер.

Частично помогаем родителям с формой. Что-то они сами покупают, что-то из федерации приходило к нам. Пытаемся найти какие-то способы. «Трайпл» с экипировкой очень выручал, закупал. Сейчас у этой компании, правда, сложное положение, поэтому пока неясно, как продолжится наше сотрудничество. Но Юрий Александрович Чиж пытается помочь, все время в Березе.

Еще когда только появилась хоккейная секция в 2009 году, с самого начала старались плотно работать с общеобразовательной школой. Она была совсем рядом с ледовой ареной – забирали детей с уроков на тренировку, потом сопровождали их в продленку. С учителями общался, на родительские собрания ходил. Через меня учителя и дисциплину контролировали. Раньше были два тренера – я и Сергей Викторович Левицкий, потом возрастных групп стало больше, появились другие специалисты.

Я сейчас работаю в «Соболе» и веду команду ребят 2008-2009 годов рождения. Тяжеловато стало. Считай, по три ледовые тренировки в день. Плюс занятия на земле. Целый день занят.

Есть ли в Березе ребята, сопоставимые по таланту с Оксентюком? С таким лидерским характером, пожалуй, надо родиться. Но вообще, имеются хорошие хоккеисты, можно с ними работать. В том же «Соболе» защитники 2003 года рождения – Николай Филанович, Артем Лукичев. Игровики такие по складу, лидирующая пара обороны в команде. Или взять защитника Кирилла Мягкого, воспитанника Сергея Левицкого. Он сам кобринский, но в Березу к нам перешел, потом в школу минского «Динамо», а затем в сборные U17 и U18.

Когда ждать следующего хоккеиста из Березы на драфте НХЛ? Такой прогноз дать не решусь. Но будем воспитывать и ждать новых способных парней. Есть перспективные ребята в команде 2006 года рождения. Но пока рано что-то говорить, надо подождать еще хотя бы пару лет. Главное, чтобы парни ставили перед собой цели и шли к ним. Тогда будут и достижения.

Текст: Сергей Вишневский

Фото: из архива Виталия Гегени, flintfirebirds.com