Из «сокола» в матерого «льва». Как Матерухин влюблял в себя могилевчан

Вспоминаем первый сезон Мастера в Беларуси, в котором украинский новичок с ходу стал лучшим снайпером экстралиги.

Межсезонье-2005 проходило в белорусском хоккее горячо. Ожидание нового указа президента, который бы продлил льготы спонсорам хоккейных клубов, борьба московского «Динамо» и казанского «Ак Барса» за Михаила Грабовского, подписания «Динамо» минского, вознамерившегося прервать серию «Юности» из двух побед подряд в чемпионате страны. В таком инфополе работа большинства клубов экстралиги на рынке уходила на второй план.

Бронзовый призер сезона-2004/05 «Химволокно» на периферии общего внимания пытался собрать боеспособный состав после ухода нескольких хоккеистов, определявших игру команды ранее. Главная потеря – «львов» покинул лучший бомбардир Александр Гальченюк и продолжил карьеру в минском «Динамо». На этом фоне подписание украинского форварда Александра Матерухина, 1981 года рождения, «последние годы проведшего в минорных заокеанских лигах», выглядело рядовым событием.

Воспитанник киевского «Сокола» пятью годами ранее уехал в Канаду после того, как занял со сборной Украины восьмое место на юниорском чемпионате мира. На импорт-драфте CHL-1999 выбрали четырех украинцев и ни одного белоруса - наши тогда играли в группе Б среди восемнадцатилеток и шансов проявить себя у них было гораздо меньше. Александр приглянулся «Акадии-Батерст Титан» из лиги Квебека.

В первом сезоне он стал лучшим бомбардиром команды, во втором набирал очко за матч (59 в 59) и помог «титанам» выйти в финал чемпионата после финиша в регулярке на 11-м месте. Он неплохо адаптировался к новому стилю игры. Но просто адаптироваться – мало для того, чтобы попасть на драфт. Клубы НХЛ прошли мимо Александра.

В киевском «Соколе», где я выступал за свой 1981-й год в чемпионате ВЕХЛ, нас в большей степени учили играть комбинационно. Но, попав в Канаду, вынужден был привыкать к тамошним хоккейным реалиям. Кстати, этот стиль – с акцентом на физические контакты, с постоянной нацеленностью на ворота, высокими скоростями, мне нравится больше, – рассказывал впоследствии Матерухин.

Ему импонировал североамериканский хоккей, и Александр задержался в нем еще на четыре сезона. Он становился игроком недели в ECHL, провел два матча в AHL за фарм «Миннесоты», но пробиться выше не получилось.

В 2004 году в Могилев переехал товарищ Матерухина по киевской школе Олег Шафаренко, с которым они много вместе играли в юности. Уже в то межсезонье могло произойти их воссоединение, но Александр решил остаться в Северной Америке. Спустя год украинские «соколы» все же оказались в составе «львов» – Матерухин вернулся из-за океана.

Первый официальный матч в составе нового клуба Александр провел 7 августа 2005 года в рамках Кубка Беларуси. В домашней игре против «Керамина» Матерухин, естественно, вышел в звене, центрил которое Шафаренко. Третьим элементом сочетания стал четвертый пик драфта НХЛ-1996, по совместительству сын и тезка главного тренера «Могилева» – Александр Волчков. Украинский дебютант не набрал очков в победном матче, но именно эту дату можно считать днем рождения одной из лучших троек чемпионата Беларуси сезона-2005/06.

Первую шайбу Матерухин забросил в своем третьем матче, тоже против «Керамина», а всего набрал 3 (2+1) очка в 6 матчах предсезонного турнира. «Химволокно» в финале в двух матчах уступило минскому «Динамо», главному фавориту сезона.

Регулярный чемпионат Матерухин начал с феерии. Могилевчане обыграли «Химик-СКА», «Витебск» и «Керамин», а украинский форвард забросил в этих поединках 5 шайб и отдал 4 результативные передачи. Естественно, вместе с Шафаренко они стали ранними лидерами списка лучших бомбардиров экстралиги.

В «Химволокно» оказался благодаря моим друзьям Олегу Шафаренко и Саше Победоносцеву, с которыми знаком с шести лет. Вопрос о том, быстро ли я нашел с Шафаренко общий язык, риторический? Почему же? Да, мы с детства занимались хоккеем, но играли-то вместе очень давно. Разве что летом дома, на Украине. Нужно время, чтобы сыграться, – рассказывал Александр «Прессболу» после задорного старта чемпионата.


Девять очков в трех матчах – и это Матерухин еще не сыгрался с Шафаренко. Звучит устрашающе. Однако жизнь быстро внесла коррективы. Уровень чемпионата рос, плотность таблицы в сезоне-2005/06 была одной из максимальных в истории, а у могилевчан хватало своих проблем.

«Химволокно» начало немного лихорадить, чему способствовали не только неудачи на льду. Несмотря на то, что перед началом чемпионата Александр Волчков-старший заявлял, что «подбор исполнителей позволяет смотреть в будущее с оптимизмом», собрать оптимальный состав не получалось. Ужесточившийся лимит на легионеров (10 в заявке, 7 в матче) стал тем самым шлагбаумом для «львов», который они не в силах были обойти. Решение проблемы находилось на поверхности, и в Могилеве ей занялись сразу – Сахарову, Боровкову, Цветкову, Горбачеву и Антонову делали белорусские паспорта. Россияне написали отказ от гражданства, но процедура чуть затянулась, и только спустя почти четверть сезона Александр Волчков-старший получил возможность выпускать на лед лучших.

После стартового всплеска результативность Матерухина пошла на спад. В следующих 17 матчах он набрал 7 (3+4) баллов, причем с 25 сентября по 19 ноября Александр ни разу не забросил. «Химволокно» держалось в серединке таблицы, занимая 7-е место из 12 команд.

При этом украинский форвард пропустил пару матчей, а один из них из-за второго большого штрафа в сезоне. Вообще, на протяжении всего чемпионата он регулярно будет удаляться и наберет аж 134 минуты в боксах.

Просто дело в том, что за океаном судьи разрешают вести силовую борьбу, отчего хоккей только выигрывает в зрелищности. Когда на площадке ведется силовая борьба в тело, то игра без прокатов смотрится намного интереснее. Да и зрители всегда оценивают по достоинству умело примененный силовой прием. В белорусском чемпионате нужно стараться наоборот – объезжать за метр соперника, чтобы не дай бог не оставить команду в численном меньшинстве. А с введением новых правил сами видите, что стало с силовой борьбой, – так объяснял всплеск «грубости» Матерухин.


В начале третьего круга украинец ожил и даже небольшое повреждение, которое вынудило пропустить еще два матча, не остановило Александра. В последних 12 матчах 2005 года Матерухин 12 раз отличился заброшенными шайбами и отдал 3 голевые передачи. Мощнейший рывок, который вернул 24-летнего «льва» в список лучших бомбардиров и помог «Химволокно» подтянуться к лидерам – могилевчане завершили год на пятой строчке и не так далеко находились от законодателей белорусской хоккейной моды.

Если в начале сезона со звеном Шафаренко могло еще соперничать гомельское трио Василевский-Заделенов-Шевелев, то после отъезда Сергея в российскую Суперлигу могилевской тройке в плане результативности составляли конкуренцию лишь «соколы» Литвиненко-Гниденко-Бобкин. Матерухин феерил отрезками, но организаторские способности его центра позволяли регулярно иметь шансы отличиться. По итогам кругового турнира тройка киевлян все же обошла звено «львов» на одно очко – 135 против 134.

После Нового года Александр также выстреливал временами и в оставшихся 18 матчах набрал 14 (10+4) очков. Шайбы он забрасывал лишь в шести матчах – на счету вингера два дубля и первый хет-трик в белорусском чемпионате (27 января против «Бреста»). После него Матерухин и подтвердил, что старается играть более прямолинейно по сравнению с началом чемпионата, ведь «важен факт гола, а не то, как он забит». Съездил Александр и на второй Матч звезд. «Легион» проиграл «Беларуси» 6:7, а форвард «Могилева» отметился голом и передачей.

Однако не сказать, что он отличался только в проходных встречах. Победные шайбы в матчах с «Керамином» и «Динамо» в начале января, 2+1 с «Керамином» в конце февраля – так Матерухин превращался в «Матерого».


В 2006 году «Химволокно» проиграло только четыре матча в регулярке и уверенно вышло в плей-офф с пятого места, где уступило в серии за бронзовые медали «Риге-2000». Звено Матерухин-Шафаренко-Волчков оставалось главной ударной силой могилевчан, но и его не хватило в полуфинальной схватке с будущим чемпионом – «Юностью». Александр больше преуспел в диспетчерских действиях и набрал 8 (2+6) очков в 9 матчах. Главные победы Матерухина в Беларуси будут еще впереди.

Регулярный чемпионат Александр завершил с 45 (30+15) очками – на тот момент второй результат для дебютанта экстралиги. Форвард «Металургса» Роман Никитин годом ранее набрал 46 очков в 44 матчах. По результатам голосования «Прессбола» Матерухин попал в сборную «Б», причем главные тренеры «Гомеля», «Немана» и «Металургса» поставили его в лучшую пятерку экстралиги.

Тридцать заброшенных шайб и вовсе элитный результат, который до сих пор является отметкой, придающей хоккейным снайперам белорусской экстралиги особый статус. На сегодня всего 11 хоккеистов выдали 15 сезонов, в которых превысили эту планку. Три таких года как раз у Александра Матерухина, по два – у Евгения Соломонова и Эдийса Брахманиса.

В дебютном сезоне эта отметка покорилась, кроме форварда «львов», Брахманису, который в чемпионате-2008/09 настрелял 31 шайбу в составе «АСК-Огре». Этот показатель по сей день является снайперским рекордом новичков чемпионата Беларуси. Матерухин в экстралиге забрасывал в среднем больше 0,5 гола за матч, и единственный хоккеист, сопоставимый по темпам скоринга на дистанции, – все тот же Брахманис.

В 2005 году рядовое подписание, удостоенное пары строк в новостных сводках, обернулось появлением в нашем чемпионате одного из лучших хоккеистов экстралиги на годы вперед. Он провел шикарный сезон, который любому молодого хоккеисту можно использовать в качестве ориентира.

В 2020 году возвращение ветерана и хоккеиста сборной Беларуси по хоккею в Могилев получает гораздо больше внимания, и хотелось бы, чтобы мы все насладились результатом этого перехода. Даже если это будет последний танец.

Текст: Константин Кораблев

Фото: «Прессбол»/Александр Шичко