ЮЧМ-2019 Интервью 11 апреля 2019

Тренер сказал: «Сейчас играй на команду, а в следующем году, возможно, станешь top scorer-ом»

Большое интервью Даниила Степанова — одного из лидеров юношеской сборной.

В прошлом году Даниил Степанов был в ростере юношеской (U-18) сборной, которая на чемпионате мира в Челябинске и Магнитогорске вышла в четвертьфинал. На ведущие роли он тогда не выбился — солировали другие. Однако летом нападающий отправился за океан, провел там неплохой сезон и вместе с клубом «Мус-Джо» вышел в плей-офф Западной хоккейной лиги (WHL). Теперь Степанов готовится поехать на второй ЮЧМ в элите уже в статусе одного из лидеров. Накануне вылета команды в Швецию мы пообщались с талантливым центрфорвардом, который к восемнадцати годам успел позаниматься в двух ведущих школах страны, съездить на год в московский ЦСКА и заиграть в Канаде.

***

- Давай сначала о насущном. Как тебе спарринги с Казахстаном?

- Считаю, матчи получились интересными. У нас собирается неплохой состав. Потихоньку наигрываем схемы. Что-то удается, что-то нет. Конечно, выходили побеждать, но главным был не результат — тренеры хотели попробовать разные сочетания, разную тактику. Мы находились под нагрузками, поэтому не летели вперед, не занимались «форчекингом», а спокойно отрабатывали свою игру. Исходя из этого, поединки удались.

- Ты прилетел за неделю до матчей. Как прошла акклиматизация?

- В пятничном спарринге она немного сказывалась. В первом периоде ноги еще бежали — потом стало труднее. Но в воскресенье чувствовал себя отлично. Уже готов играть на все сто.

- Усвоил требования Евгения Есаулова?

- Да. Тренеры постоянно подсказывают. Отрабатываем очень интересные схемы в большинстве. Многое получается.

- По словам Евгения Валерьевича, мы проповедуем агрессивный и атакующий хоккей. Как думаешь, получится выдержать такой энергозатратный стиль?

- Мы знаем, как надо играть, чтобы выдержать. Не стану раскрывать все секреты, но тренеры хорошо подготовились. Думаю, нам по силам на протяжении трех периодов навязывать борьбу топ-командам.

- Усталости после клубного сезона не чувствуешь?

- Когда мы только приехали, нас немного «грузанули». В Канаде нет такой усердной работы в зале. Там много матчей. Отбомбили с Егором (Буяльским — одноклубником Степанова. — прим.) 72 игры в «регулярке» и плей-офф. Практически через каждые два дня выходили на лед. Поэтому, когда после пятидневного отдыха попали в Беларуси под нагрузки, то слегка подсели. Но потом приноровились, вышли из-под нагрузок. Сейчас все отлично.

- Как в целом оценишь свой первый год за океаном?

- Считаю, сезон хороший. Получил огромный опыт. WHL — очень сильная лига. Много проспектов, которые метят в НХЛ или АХЛ. Плюс тренер «Мус-Джо» Тим Хантер — системный специалист. Ему нравится, когда все подопечные играют в один хоккей. Любил два выражения. Первое — «compete», что означает постоянное навязывание борьбы. Каждое звено должно биться и показывать такой хоккей, какой в советские времена показывал ЦСКА, — рабочий. Хантер раньше был тафгаем, тоже всегда бился. Второе выражение — «chip and chase». Это такой стиль, когда ты «пробиваешь» борт, пробрасываешь шайбу на ход и бежишь дальше бороться за нее. Никаких передач, никакой «soft play». Короче, приходилось пахать. И такой хоккей работал. В этом году в «Мус-Джо» никто не верил. Летом много игроков ушло на повышение — где-то 12-13 человек. Все полагали, что клуб окажется на последних ролях. Однако благодаря системе и мощному первому звену мы в итоге заняли третье место в дивизионе и вышли в плей-офф.

Daniil Stepanov.jpg

- Там уступили в первом раунде «Саскатуну» — 0:4. Шансы были?

- Мы проигрывали либо в одну шайбу, либо вовсе в овертайме. Все поединки получились очень плотными. Единственное, в чем уступили, — это опыт. У «Саскатуна» ребята постарше — 1998-99 года. Они очень быстрые и техничные, отлично реализовывают моменты. К тому же у нас развалилось ударное первое звено. Два человека получили травмы — Брэндон Трэйси, против которого, кстати, будем соперничать на чемпионате мира (если попадем в состав), и Джастин Алмейда, уже подписанный «Питтсбургом». Вообще я сначала не верил партнерам, которые говорили, что в плей-офф начнется совсем другой хоккей. Однако так оно и вышло. Игра стала намного быстрее и интереснее. Плюс классная атмосфера. В Саскатуне арена почти как в Минске. На матчи приходило тысяч десять. Было прикольно.

- У тебя 19 (8+11) очков в 72 матчах. Наверняка хотелось большего. Это следствие того, что тренер — человек системы?

- В первой половине сезона я много играл — и в большинстве, и в меньшинстве. Но потом просел. Тим Хантер посмотрел на это и сказал: «Ты еще не «top scorer» — ты новичок. Я пока уберу тебя с большинства. Сейчас выполняй установку, играй на команду. А в следующем году, возможно, станешь top scorer-ом». Поэтому во второй половине сезона действовал больше на команду. Приходилось слушаться, потому что играть-то хотелось. Но в следующем году рассчитываю улучшить результат.

- Хантер много трудился в НХЛ — с «Вашингтоном», «Сан-Хосе» и «Торонто». В «Кленовых листьях» тренировал Михаила Грабовского. Говорил тебе про это?

- Нет. Тим вообще не вдается в НХЛовские воспоминания. Работает здесь и сейчас, не хвалится прежними заслугами. Между прочим, ему ассистировал Скотт Кинг — сын легендарного Дэйва Кинга. Он занимался техникой. Мы с Егором частенько оставались и дополнительно тренировали этот компонент.

- Расскажи, как «Мус-Джо» проявил к тебе интерес?

- После прошлогоднего чемпионата мира начал работать с агентом Владом Шишковским. Он показал клубу мои игры в Магнитогорске и Челябинске — там сказали, что выберут меня на драфте.

- Как обустроился в Канаде?

- Морально всегда готовился уехать за океан. В школе дополнительно учил язык. Обычной программы не хватало — занимался самостоятельно, практиковал общение с друзьями-иностранцами… Поэтому мне, наверное, было гораздо легче адаптироваться, чем другим ребятам. Имел неплохую базу языка, сразу наладил контакт с командой, с семьей, в которой жил. В бытовом плане все сложилось отлично.

- То, что попали с Егором Буяльским в одну команду, облегчило переезд?

- Да, конечно. Всегда хочется иметь рядом человека, с которым можно пообщаться на русском. В то же время очень хорошо, что нас поселили отдельно. Быстрее подтянули язык. Хотя все равно виделись минимум два раза в день.

Daniil Stepanov Yegor Buyalski.jpg

- Как тебе город?

- Маленький. Но чем меньше город, тем легче сфокусироваться исключительно на хоккее. Несмотря на это, есть все, что нужно для жизни. Хочешь поужинать в ресторане — пожалуйста. Хочешь сходить в «Макдональдс» — тоже пожалуйста. Там еще есть любимый многими «Тим Хортонс». Это канадская франшиза, придуманная Тимом Хортоном — бывшим хоккеистом. Готовят прикольные бургеры, сэндвичи, необычный кофе. Игроки любят пойти туда перед матчем и выпить кофе. Например, French Vanilla — очень популярная штука. Кстати, ресторан занимается благотворительностью. Это они нашли в Кении хоккейную команду и привезли ее потренироваться с Кросби и Маккинноном.

- Давай вернемся в прошлое. Расскажи, как ты пришел в хоккей.

- Отец привел. Он из Петрозаводска — в Минске оказался по работе. В детстве очень хотел стать хоккеистом, но город маленький — не было возможности заниматься и выбиться куда-то. Просто гонял шайбу на улице. Поэтому поставил себе задачу вырастить сына-хоккеиста. Понятно, в какой-то момент спросил, нравится ли мне. А мне-то по генам передалось — конечно, нравилось. Я, когда еще не подходил по возрасту, постоянно спрашивал, пойду ли заниматься хоккеем?

- Ты ведь начинал в школе «Юности»?

- Да, у Игоря Анатольевича Филина. А потом перебрался в «Динамо» — лет в четырнадцать.

- Почему?

- Хотел прогрессировать. В «Юности» стал играть за 2000-й год, но вскоре оттуда ушел тренер. Я посмотрел, что школа «Динамо» отлично развивается. К тому же все нахваливали Артема Николаевича Ботвенкова, стремились с ним поработать. Как-то мы играли с «Динамо» на турнире, и отец попросил просмотреть меня. Так и перебрался, после чего заметно прибавил.

mVxUspU03UY.jpg

- Есть объяснение, почему динамовская школа стала лучшей в стране?

- Отмечу атмосферу. Туда заходишь — и оказываешься в своей тарелке. Когда подключился Дмитрий Юрьевич Басков, стало больше льда для тренировок, появился хороший просторный зал, очень много хоккейного оборудования, различные бросковые зоны… Ну и, конечно, тренерский состав. Артем Николаевич реально большой профессионал. Очень любит различные упражнения на технику, на катание. Ты прям чувствуешь, как добавляешь. Плюс он всегда интересуется новыми веяниями. Смотрит видео, изучает НХЛовских игроков — вплоть до того, кто что ест, кто как занимается… Помню, зимой даже вывешивал специальный листок, где расписал, какую ореховую смесь надо готовить, чтобы не болеть. В хоккее мелочей нет.

- Ты ведь в пятнадцать лет уехал в московский ЦСКА. Расскажи подробнее…

- Играл за сборную U17 на Кубке ПСК, неплохо себя проявил. Там как раз находился тренер ЦСКА. Приметил. Потом, помню, сидел на уроке математики, и кто-то позвонил с российского номера. Пригласили, сказали, что берут в команду даже без просмотра. Так и уехал. Сразу начал играть, все было хорошо. Получал отличный опыт. Но потом случилась травма — выбыл на пять месяцев. Врачи еще всякого наговорили. После этого боялся, что не потяну. В ЦСКА продолжали ждать, надеялись, что вернусь. Однако мы с отцом сели, подумали. Решили, что после такого повреждения в разобранном состоянии лучше постепенно восстанавливаться, втягиваться. Поэтому остался в Минске, в институте сборных. Благо теперь все позади. Чувствую себя прекрасно.

- Какие планы на следующий год?

- «Мус-Джо» ждет обратно. Всякое может быть, но пока готовлюсь снова уехать в WHL.

- У тебя есть кумиры в хоккее?

- Одного нет. Стараюсь брать от лучших по чуть-чуть. Допустим, смотрю, как Кросби играет на вбрасывании и в углах, как катается Кузнецов, как бросает Кучеров, как бросает с ходу Овечкин. Потом пробую повторить это на льду.

- Впереди чемпионат мира. Ты уже играл в прошлом году в элите — что скажешь о турнире?

- Классное событие, отличная организация. Интересно понаблюдать, как действуют лучшие молодые хоккеисты ведущих сборных. Вообще для тех, кто попадет туда первый раз, это будет огромный опыт и мощный толчок в развитии. Ребята поймут, как играют канадцы, какой там уровень, к чему надо стремиться. Скорость, техника, бросок — все на высшем уровне. У некоторых, возможно, голова на место встанет. Поймут, что еще работать и работать. По крайней мере, у меня так было в прошлом году. Посмотрел на звезд и подумал: «Блин, надо прибавлять…»

- Выйдем в четвертьфинал?

- Загадывать не хочу. Скажу так: шансы хорошие. Будем биться и стараться. Делать все возможное, чтобы как минимум повторить прошлогодний результат.

daniil stepanov2.jpg

Артур ЖОЛЬ