«Почему не заиграл в «Ванкувере»? Темная история». Денис Гроть – о выступлениях с Овечкиным и истории с НХЛ

Тренер «Минских зубров» делится воспоминаниями.

- Давай немного вернемся назад, в юношеский хоккей. В 2002 ты в составе сборной России взял серебро юниорского чемпионата мира.

- В Словакии играли, в том числе против сборной Беларуси. Тогда наши парни финишировали пятыми – историческое достижение. Было два групповых этапа, и во втором, финальном, мы должны были встретиться. Тогда в нашей раздевалке (сборной России) парни говорили, мол сейчас выйдем, на одном коньке обыграем. Я единственный уверял, что просто точно не будет и настраивал команду.  Да, закончилось 11:0 в нашу пользу, но точно было не на одном коньке. Мне лично непривычно вначале пару смен было, все-таки я из Беларуси, а играю против них в сборной России, первый раз такое в жизни, мой возраст и всех ребят знаю, но быстро забыл про это. По жизни — друзья, но на поле — война. Каждый борется за свое спортивное будущее.

У нас была тройка Овечкин — Крикунов – Игнатушкин, они решали. Пролетели весь турнир ударно. Тогда не было финала, но в последнем матче, так получилось, что боролись за золото с американцами. Тогда я глупо удалился. Мой напарник уходил за наши ворота с шайбой, а я проезжал перед американцем, тот врезался в меня, упал – судьи дали 2 минуты за блокировку. Глупое удаление. Зак Паризе мгновенно наказал.

- Александр Овечкин уже тогда был топовым?

- Я его запомнил еще по регионам. Когда собирались с разных точек России: Поволжье, Урал, Юг, Центр, Сборная Москвы. Мы играли в Тюмени против Москвы. Бегал он тогда как сумасшедший. И клюшка у Саши была, такое ощущение, что по пояс. Очень техничный. Сейчас говорят, что у него всего несколько финтов, но в молодости – обыгрывал всех. Невозможно было шайбу отобрать. Потом уже, в НХЛ он сделал клюшку длиннее.

Помню мы еще играли на юношеском Олимпийском фестивале, в Финляндии. Взяли золото. В одном из матчей у Овечкина игра совсем не шла. Сидит в раздевалке, воткнул клюшку себе в маску железную, грустит. Заходит тренер, кричит: «ОВЕЧКИН!» Тот поднимает голову и клюшка в потолок прямо со шлемом. Вся раздевалка грохнулась на пол со смеха. В итоги турнир выиграли.

- Ты же не только с Ови пересекался, были и Малкин, и Семин, и Жердев.

- «Локомотив» отдал меня в аренду в Электросталь, тренером был Равиль Исхаков, он же возглавлял юниорку России. В том «Элемаше» была хорошая молодежь, среди них и Жердев. Жили в общежитии. По сути – работали за еду. Какие-то деньги платили из Ярославля. Сегодня юные парни, забросив пару шайб, сразу хотят большой контракт, тогда этого не было. Хорошо было только на выездах, потому что там был и завтрак, и обед, и ужин. Жердев мог спокойно обыграть всю пятерку. Был такой финт, он брал клюшку правой рукой посередине, закрывал шайбу корпусом и мог так круги наворачивать вокруг ворот. Шайба далеко, соперника держит другой рукой на расстоянии — не остановить. Большой талант. Сложно сказать, почему так с ним получилось. Для меня же тогда главным было играть в хоккей и работать на свое имя, — при должном подходе все будет.

- В 2002 году тебя драфтанул «Ванкувер», где за пару лет до этого божили Буре и Могильный, а капитанил Тревор Линден. 2-й раунд, 55-м номер — очень серьезно. Почему ты не оказался за океаном? 

- Ребят из «Локомотива» разобрали: я – в «Ванкувер», Иван Ткаченко – под 98-м номером в «Коламбус» (остался в «Локо», погиб с командой в авиакатастрофе 7.09.2011), выше, 18-й номер драфта, — Денис Гребешков, он через год уехал в «Лос-Анджелес Кингз» (кстати, Мозякина «Коламбус» взял только 263-м).  Оптимизма было много, но почему не получилось? Темная история.

Как мне объясняли, в течение трех лет после драфта команда должна тебя подписать или права теряются. Наверное, такие правила были раньше по коллективному соглашению. В конце этого срока мне звонил скаут Сергей Чибисов, говорит — надо подписать контракт, я тебе его сейчас пришлю на факс или e-mail, а я был тогда в Минске и у меня нет никакого факса дома, да и компьютер только включать научился, какой там уж e-mail. Начал звонить своему агенту американцу, но не смог связаться. Набирал тому что по России работал, что-то пробовали, но в итоге так ничего и не получилось, не срослось. Я даже сам не знаю почему.

Чибисов до сих пор работает в этой системе, и приезжал на наш молодежный чемпионат мира в прошлом году. Больше всего я удивился когда увидел среди скаутов ребят с которыми еще играл в Ярославле во второй команде. При встрече в шутку сказал – слушайте, почему я еще не здесь с вами. Мы общались два дня, пока они были здесь. После игрового дня приезжал к ним в гостиницу и сидели до часов 4-х утра. Рассказывали, что дома почти не бывают, постоянно в разъездах, всегда кого-то отслеживают. Не очень легкая работа как может показаться на первый взгляд. Хватало историй, когда у людей был контракт на руках от клуба НХЛ и надо поставить только подпись, но они выбирали Россию, хотя сейчас понимают, что надо было пробовать. Тогда понимание такое было — нужно попасть в сборную России, хорошо здесь себя проявить, а потом уже ехать в Америку. Чибисов говорит, что у меня всё было: катание, руки, техничный, голова на месте, но в силовую слабовато играл, а я любил в чистую шайбу забирать, за счет катания. Если бы годик поиграл в Америке – то быстро бы добавил в этом компоненте. У нас то и площадки большие.


Воспитанники Юности: Гоман, Дурнов, Захаров, Грабовский, Гроть.

Источник: sportarena.by.