Лучший бомбардир экстралиги Б играл в тройке с Павелски и Марло

Рассказываем историю Игоря Леоненко.

Новополоцкий «Химик» уже давно делает ставку на своих. Скромные финансовые возможности клуба не позволяют приглашать звезд и поглядывать на сильных легионеров, поэтому «нефтяники», некогда обладавшие одной из сильнейших школ страны, возвращают домой воспитанников и подписывают местную молодежь. В нынешнем сезоне две трети ростера вновь составляли парни, прошедшие СДЮШОР имени Новожилова. Главный тренер тоже свой: Денис Тыднюк хоть и родился в Мурманске, но за двадцать лет окончательно превратился в новополочанина, пустив на белорусской земле прочные корни. Благодаря крепкой региональной привязке на матчи «Химика» ходит немало зрителей. В этом году под сводами реконструированной арены им было на что посмотреть. После создания экстралиги Б и появления конкурентной среды к огненным пресс-конференциям Тыднюка добавился результат: клуб одержал 56 процентов побед в «регулярке» и финишировал четвертым. Появились и местные любимцы. Форвард Игорь Леоненко стал лучшим снайпером и бомбардиром не только команды, но и всей лиги — 53 (36+17) очка! Причем он заметно опередил преследователей из тех клубов, которые разместились в таблице выше «Химика». Вообще, у Леоненко очень интересная биография, которая заслуживает отдельного рассказа…

GgjVHmDL-A4.jpg

Игорь родился в 1995-м, когда хоккей переживали непростые времена и приходил в запустение. Тем не менее, к началу 21 века ситуация нормализовалась, стали появляться новые арены, новые клубы — отец отдал сына в секцию. Леоненко-младший занимался в родном Новополоцке и отличался приличной фактурой. К семнадцати годам перемахнул за метр девяносто и попал на карандаш к тренерам юношеской сборной. В 2012-м Игоря (в то время игрока фарм-клуба «Химика») привлекли в команду U-17 на Кубок Президентского спортивного клуба — эдакий просмотр потенциальных кандидатов в U-18 за год до чемпионата мира. Турнир круто повернул карьеру еще несовершеннолетнего нападающего. После ПСК агент Леоненко сказал подопечному, что появился вариант на следующий сезон уехать в Северную Америку: «Есть ли какие-то пожелания?»

Пожелания были: куда-нибудь в район Сан-Хосе. Дело в том, что в 150 километрах от этого города — в Санта-Крузе — уже больше десяти лет жила мама Игоря. Так форвард оказался в «Сан-Хосе Джуниор Шаркс» — системе подготовки хоккеистов под патронажем НХЛовских «акул». Правда, с агентом сотрудничество дальше не сложилось, но белорус стал неплохо проявлять себя в новой команде. В НХЛ как раз грянул локаут — звездные хоккеисты просто тренировались в ожидании старта «регулярки». Чтобы можно было играть двусторонки, стали привлекать совсем «зеленых» ребят из числа юниоров. В один прекрасный день простой парень из Новополоцка, еще полгода назад выступавший за «Химик-2», оказался в раздевалке с Набоковым, Чичу, Павелски, Марло, Торнтоном, Бойлом, Кутюром и другими. Просто космос!

Ru-7hiMFt0Y.jpg

Леоненко тренировался с главной командой «Сан-Хосе» и ездил играть за сверстников в Североамериканской лиге проспектов (NAPHL). «Подходили генеральный менеджер и главный тренер Тодд Маклеллан. Говорили, что для НХЛ я еще, конечно, не готов, но физические задатки имеются», — рассказывал Игорь.

Новополочанин стал дружить с Евгением Набоковым: «Первое время ходили просто как два русских, не особо общались. Но однажды поехали вместе на обед, разговорились. Никаких понтов, никогда не откажет. Первое время в главной команде помогал и с переводом». Вскоре легендарный голкипер сосватал Леоненко своему агенту Дону Биллу, который потом пытался устроить белоруса в CHL.

В тот локаутный сезон звезда «Сан-Хосе» Джо Павелски как раз отправился в Минск играть за «Динамо». А перед этим спрашивал у Леоненко, как ругаться по-русски. Они даже тренировались в одной тройке. Логан Кутюр, который играл в звене с Павелски и Марло, тогда еще не приехал в расположение «акул» и на его место поставили белоруса. Вот и получилась связка Марло — Павелски — Леоненко. «Играли не в полную силу, больше дурака валяли, но тем не менее. Когда ехал в Америку, мыслей об НХЛ и близко не было, а вот какой подарок получился, — делился впечатлениями Игорь. — Провели в таком сочетании где-то три тренировки. Потом Павелски уехал в Минск и позицию в центре занял Брент Бернс. Что весьма странно, поскольку Бернс — защитник. Если честно, очень хотел, чтобы локаут не заканчивался, чтобы еще набраться опыта. Тренироваться с такими людьми!.. Это не описать. Одно дело смотреть их по телевизору, совсем другое — находиться рядом. Скорость мышления у НХЛовцев потрясающая. Ребята на тренировках отдавали такие передачи, что мне вообще ничего делать не приходилось. Подставляй клюшку — и шайба в воротах».

LeoPav2.jpg

Леоненко был самым молодым в звездном коллективе — ему и восемнадцати тогда не исполнилось. Первое время легенды НХЛ ограничивались сухим «привет, как дела», но через неделю стали общаться, чем-то интересоваться, подсказывать. «Когда мне только сообщили, что должен перейти в раздевалку главной команды, думал, что не смогу справиться морально. Но коллектив оказался веселым. Это ерунда, когда говорят, будто в НХЛ все серьезные», — отмечал Игорь.

Главным заводилой был Чичу. По словам Леоненко, он отжигал по полной. Новичков вообще любили разыгрывать. Могли подъехать сзади и толкнуть в ногу, чтобы игрок упал. Или при упражнении «один в ноль» выбить шайбу с крюка. Но это не воспринималось как унижение — парней таким образом мотивировали быстрее думать и не расслабляться. Еще Игоря удивляло, что у звезд нет никаких заморочек. «Например, Дэну Бойлу (на тот момент самому возрастному хоккеисту «Сан-Хосе») было не зазорно собрать шайбы. Думал, эта миссия в главной команде будет исключительно на мне, но собирал тот, кто последний покидал лед. Случалось заканчивать вместе с капитаном Джо Торнтоном».

eWlknhDJ0o4.jpg

Сказка завершилась перед прекращением локаута. Звезды отправились играть усеченную «регулярку» НХЛ, а Игорь вернулся в «Джуниор Шаркс». В том сезоне Леоненко провел в NAPHL (U18) 42 поединка, в которых забросил 40 шайб и отдал 27 передач. А на финише хоккейного года съездил с юношеской сборной Беларуси на чемпионат мира в группе «А» дивизиона 1 в итальянский Азиаго. Там наша команда, мягко говоря, не блеснула — стала четвертой, тем не менее, новополочанин набрал 3 (2+1) очка в 5 матчах.

Правда, в дальнейшем взлета не случилось. В списках претендентов на драфт НХЛ Леоненко не значился. В «Сан-Хосе» говорили, что будут иметь в виду, однако вниманием обошли. В CHL тоже не удалось устроиться из-за лимита на легионеров: команда, которая звала Игоря, сделала ставку на других иностранцев. Поэтому белорус уехал уровнем ниже — в «Баттлфорд Норс Старс» из Юношеской хоккейной лиги Саскатчевана (SJHL), входящей в структуру Hockey Canada. На протяжении трех лет дела складывались по-разному.

«Хоккей там более силовой, нежели в американских лигах, много борьбы, — рассказал Игорь уже для hockey.by. — Чувствовал себя некомфортно, поэтому первый год получился не очень удачным. На второй пропустил большую часть чемпионата из-за травмы — сломали кисть. Удался только последний, третий сезон». В последний год Леоненко действительно блеснул: 101 (55+46) очко в 68 матчах и титул лучшего снайпера SJHL. Что любопытно, он всегда больше забивал, нежели отдавал.

l1ONwrytpX4.jpg

Впечатляющая результативность позволила форварду попасть в летний лагерь новичков НХЛовского «Сент-Луиса», познакомиться с 33-м номером драфта-2014 Иваном Барбашевым (до сих пор периодически общаются) и сыграть там один выставочный матч. Естественно, для НХЛ Игорь в то время еще не созрел, но и в юношеские лиги по возрасту уже не подходил, поэтому отправился пробоваться в профессионалы — в «Аллен Американс» из ECHL. В ту пору команда была аффилирована с хорошо знакомыми Леоненко «акулами» из Сан-Хосе. Правда, после нескольких поединков в Лигу Восточного побережья спустили ребят из АХЛ — молодежи пришлось уехать. Наш нападающий направился в SPHL (Южная профессиональная хоккейная лига), где выступают восемь команд с Юго-востока США и одна из Иллинойса. Но очень скоро по личным обстоятельствам уехал и оттуда, после чего случилось возвращение на родину: сначала в «Юность», а затем в «Витебск». На вопрос, что мешало закрепиться у Михаила Захарова, Игорь отвечает честно: «В принципе ничего не мешало».

Прошлый сезон он начинал в «Динамо-Молодечно», однако по ходу перебрался в альма-матер — новополоцкий «Химик». Там быстро вспомнил бомбардирское прошлое: стал набирать почти по очку в среднем за матч. Летом, несмотря на разделение чемпионата, нападающий решил остаться в клубе и с ходу набрал больше всех баллов. Теперь Игорь навсегда войдет в историю как лучший бомбардир первого сезона экстралиги Б. Он называет два фактора высокой результативности: «Во-первых, за счет партнеров. Во-вторых, за счет желания». О будущем говорит сдержанно: «Сейчас надо доиграть турнир развития — хорошо развиться. Потом будем обсуждать с руководством. Хотелось бы, как минимум, попасть в экстралигу А. Посмотрим, каким будет чемпионат в следующем году…»

Фото: из личного архива Игоря Леоненко