История Событие 26 марта 2020

25 лет назад хоккеисты сборной Беларуси выиграли чемпионат мира в группе «С1»

И были жестоко избиты болгарским ОМОНом.

26 марта 1995 года в Софии завершился чемпионат мира в группе «С1» – на тот момент это был третий по рангу дивизион. В истории сборной Беларуси это был третий официальный турнир и первый значимый успех. Команда под руководством Андрея Сидоренко заняла первое место и завоевала пропуск в группу «В», откуда уже можно было штурмовать элитный эшелон.

В Софии белорусы сначала стали победителями группы из трех команд, обыграв Эстонию – 6:1 (1:1, 3:0, 2:0) и Словению – 5:4 (2:0, 2:2, 1:2). А затем в пуле за 1-3-е места наши хоккеисты взяли верх над Украиной – 3:1 (2:1, 1:0, 0:0) и Казахстаном – 2:1 (1:1, 0:0, 0:1).

Правда, радость от победы белорусам подпортил болгарский ОМОН. Ночью, когда часть игроков уже разбрелась по номерам, а часть еще отмечала успех в баре, силовики начали отлавливать и избивать хоккеистов.

– Выбегаю на улицу – Эдик Занковец и Сергей Шитковский харкают кровью. На моих глазах Шита отправляют мыться в туалет и там бьют лицом об умывальник и зеркало. Итог – сотрясение мозга и сломанная челюсть. Как потом выяснилось, по машине пробежал игрок сборной Казахстана. Бежал, провалился в люк, вылез и убежал. И он был лысым. Эдика приняли за него.

Я начал конфликтовать с ОМОНом, говорил, что сейчас буду связываться с посольством России (белорусского тогда не было в Болгарии). Оно было через дорогу от гостиницы. Решил рвануть туда, но меня бьют, укладывают на ковер, заламывают руки, надевают наручники и припечатывают лицом к полу сапогом. Вырубили. Тем временем ОМОН начал выбивать двери в номерах, где жили наши игроки. Ковалев с Захаровым забаррикадировались, готовились клюшками отбиваться, а Гавриленок вспоминал, что спал мертвым сном, когда ОМОН вынес дверь в его комнату. Забежали, посмотрели и убежали. Что они хотели, он так и не понял.

В итоге разрулил все Лев [Контарович, тогдашний глава ФХБ], который обратился в Болгарскую федерацию хоккея. Только благодаря его еврейской мудрости мы уехали. Если бы и он еще полез в разборки, нас бы покромсали. В аэропорт я приехал прямо из камеры: без шнурков даже. Взлетели, и тут в самолете стало плохо Шиту: он чуть не умер. Додержался, и по прилете в Москву его сразу отправили в больницу.

Мы пытались добиться какой-то сатисфакции, МИД сделал заявление, потребовал извинений. Болгары долго межевались, вроде как-то извинились через губу и сказали, что был уволен начальник болгарского ОМОНа, – вспоминал в интервью Tribuna.com те события тогдашний вице-президент федерации хоккея Владимир Бережков, который сейчас является спортивным директором ФХБ.

Летом 1995-го стало известно, что после матча с Казахстаном на том турнире положительный допинг-тест сдал Руслан Салей. Как объяснял ситуацию сам хоккеист, запрещенный препарат попал в организм с лекарством от гриппа. Со сборной Беларуси сняли два очка за победу, но поскольку сопернику ничего не добавили, то наша команда сохранила первое место и путевку в группу «В».

А вот снимок, после финальной сирены заключительного матча сделанный по инициативе Михаила Захарова, который вручил фотоаппарат заливщику льда.


Путевку в элитный дивизион Беларусь через год завоевать не смогла и решила задачу только в 1997-м, когда главным тренером сборной был уже Анатолий Варивончик, а Захаров был включен в его штаб в качестве ассистента.