Судейство Событие 14 ноября 2019

От неприкосновенности до штрафов на благотворительность. Как спортивные судьи несут ответственность за свои ошибки

И должны ли?

Судья – лицо неприкосновенное, и его решения не обсуждаются. Это один из законов спорта, ему учат во всех детско-юношеских школах по всем видам спорта. Уважение к судье – один из принципов состязаний. Причем следование ему не должно ставиться под сомнение и зависеть от решений этого самого судьи, порой вопиюще ошибочных или частично неверных.

Это все теория. На практике же, обсуждение и анализ работы рефери – это органичная часть большого спорта. Более того, часто это дело невольно превращается в шоу, необходимое продолжение матчей и поединков, в то самое махание кулаками после драк. Помните, как проходило бурное обсуждение необходимости введения видеоповторов в большом футболе? Многие близкие к спорту люди вполне серьезно рассуждали о том, что система VAR убивает душу футбола, ведь ее неотъемлемым компонентом являются... судейские ошибки. Дескать, что же люди будут обсуждать, если все офсайды, руки в штрафной и красные карточки будут официально заверены «видеонотариусом», и с судьями больше невозможно будет поспорить. Реальность показала, что такие эксперты скорее были неправы: даже с VAR рефери продолжают допускать помарки, а сообщество продолжает от них бурлить. Хосеп Гвардьола соврать не даст. А уж что бывает без VAR, все могли убедиться совсем недавно в Бресте.

Частота судейских ошибок – лишь одна из причин постоянной критики работы рефери практически во всех видах спорта. Но другая причина, также важная, заключается в том, что спортсмены и зрители зачастую просто не видят, наказываются ли служители спортивной Фемиды за свои просчеты. А ведь эти просчеты, случается, непосредственно влияют на исход соревнований, ставя под сомнение честность и легитимность чьей-то победы. Причем такая ситуация повторяется из раза в раз в самых популярных видах спорта. Возьмем, например, футбол...


Как наказывают футбольных арбитров

Самый свежий пример, за которым и ходить далеко не пришлось. Громкий судейский скандал в чемпионате Беларуси случился под занавес сезона в матче с топовой афишей. На которую, вроде бы, априори назначаются арбитры с лучшими оценками и лучшей репутацией. Не сказать, что белорусское судейское небо доселе было безоблачным, а ливень и гроза, разразившиеся в городе над Бугом, не имели предвестников. Нет, отечественный судейский корпус постоянно ловит стрелы критики, у некоторых тренеров есть целые истории взаимоотношений с конкретными рефери. Как, например, у Сергея Гуренко, или Виталия Жуковского. Практически в каждом туре можно отыскать момент, который в лучшем случае относится к пресловутой формуле «на усмотрение», а в худшем – представляет собой серьезный судейский ляп. Эти эпизоды активно обсуждаются болельщиками в интернете, фанатами на трибунах и тренерами на пресс-конференциях. А через некоторое время все заканчивается прорывами в судейскую комнату, попыткой показать повтор на смартфоне и оскорбительными кричалками, подпадающими под статью Дисциплинарного кодекса.


Но почему первое обязательно переходит во второе? Проблема, вероятно, не только в квалификации белорусских арбитров и качестве судейства в целом. Ведь многое можно списать на человеческий фактор, без которого спорт уже не будет в полной мере спортом. Проблема, как представляется, кроется в несколько другом – футболисты, тренеры и болельщики не чувствуют себя защищенными. Судите сами – система наказания игроков всем известна. Им можно показать желтую или красную карточку, влепить штраф или отстранить на несколько матчей. С тренерами можно поступить ровно так же, а фанатов можно не допустить на трибуны или оштрафовать клуб за оскорбление официальных лиц. Но что же с судьями и людьми повыше, принимающими соответственные решения?

Да, действительно существует система наказаний арбитров, которые допускают ошибки. Но о ее применении и ее сути общественность вынуждена узнавать по, так сказать, вторичным признакам, ведь официальные лица федерации, по их словам, не могут комментировать ни судейские решения, ни решения комитета, который назначает наказания. Впрочем, сама система хорошо известна. Инспектор выставляет арбитру оценку, и если она неудовлетворительная, то тогда в отношении судьи применяются санкции. В случае двойки, которая выставляется за результативную ошибку, судья пропускает два следующих тура.

Бывают санкции и строже. К примеру, в этом сезоне на себе это прочувствовал Алексей Кульбаков. В матче 14-го тура высшей лиги между «Витебском» и брестским «Динамо» известный рефери пропустил игру рукой в своей штрафной Александра Нойока, не поставил пенальти за фол Гущенко в собственной штрафной. Кульбаков получил двойку, был отстранен на два матча тура, а также, по слухам, условно дисквалифицирован до конца сезона. На пальцах это означает, что следующая ошибка стала бы для арбитра последней в нынешнем году в чемпионате Беларуси. Но до этого пока не дошло, Кульбаков, отсудив несколько встреч во второй лиге, вернулся в элитный дивизион.

Но почему мы говорим «по слухам»? Потому что решения судейского комитета не подлежат огласке. «Мы, скажем так, дали Алексею небольшую паузу. Говорю так, потому что все решения о назначениях и дисквалификациях – внутренняя информация, которую разглашать не могу. Могу лишь сказать, что мы находимся в постоянном контакте с Кульбаковым и рассчитываем на него в осенней части чемпионата», – дипломатично говорил по следам той истории глава департамента судейства и инспектирования Андрей Чепа.   

Интересно, что один из его предшественников, бесславно завершивший карьеру в БФФ в наручниках Андрей Жуков, наоборот, выступал за прозрачность. Он не только посещал брифинги, которые одно время проводило руководство федерации, но и отмечал, что наказания, которые выносятся судьям, не должны быть тайной.

Почему же это проблема? Вероятно, из-за того, что у общественности возникает чувство, что судьи, в отличие от всех остальных участников футбольного действа, всегда выходят сухими из воды. За исключением некоторых громких скандалов, как например, с пожизненной дисквалификацией Сергея Шмолика, вышедшего на матч в состоянии нестояния, большинство дисциплинарных взысканий, применяемых к арбитрам, проходят вне информационной повестки. О том, что набедокуривший в Бресте Виктор Шимусик отправлен во вторую лигу, все узнали из списка судейских назначений, а не из какого-нибудь пресс-релиза. Все верно, решения о дисквалификациях не подлежат разглашению.

Вот и получается, что у наблюдателей возникает еще больше вопросов. Справедливо ли наказание? Чем судейский комитет мотивировал решение? В чем усмотрел судейские просчеты? Как их объяснили сами рефери? Все эти вопросы остаются без ответов. Что порождает лишь новые вопросы и скандалы. А также общее недоверие не только к чиновникам, но и судьям. Что мы прекрасно могли видеть в матче «Ислочь» – «Динамо» Брест, когда после нескольких, по мнению гостей, спорных решений к хорошо отсудившему Амину Кургхели направлялись представительные делегации брестчан. Смотрелось это и смешно, и грустно одновременно.

Фактически последний канал обратной связи – программу «Судите с нами» – теперь вообще решено закрыть, она признана вредной. Выходит, у зрителей и специалистов будут возникать все новые вопросы, на форумах появится еще больше сообщений, а чант брестских болельщиков можно будет услышать во всех городах. И это, конечно, в корне неправильно, как неправильно оскорблять судей, нападать на них и оспаривать прямо на поле любое их решение. Ведь есть же цивилизованный правовой процесс, так?

У руководителей белорусского футбола своя правда. Не обсуждать судейство – требования УЕФА. Публиковать информацию о наказаниях – значит понижать самооценку судей, лишать их уверенности в себе. Давать возможность общественности оказывать на низ эмоциональное давление. И провоцировать лишние разговоры. Вот только разговоры провоцируются и сейчас, и их становится все больше, как становится больше и давления. Да, судьи тоже люди, они имеют право на ошибки. Но если эти ошибки влияют на результат?

В других странах, кстати, с этим ненамного лучше. Есть отличный пример абсолютно закрытой в плане судейства страны. Старая добрая консервативная Англия, где судейские скандалы случаются не реже, чем в Беларуси. И где судьи и руководство совершенно немы. Футбольная ассоциация пошла по своему пути – она просто не наказывает рефери за ошибки. Самое серьезное, что может быть применено к арбитру, это предоставление ему отдыха на пару матчей. И это происходит скорее не в качестве наказания, а чтобы несколько успокоить разбушевавшуюся публику. Дисквалификация – это наказание исключительное, которое применяется крайне редко. И такое наказание следует не за ошибку с пенальти или карточкой. Один случай за несколько лет – судью женской лиги отстранили за то, что он забыл монетку и устроил среди капитанов игру «камень-ножницы-бумага». Пресса, кстати, с непониманием встретила столь суровое наказание за такой безобидный проступок.

Каждый год футбольную Англию сотрясают судейские скандалы разной амплитуды, но ничего особенно не меняется. Как мало что изменилось с внедрением VAR, что красноречиво продемонстрировал недавний центральный матч всего чемпионата между «Ливерпулем» и «Манчестер Сити». Судьи на видео даже не предложили рефери в поле просмотреть несколько крайне спорных моментов, в итоге был спровоцирован новый скандал. Ранее глава судейской коллегии Англии отмечал, что только в сентябре VAR допустил четыре ошибки, еще ряд моментов он не рассматривал. В общем, противники видеоассистента могут расслабиться – никаких эмоций он футбол не лишил, это точно.


А что у наших соседей? В России проблемы с судейством – тоже давняя история. Она стара, как мир и как российский футбол. Народный фольклор родил немало присказок, шуток и анекдотов о российских футбольных арбитрах, и происходит это не на пустом месте. В последние годы проблема только усугубилась, чуть ли не в каждом туре рефери допускают ошибки, порой радикальным образом влияющие на результат. Пришлось бороться, в том числе путем отстранения судей от матчей.

Наверное, символично, что нынешний сезон в России по сути начался с судейского скандала. Судья Владимир Москалев плохо отсудил матч между «Спартаком» и «Сочи»: не поставил чистый пенальти в ворота москвичей, засчитал гол в ворота южан, забитый с явным нарушением правил. Как итог – потоки критики в прессе и в соцсетях, недовольство тренеров. И РФС было некуда деваться – судью отстраняют от обслуживания матчей. И это не первый случай, когда тамошний департамент судейства признает ошибки судей и публично заявляет об их наказании. Совсем недавно руководство РФС высказало крайнюю обеспокоенность качеством судейства. И даже пошло на своего рода ультиматум: руководителю российских арбитром Александру Егорову дали на исправление ситуации время до конца года. А в пресс упорно муссируются слухи, что Союз может пойти еще дальше – пригласить на пост главы профильного департамента иностранного специалиста.

В Украине это уже сделали: там руководителем арбитров УАФ работает итальянец Лучано Лучи. И без скандалов и споров тоже, конечно, не обходится. Правда, Лучи спорные моменты для прессы обычно комментирует. И указывает на ошибки судей, если они имели место быть. Кстати, у наших южных соседей максимальное наказание судей за ошибки – десять матчей дисквалификации. Но такое случается редко, чаще всего за серьезные просчеты арбитры отстраняются на четыре игры.

Интересно, что на уровне наднациональном арбитры действительно практически неподсудны. ФИФА и УЕФА практически всегда становятся на сторону судей. Их наказание – вещь исключительная, которая происходит только в свете действительно громких скандалов. Как это случилось с Виктором Кашшаи на Евро-2012, когда он не засчитал гол украинцев в ворота сборной Англии, не заметив, что мяч пересек линию. Венгра отстранили до конца чемпионата, но уже осенью он судил еврокубки. Позже он попадет в еще несколько резонансных скандалов, но это не помешает УЕФА считать его одним из лучших арбитров Европы.

Как дела в хоккее?

Судейские ошибки постоянно сопровождают не только футбол, но и хоккей. Спорные удаления, засчитанные или, наоборот, незасчитанные шайбы, да и просто курьезные решения судей, напрямую влияющие на результат, постоянно сопровождают хоккейные матчи. Не только в Беларуси, не только в КХЛ, но и за океаном. Но несут ли арбитры ответственность за свои, порой, ошибочные действия?

В КХЛ ситуация парадоксальным образом схожа с историей в белорусском футболе. Резонансные ошибки судей отнюдь не редкость, но об ответственности арбитров за свои неправильные решения почти ничего не известно. И это официальная позиция лиги, а точнее ее главного арбитра Алексея Анисимова. «Не понимаю смысла в том, чтобы рассказывать о наказаниях судей. Это наше внутреннее дело, мы с них спрашиваем серьезно. Но выходить и рассказывать о том, что кто-то отстранен от работы за ошибки – это прибивать судью морально. Не думаю, что это будет правильно», – отмечал Анисимов в интервью «Спорт-Экспрессу».

Аргументы, как видите, те же. Доля истины в этом, наверное, есть. Но есть и другое, то же, что и в футболе – на фоне частых судейских ляпов зрители и специалисты не видят, несут ли судьи ответственность. Да, несут, согласно нормам. Но это все, что, по мнению руководства судейского корпуса КХЛ, нужно знать. А еще, ни в коем случае нельзя критиковать работу судей официальным лицам. Иначе штраф – в прошлом сезоне он составлял 4,5 тысяч долларов.

К чести КХЛ, она не в полной мере хранит молчание, а зачастую пытается разъяснить спорные решения. Здесь два канала информации. На официальном сайте лиги регулярно выходят новости в рубрике «Департамент судейства разъясняет». Там официальное лицо лиги комментирует то или иное спорной судейское решение, а бывает, и признает ошибку арбитров. Второй канал – программа «Судейская». Ее формат серьезно отличается от формата белорусской футбольной «Судите с нами». В студии работает эксперт – Алексей Анисимов – и ведущие Леонид Вайсфельд и Владимир Гучек. А потому эта программа не превращается в рутинное зачитывание норм правил в отношении спорных моментов. Но есть и другая сторона: главный арбитр КХЛ, естественно, старается смягчить углы и уйти от острых вопросов. Что сказывается на информативности и объективности передачи. Но это, конечно, лучше, чем ничего.

Впрочем, КХЛ представляет собой образец открытости в судейском вопросе, если сравнивать ее с лучшей лигой мира. НХЛ никогда не комментирует наказания судей за ошибки. За крайне редким исключением. Два таких исключения пришлись на прошлый плей-офф. В седьмом матче первого раунда между «Сан-Хосе» и «Вегасом» арбитр, по мнению НХЛ, ошибочно удалил на пять минут игрока «Голден Найтс». За эту пятиминутку «акулы» оформили впечатляющий камбэк и выиграли серию. Лига дисквалифицировала судей до конца сезона. Уже в финале Запада рефери вновь допустили результативную ошибку в пользу «Сан-Хосе», не заметив пас рукой перед победной шайбой в овертайме. Вердикт тот же – бан до конца сезона.

Однако это лишь исключения. Лига защищает арбитров так же, как все остальные. Лишь из интервью ушедших на пенсию рефери мы можем узнать, что за серьезные ошибки судьи платят штрафы, причем отдают эти деньги не НХЛ, а на благотворительность. К тому же, в лиге действует рейтинговая система, именно оценка по итогам «регулярки» влияет на то, будет ли бригада работать в плей-офф, или уйдет в отпуск раньше времени.

В Беларуси тема судейства так же горяча. Запрет на критику действий арбитров в ходе послематчевых пресс-конференций раньше не сдерживал некоторых тренеров, возмущенных очередным серьезными ошибками судей. В отличие от других лиг, в Дисциплинарном регламенте ФХБ четко прописаны санкции, которые применяются к судьям. Этому вопросу посвящена глава 7 документа.


Так, за ошибки, не повлиявшие на исход матчей, рефери может получить предупреждение, отстранение на срок от одного до пяти матчей или дисквалификацию до конца чемпионата. За результативные ошибки наказывают только отстранением или дисквалификацией на те же сроки. Самое суровое наказание – за совершение аморального поступка. Здесь лишь два варианта: дисквалификация до конца чемпионата либо вывод из списка судей.

При этом ФХБ также не сообщает о фактах наказаний в сторону судей. По тем же, думается, причинам – дабы не оказывать на них давление. Отстранения случаются, но не столь часто. А наказания налагаются, естественно, за закрытыми дверями.

Существует в Беларуси и аналог «Судейской» – программа «Арбитраж». Глава судейского комитета Владимир Проскуров комментирует спорные эпизоды в матчах чемпионата Беларуси, отмечает правомерность или ошибочность действий судей. Однако этот нерегулярный формат пока остается, фактически, единственным каналом обратной связи.

...Работа рефери в любом виде спорта ответственна и сложна. И неприкосновенность судей – это не только спортивная, но и юридическая практика. Людям свойственно ошибаться, и ничего, по большому счет страшного в этом нет. Однако порой повторение одних и тех же ошибок лишают спортивные состязания важного принципа – справедливости. Спортсмены и зрители чувствуют себя обманутыми, предполагая, что рефери не несут за свои ошибки ответственности. Похоже, спортивному сообществу еще предстоит решить, как быть с этой важной проблемой.

Текст: Филипп Матюшонок

Фото в тексте: FIFA, Hockey.by