ЧМ-2021 Интервью 22 мая 2021

Что стряслось в первом периоде, как понять хит Комарова и жест Шаранговича. Эксперты – о старте белорусов на ЧМ-2021

Матч со Словакией глазами Сергея Стася и Андрея Гусова.

В пятницу белорусы с поражения (2:5) стартовали на чемпионате мира в Риге. Три шайбы, пропущенные в стартовые 11 минут встречи, во многом предопределили ее исход. Но в третьем периоде команда Михаила Захарова встрепенулась и едва не совершила камбэк.

Что произошло с нашей сборной в начале матча, чем удивил соперник, мог ли перелом в игре наступить раньше, был ли обоснованным хит Никиты Комарова, приведший к удалению до конца игры, кто выделялся в составе белорусской команды и поможет ли прерванная безголевая серия обрести ей уверенность в следующих поединках? На эти темы в интервью Hockey.by порассуждали эксперты Сергей Стась и Андрей Гусов.


Провалили первый период, – отмечает главный тренер «Гомеля» Сергей Стась. – На мой взгляд, очень пассивно действовали – как при игре «пять на пять», так и в меньшинстве «четыре на пять». Очень много позволяли противнику в своей зоне, предоставляли ему много пространства, не действовали с ним плотно. Просто стояли и наблюдали за тем, что делает соперник. Не было ни прессинга, ни контролируемого давления, все время откатывались, давали словакам набирать скорость, спокойно входить в нашу зону, расстреливать ворота, не вытесняли их в углы, не блокировали броски. Отсюда и эти три пропущенные шайбы, причем две из них в меньшинстве. Даже не знаю, с чем это связано. Возможно, потому что стартовая игра? 

Вратаря Константина Шостака я бы винить не стал. Причина скорее в пассивности обороны, а также в высоком качестве бросков словацких форвардов. Но им нельзя было позволять этого делать. Голкипер не получал помощи ни от своих защитников, ни от нападающих.

Главный тренер польского клуба «Подхале» Андрей Гусов констатирует справедливость и закономерность итога матча, подчеркивает явное превосходство словаков в движении и удивляется инертности нашей команды при игре в меньшинстве.

Проиграли по делу, потому что по крайней мере на протяжении двух с половиной периодов словаки выглядели сильнее во всех компонентах, свежее, лучше катались, больше владели шайбой. Белорусы уступили сопернику прежде всего в движении. И по броскам после двух периодов мы сильно отставали (17-27).

Словаки и в большинстве играли здорово, пользовались тем, что у наших ребят в меньшинстве и активности не было, и бросать соперникам позволяли, не блокировали броски. Я так и не понял, какое перед ними задание стояло по поводу того, как действовать при пенальти-киллинге. Иногда нас на полторы-две минуты наглухо закрывали в зоне, и мы там просто стояли и не двигались, все отскоки проигрывали. На мой взгляд, если бы не выручил Дэнни Тэйлор, то в начале второго периода словаки могли бы еще две шайбы забросить.

Начали шевелиться только за 8-9 минут до конца матча, в третьем периоде стало заметно, что прибавили в движении. Словаки же, имея перевес в счете 4:0, немножко расслабились и думали доигрывать. У них пошли удаления, и концовка оказалась такой, что наши ребята вполне могли зацепиться – Стефанович реализовал большинство «5 на 3», Егор Шарангович все-таки свою шайбу забросил. Используй еще Егор штрафной бросок... Да и кроме этого еще были моменты. И Джефф Платт мог поражать уже пустые ворота, после того, как обыграл вратаря. И вроде уже все сделал для этого, но шайба прошла мимо. И Герман Нестеров один в один выходил… К сожалению, и у него не получилось. А потом на последней минуте получили гол в пустые ворота, и на этом матч закончился.

Преимущество словаков в стартовой трети поединка было обусловлено удалениями в нашей команде, за первый период белорусы были наказаны 31 минутой штрафа, включая удаление Никиты Комарова до конца матча (5+20).

Сначала Миша Стефанович схватил двойной малый штраф, затем 5-минутный несгораемый получил Комаров, в конце периода еще и Лисовец шайбу выбросил. Играть половину периода в меньшинстве... Нельзя себе позволять подобное на старте такого турнира. Извините, ребята, это уже вопросы к дисциплине, – считает Андрей Гусов.

Возможно, это эмоции, нехватка концентрации или слишком большое желание, из-за чего парни не контролировали свои клюшки, – объясняет Сергей Стась.

Насколько оправданным и уместным был силовой прием Никиты Комарова на 17-летнем защитнике Шимоне Немеце, после которого атаковавший соперника в спину белорус досрочно завершил матч и оставил партнеров на пять минут в меньшинстве?

Я не понял, зачем Комаров побежал туда, – разбирает ситуацию Андрей Гусов. Шайбы уже там не было. Момент ушел. Но Никита поехал этого молодого парня бить для чего-то. Зачем его было там трогать? Абсолютно глупое, необоснованное удаление. Для чего это? Может быть, задание было такое – таким макаром как-то встряхнуть команду? Но тут действия нашего игрока, как мне кажется, не были обоснованными. Вероятно, он еще и дисквалификацию за этот фол получит. Повезло, что в той пятиминутке в меньшинстве не пропустили, перекладина выручила. Видно было, что при счете 3:0 словаки уже чуть расслабленно действовали.

У Сергея Стася мнение по поводу этого эпизода несколько отличается.

Мне кажется, что не так там все плохо, как смотрелось. Был момент, когда словацкий защитник вроде бы развернулся, поэтому я бы не сказал, что там был такой уж грязный прием. Другое дело, что соперник был уже без шайбы. Но, на мой взгляд, это удаление все же не тянет на 5 минут. Может, я ошибаюсь, конечно. Насколько этот хит был целесообразен? Возможно, что-то надо было менять, сыграть жестко. Когда команда проигрывает 0:3, нужна встряска: либо какая-то стычка, либо хороший силовой прием, – поясняет наставник «Гомеля».

Второй период у белорусов получился несколько лучше, но и в нем словаки выглядели предпочтительнее.

Они довольно быстро играли, здорово бросали, угрожали воротам. Я не ожидал, что они будут показывать такие скорости, хороший контроль шайбы в зоне атаки. Тем не менее, на мой взгляд, Словакия – это не та команда, с которой следовало играть в откат, – уверен Сергей Стась.

Андрей Гусов также отметил качество бросков у игроков словацкой команды:

Соперники удачно попадали. Дважды шайба влетала точно в «девятку», прямо в «окошко». Так что винить Константина Шостака в тех голах я бы даже не пытался. При первом голе защитник не заблокировал выстрел словака, потом два этих выверенных броска в одно и то же место… При этом, конечно, нельзя на таком уровне давать сопернику столько времени на подготовку бросков.

Чего не хватило белорусам, чтобы уже во второй двадцатиминутке изменить ход игры?

Возможно, помогло бы, засчитай судьи гол Егора Шаранговича, – предположил Сергей Стась. – Ну и надо было агрессивнее сыграть. Всегда сложно выкарабкиваться из-под счета 0:3, тем более, на уровне чемпионата мира и когда пропускаешь быстрые три гола. А вот третий период в нашем исполнении понравился. Была агрессия, активная игра. Благодаря этому заставляли ошибаться защитников Словакии. Оказалось, что можем так действовать. Думаю, если в следующих матчах мы сыграем как в третьем периоде, это будет другая команда.

Почему не был засчитан гол Шаранговича


Перемена в настроении соперника все же подарила белорусам шанс переломить игру. Правда, случилось это довольно поздно.

Во второй половине третьего периода словаки начали пижонить. Эти глупые удаления: например, когда молодой парень в зоне атаки получил 2 минуты [Слафковски сфолил на Коробове], а вратарь – за задержку игры, и они втроем остались. И после этого еще был один штраф. А в концовке капитан бросил сломанную клюшку в сторону нашего игрока, и белорусы получили право на буллит. Я честно говоря, думал, что сделаем счет 3:4. По игре все к этому шло, и к нервной концовке для словаков. Но, к сожалению, не дожали. Шарангович не реализовал штрафной бросок, а потом соперники удачно попали в пустые ворота, – сетует Андрей Гусов.

Он затруднился назвать звенья белорусской команды, которые особо выделялись.

Честно говоря, на протяжении двух с половиной периодов никого не мог выделить, кроме, пожалуй Шаранговича. В нападении ничего не получалось, кроме выхода «в ноль» Платта. Ну, был еще момент у него же в меньшинстве в первом периоде, хотя он и не такой опасный. Особенно если сравнить с тем, какие острые атаки с ходу были у словаков – они постоянно выходили «три в два», «четыре в два», «четыре в три». И все заканчивалось серьезными бросками. Наши нападающие на возврате в зону обороны то низко скатывались, то просто прокатывались. Все время шла передача на вершину, и оттуда был бросок. Голевых ситуаций они создали намного больше, – подчеркивает наставник «Подхале».

Отмечая преимущество соперника в движении, Андрей Гусов по стартовому матчу не стал делать выводов о физической готовности белорусской команды.

Тут много моментов может быть, в том числе и психологическая скованность игроков. Я не был в команде, не владею ситуацией, как хоккеисты готовились. Поэтому не буду делать предположений по поводу функционального состояния ребят. Физическая форма лучше будет видна на дистанции: как команда будет выглядеть в следующих встречах, станет ли прибавлять от матча к матчу. Тогда уже будет повод порассуждать на тему физических кондиций. Если сборная будет прогрессировать, выигрывать движение, борьбу – значит, все было сделано правильно. Если же команда пойдет вниз в этом плане, то можно будет вести речь о проблемах с «физикой». В штабе Михаила Захарова работают несколько опытных тренеров из КХЛ, и я не могу предъявлять к ним какие-то вопросы. Они планировали подготовку, выстраивали.

Что касается психологического фактора, то у нас практически вся команда укомплектована игроками из КХЛ. У словаков же таких только двое. Поэтому вряд ли наши парни могли мандражировать. Все довольно опытные игроки. Особенно на фоне словаков, у которых сразу два мальчика 2004 года рождения. Причем они играют и в большинстве, и в концовках периодов им тренер доверяет. У нас же я не видел каких-то новичков, которые приехали и нервничают.

Андрей Гусов не заметил особой разницы в движении и свежести между теми игроками белорусской команды, которые перед чемпионатом мира провели более полутора месяцев на сборе и теми, кто присоединился к составу ближе к турниру:

Платт все время взрывной, он и на протяжении всего сезона такой же, всегда выделяется настырностью, движением. А вот Бэйлена я увидел только в третьем периоде. До этого в какой-то момент я даже подумал, что он не играет, но заглянул в ростер и увидел, что Ник в составе. Спрашиваете, насколько сложно морально перед чемпионатом мира более полутора месяцев находиться на сборе? Честно скажу: не знаю. В этом году чемпионат мира проводится позже обычного. А игроки минского «Динамо» рано закончили сезон. Штаб сборной не хотел, чтобы парни растренированными подошли, поэтому, видимо, и начали кэмп.

Не спешит делать выводов о функциональной готовности и Сергей Стась:

Ну это всегда так бывает, когда те, кто приезжает в кэмп позже, поначалу выглядит полегче. Но давайте посмотрим, что будет дальше. Это всего лишь первая игра. Что касается психологической усталости игроков от продолжительных сборов, то не знаю, что сказать. Есть главный тренер, его штаб. Они несут ответственность, знают, что делают.


Белорусы не могли забросить в трех из четырех последних спаррингов перед чемпионатом мира. В третьем периоде встречи со словаками удалось прервать безголевую серию. Придадут ли эти две шайбы уверенности команде в следующих поединках?

Мне очень бы хотелось этого – как болельщику, который переживает за свою команду. Но, с другой стороны, не надо упускать из виду тот факт, что этому помогла и расхлябанность словаков. Когда ведешь 4:0 и до конца остается 9 минут, нельзя допускать те глупости, которые они творили. Такие дикие удаления не должны быть в таких матчах. Это позволило нашим ребятам встрепенуться. «Пять на три» обязаны были реализовывать. И когда Стефанович выходил на большинство, я сразу подумал: «Мишаня скажет сейчас свое слово». И он забил, молодец. Если бы еще гол Шаранговича во втором периоде засчитали... Я смотрел матч по словацкому телевидению и сначала не понял, что произошло. Но, как потом выяснилось, это из-за того, что Белевич одной ногой задержался в площади ворот. Видимо, в пылу борьбы он не заметил, что заехал в «краску», смотрел на Шаранговича и закрывал обзор голкиперу, – предположил Андрей Гусов.

Стефанович забросил и посвятил гол отцу: самая красивая история матча со словаками

Андрей Гусов расстроен тем, что Егор Шарангович в конце третьего периода не совладал с эмоциями и показал жест в сторону словацкой скамейки и опасается, что это может стать причиной штрафных санкций.

Это, конечно, некрасиво, даже если тебя провоцируют. Ты же капитан национальной команды, ее лицо, игрок из НХЛ, на весь мир тебя показывают. За это могут и дисквалифицировать. Хорошо, что сразу все осознал и извинился.

Я очень рад за Егора и за его этот сезон, но молодой человек все же должен держать себя в руках. В матче со Словакией Шарангович был заметен своими умными, грамотными действиями, выводил партнеров на броски. В большинстве был момент, когда он хорошо прошел, отдал на Бэйлена, а тот на Паре, и после его броска шайба попала в плечо вратарю Конраду.

Сергей Стась тоже признается, что Шарангович уже в стартовой игре полностью оправдал ожидания:

Да, однозначно. Здорово смотрелся и будет только прогрессировать и становиться лучше по ходу турнира. Что касается жеста в адрес словацкой скамейки... Это, конечно, не очень выглядело. Хотелось, чтобы никто не заметил, но телевидение все показало. Поэтому вряд ли это останется без внимания дисциплинарного комитета. Егор – отличный парень, и такое поведение на него не похоже. Но кто-то что-то сказал в его адрес, и эмоции взяли верх. Понятно, что была провокация, и где-то я его понимаю…

Егор Шарангович: мой поступок не является отражением того, кем я являюсь как игрок и как личность


Следующий матч на чемпионате мира сборная Беларуси проведет в воскресенье 23 мая против команды Швеции. Начало – в 16:15.

Текст: Сергей Вишневский

Фото: iihf.com