Экстралига Интервью 21 августа 2019

Михаил Антипин: логотип минского «Динамо» выглядит каким-то анахронизмом

Арт-директор Quberten подробно рассказывает о новом образе «Париматч-Экстралиги», работе над обновлением логотипов белорусских клубов и намекает, что представителю нашей страны в КХЛ также стоит об этом задуматься.

В воскресенье, перед финальным матчем Кубка Салея-2019, в конференц-зале оршанской ледовой арены прошла пресс-конференция с участием председателя Федерации хоккея Беларуси Геннадия Савилова, арт-директоров студии Quberten Михаила Антипина и Андрея Горбунова, а также руководителя направления по стратегическому маркетингу «Париматч» Ильяса Айлисли.

Всем собравшимся был презентован новый стиль чемпионата Беларуси по хоккею - «Париматч-Экстралиги».

Новый образ «Париматч-Экстралиги»! Как будут выглядеть клубы белорусского чемпионата

Журналист Scorum пообщался с одним из арт-директоров студии Quberten Михаилом Антипиным и расспросил его о стратегии ребрендинга логотипов экстралиги.

- Как получилось, что простой графический дизайнер из Костромы сегодня работает в Москве и является одним из арт-директоров самой влиятельной в спортивной среде студии дизайна?

- Я просто встал на коньки, увлекся хоккеем и, что логично, начал смотреть чемпионат КХЛ. Вообще, увлечение спортивным дизайном началось чуть раньше, чем была создана наша лига, но к тому, чтобы что-то писать на эту тему, пришел как раз в первый сезон Континентальной хоккейной лиги.

Создание КХЛ – это был серьезный «взрыв» в нашем хоккее, ведь в Суперлиге все было не очень с дизайном, но тут появляется новая лига и ее боссы заявляют, что теперь у нас все будет крутое, а на самом деле в графическом плане крутого было не так уж и много. И мне тогда было странно видеть, что профессиональный спорт, где вроде серьезный уровень организации и серьезный уровень спортсменов, так слаб именно в плане дизайна.

Я начал просто вести блог и писать туда какие-то свои мысли. Смотрел трансляции, что-то не нравилось – я писал об этом, и как-то довольно быстро мой блог стал популярным, его начали читать все маркетологи клубов КХЛ, и он все больше и больше набирал популярность.

Я был студентом, у меня было довольно много свободного времени, и чтобы не быть голословным, я начал предлагать свои варианты и публиковать их в блоге. И эти варианты всегда были гораздо лучше того, что реализовывалось тогда в КХЛ. После этого пришли какие-то первые заказы — так и набрал массу, авторитет.

На самом деле, было много вариантов и предложений переехать в Москву – все в околоспортивной сфере. Но я всем отказывал. Где-то не сходились по условиям, где-то просто не находили общий язык. Звали работать на различные производства хоккейной формы, но при этом я еще работал на официальной работе – гражданским дизайнером, и потом в какой-то момент понял, что способен на большее. Выбрал свое любимое дело и ушел с работы.

Буквально полгода назад, решился на переезд. Мои московские друзья мне помогли, я встал на ноги, сейчас все нормально. Первый год в студии мы работали удаленно, я – из Костромы, Андрей Горбунов – из Мытищ, потому что надо было набрать какую-то подушечку безопасности, чтобы снять офис и вообще чтобы существовать. Мы планомерно шли к этому, и сейчас у нас есть офис, я переехал в Москву, перевез семью.

- Почему для любого спортивного клуба в 2019 году так важно иметь качественную айдентику?

- У нас в России и у вас в Беларуси спорт – это больше социальный проект, бизнеса тут мало. Но по-хорошему, это должно быть прибыльным делом, и перед нами должны быть примеры из Северной Америки, где любой спорт – это в первую очередь бизнес, который должен приносить прибыль.

Если у тебя плохой логотип, то это сразу же будет провал по продажам мерча, возможно, это будет провал и по продаже абонементов, по многим позициям. Логотип должен быть таким культом, чтобы все хотели его приобрести, даже если ты не такой уж и болельщик клуба. Такой модный атрибут повседневной жизни, показывающий сопричастность с командой.

- Назови главные тренды, которые сейчас превалируют в спортивном «логотипостроении» и дизайне в целом?

- В спорте сейчас все идет в сторону упрощения и минимализма, все больше и больше появляется этих кейсов. Раньше к ним люди относились с опаской. Например, редизайн «Ювентуса» все восприняли неоднозначно. Сейчас уже привыкли, и ни один тендер, где участвовала наша студия, не обходится без примера клуба из Турина.

Главный тренд направлен на упрощение, и это обусловлено новыми форматами потребления контента. Тем, что открывая приложение в мобильном телефоне, надо, чтобы все было четко и ясно. Например, чтобы логотипы не превращались в турнирной таблице в какую-то непонятную кашу.


- Что привело тебя и Андрея Горбунова в Оршу?

- Федерация хоккея Беларуси попросила приехать презентовать нашу работу. Работа была долгая, мы практически все лето занимались ей. В июле финализировали, очень плотно работали по логотипам, затем передавали в производство форму, потом надо было сделать все гайды, в общем, довольно объемный пласт.

- Как так получилось, что ваша студия Quberten начала сотрудничать с белорусской федерацией хоккея?

- Ребята из «Динамо-Минск» и федерации (сейчас это один и тот же отдел маркетинга) сказали, что было бы круто посотрудничать по проекту экстралиги. Мы пару раз пересекались на матчах звезд КХЛ, я знал некоторых ребят, потом еще на конференции по спортивному маркетингу тоже встречались, и дошло до дела. Они связались и предложили. Мы, конечно, согласились. Это супер-интересный кейс, и такого еще никто не делал. Мы не могли отказаться.

- Как в студии отреагировали, когда узнали, какой именно объем работ предстоит проделать?

- Если бы я продолжал работать в одного, я бы удивился. А тут у нас уже есть штат, и в принципе мы подумали просто, что нужно что-то подвинуть, освободить какое-то место. Мы распланировали весь процесс и справились, в работу включились буквально все: дизайнеры, мы с Андреем, арт-директоры тоже участвовали и активно помогали. Не было такого, что «Ой, 15 логотипов!», к тому же мы их делали порционно. Первая часть – штук девять логотипов. Когда мы их нарисовали, федерация увидела, что это качественная работа и, видимо, может какое-то сарафанное радио внутри команд пошло. В итоге обновили все 15 клубов экстралиги.

- Как вообще выглядит рабочий процесс по обновлению логотипов для такого большого количества клубов сразу?

- Вообще, любой проект у нас начинается с аналитического этапа. Мы гуглим все, ищем любую сопутствующую информацию. Просто начать спонтанно рисовать что-то по наитию – это не про нас. Сначала мы изучаем техническое задание, если есть какие-то вопросы, или у нас, например, в процессе работы появилась вдруг какая-то крутая мысль, мы уточняем, нужно ли в эту сторону двинуться. Если получаем добро – делаем, прорабатываем. Если говорят категорически «нет», и это совсем не туда, то откладываем эту идею. В проекте по экстралиге у нас было хорошее доверие в федерации, они обозначали нам рамки, но эти рамки были достаточно свободными, и нам было комфортно работать в них.

- Насколько все было плохо с логотипами в экстралиге? У каких клубов они были самые трешовые?

- Слабый был уровень у всех, много спонтанных решений. «Пинские Ястребы», например, из-за своей непропорциональности — у птицы очень короткие крылья и большая голова, он больше был похож на какого-то воробья, чем на ястреба. Да почти все можно перечислить, там очень много слабых, а хорошего в них почти не было.


- Есть какой-нибудь клуб экстралиги, преображение которого ты считаешь самым удачным и разительным?

- «Юность-Минск» мне очень нравится, я реально не ожидал, что они согласятся с нами – это очень круто. «Брест» очень понравился, как-то так органично получилось. И причем мы долго работали над ним, и ничего особо не получалось. Рисовали каких-то зубров, непонятно было, куда двигаться. Вроде голова зубра уже была у Молодечно, и если рисовать плюс-минус такого же, это будет странно выглядеть.


Даже при условии, что «Динамо» из Молодечно сменит лого на «ДМ», ну не может так логотип от одной команды перейти к другой. Поэтому надо было как-то нарисовать зубра, чтобы он не был похож ни на «Динамо-Минск», ни на «Динамо-Молодечно». Долго думали, «штормили», и идея не сразу, но родилась и оказалась самой удачной.


- Можешь оценить текущий логотип нашего представителя в КХЛ минского «Динамо»?

- Слабенько, и действительно непрофессионально, а на любительском уровне. Видно, что там и анатомия немножко страдает, и не выглядит он так вот круто, по-современному, а, к сожалению, каким-то анахронизмом. Еще в нем четыре, кажется, цвета и близкие оттенки голубого. Из-за этого он выглядит таким блеклым, а не контрастным. Вот если бы его привести, например, к трем цветам, он был бы уже гораздо четче и контрастнее.

«Динамо-Минск» может сменить логотип, форму и клубные цвета

- Что можешь пожелать всем белорусским хоккейным болельщикам в предстоящих сезонах КХЛ, экстралиги и вообще?

- Разумеется, спортивных результатов. Когда мы делаем в студии какие-то проекты, мы действительно это переживаем, ведь для нас это не только бизнес и все, ничего личного. Нет. Мы долго вынашиваем эти идеи, рисуем, и лично я отношусь ко всем созданным нами логотипам как к каким-то своим детям. И, разумеется, мне хочется, чтобы не только визуальная часть была хорошей у этих клубов, но и спортивные результаты были самыми высокими, чтобы с приходом новой айдентики все у них было хорошо.


На фото: Андрей Горбунов (слева), Михаил Антипин (справа)