Сборные Интервью 05 июля 2019

Евгений Есаулов: когда ребенок должен наслаждаться хоккеем, от него требуют результат – это неправильно

Белорусский специалист, на протяжении двух лет трудившийся в системе сборных страны, порассуждал на тему юношеской психологии, ранней специализации начинающих хоккеистов и отъезда молодежи за океан.

— В командах младших возрастов большое значение имеет психология.

— В 16-17 лет психология неустойчива. Сегодня они одни, завтра другие. Но не зря ребята проходят двухгодичный цикл в институте сборных: сначала в команде U-17 , затем – U-18. За эти два года удалось поставить нужную психологию. В Раубичах мы постоянно были вместе, тренировались, отдыхали, беседовали... На первых порах, конечно, приходилось непросто. Уверенности добавляли матчи со взрослыми. Когда ребята понимают, что за счет выполнения тренерского задания и собственного таланта способны обыгрывать старших и уже состоявшихся мастеров, психология укрепляется.

— В детско-юношеском хоккее Беларуси наметился прогресс? Или он был, а мы не замечали?

— Во-первых, проект института сборных приносит большую пользу. Потому что ребята уже в 15-16 лет играют с соперниками на порядок старше и мастеровитее. Парни учатся быстрее думать, принимать решения, исполнять. Это лучше, если бы они варились в своих клубах и единицы из них играли бы за «фарм». Так что проект приносит плоды.

Во-вторых, систему, которую выстроили еще Дэйв Льюис, Юрий Файков, считаю действенной. Мы с Дмитрием Катаевым – последнее, что от нее осталось. Не знаю, как будет дальше.

— Оценивая результат на юниорском чемпионате мира, вы сказали: «У нас почти нет ярких, технически одаренных хоккеистов. Можем побеждать только за счет командной игры». Что нужно сделать, чтобы появлялись технически одаренные хоккеисты?

— Как ни банально, все уходит корнями в детский хоккей. Слишком ранняя специализация, чересчур форсируются события. Когда ребенок должен наслаждаться хоккеем, от него требуют результат. Это неправильно. Между школами существует негласный медальный зачет.

Следовательно, что директор школы скажет тренеру? Мне нужна медаль. Что делать тренеру, чтобы получить зарплату и премию? Естественно, он будет любыми средствами достигать результата. Любые средства – это какие? Есть пять-семь человек, которые выделяются. Они играют, их нагружают, а остальные сидят. В один прекрасный момент эти пять-семь человек доходят до своей вершины, а тем, которые сидели, это надоедает, и они заканчивают. И все – хоккеистов нет. Проблема существует. Но, надеюсь, подвижки будут.

«Профессиональный уклон начинается после 12 лет». Как подготовить игрока без слабых мест?

— Наметилась вроде бы и положительная тенденция: все больше ребят уезжают за океан. Вы это приветствуете?

— За четыре годы работы в институте сборных мы с Катаевым два раза возили команду на традиционный турнир Macs Midget AAA World Invitational Tournament в Калгари. Один раз ездили Магдеев с Летовым. После этого многих ребят задрафтовали. В этом году – Протаса и Колячонка, которые участвовали в этом турнире. В прошлом – Сушко и Еременко. Тенденция положительная есть. Но от турнира отказались ввиду больших финансовых затрат. Не спорю: перелеты, проживание, участие – немаленькая статья расходов. Но это хорошее подспорье для парней, толчок для роста, – рассказал Есаулов в интервью газете «Прессбол».