Экстралига Интервью 11 августа 2023

«Ощущение, что и не уезжал вообще». Герман Нестеров – о возвращении в «Гомель», двух годах в России и сыне-хоккеисте

Капитан «рысей» с нетерпением ждет нового сезона и считает, что самые важные голы за клуб еще впереди.

Возвращение Германа Нестерова в «Гомель» – один из самых заметных трансферов лета. Роль нападающего в серебряном успехе «рысей» двухлетней давности сложно переоценить. Неслучайно на церемонии закрытия сезона-2020/21 он собрал внушительную коллекцию призов и был признан лучшим форвардом, самым ценным игроком плей-офф и лучшим хоккеистом чемпионата по мнению самих игроков. Такого нечасто удостаиваются представители уступившей в финале команды. А ведь затем был еще дебют на чемпионате мира в 29-летнем возрасте и исторический победный гол в матче со шведами.

И вот после двухлетнего отрезка в российских клубах Герман Нестеров – снова капитан «Гомеля», который без него дважды подряд не сумел взять четвертьфинальный барьер. В интервью Hockey.by форвард порассуждал о непростом старте «рысей» в Кубке Салея, оценил свои сезоны в КХЛ и ВХЛ, рассказал о сыне-хоккеисте, который коллекционирует шайбы, а также о секрете плодовитой хоккейной школы родного Нижнекамска.


– Позади – больше половины группового этапа Кубка Салея. Насколько удался «Гомелю» этот отрезок? Какая цель была поставлена перед командой на турнир?

– Пока с трудом даются нам матчи. Ищем игру, которая будет приносить положительный результат.

А цели и задачи – побеждать от игры к игре, чтобы в итоге бороться за Кубок Салея. Нам даже доносить это отдельно не надо. Шансы на финал четырех еще остаются, надо побеждать в двух оставшихся поединках и выходить с третьего или со второго места.   

– Ближайшие домашние встречи с «Могилевом» и «Металлургом» вы проведете в Бобруйске…

– Знали об этом еще перед началом турнира. Будем здесь жить и тренироваться как минимум до 13 августа.

– В Бобруйске – площадка канадских размеров.

– Ну, чтобы перестроиться, хватит и пары тренировок. Тем, кто к нам приедет в гости, будет, наверное, сложнее. У нас будет больше времени подготовиться, освоиться на этой площадке.

– Лично вы за два предыдущих года часто играли на канадских площадках в КХЛ и ВХЛ.

– Да, много довелось на них за два года матчей провести. Есть нюансы. На узких площадках быстрее надо принимать решения, обострять игру как можно больше, в том числе за счет бросков по воротам. Более вертикальный хоккей – без всяких закатов, раскатов. Для них много места нет. На маленьких площадках мне играть больше нравится. Особенно по ходу минувшего сезона это понял, выступая в ВХЛ за «Рубин».

Говорят, что и в Гомеле у нас будет новая коробка – канадских размеров.

– В предсезонных спаррингах «Гомель» одержал четыре победы, забросил 16 шайб. В Кубке Салея голы даются тяжелее – их всего три в трех матчах...

– Если честно, пока не могу понять, почему так происходит. Может быть, у некоторых ребят в товарищеских матчах была выше нацеленность на ворота. В том смысле, что парни сильно хотели проявить себя перед тренерским штабом, пробиться в состав. При этом результат матчей так не давил, как в официальных встречах, поэтому действовали более раскрепощенно, хладнокровно. А сейчас это куда-то ушло.

Но это, конечно, только одна из причин, и она не всех касается. Буем разбираться, исправлять ситуацию.

– По ходу Кубка Салея «Гомель» несколько поменял тактику?

– Я не сказал бы, что мы что-то сильно меняли. Так, слегка корректировали в зависимости от соперника. Перед матчами разбираем видео, где-то перестраиваемся.

– В конце второго периода встречи с «Витебском» вы дважды подряд играли в большинстве, в том числе «5 на 3», надолго запирали соперника в его зоне, но так и не смогли забросить.

– И розыгрыши вроде неплохие получались, шайба быстро ходила, и бросков немало. Но и вратарь «Витебска» был хорош, и у нас какой-то нефарт пошел. А в третьем периоде игра была до гола – кто первым забьет. Это удалось «Витебску», а мы побежали «родину спасать», начались индивидуальные ошибки.


– В первых трех товарищеских матчах с вами в звене выходил Владислав Котков, пока не получил травму в игре с «Металлургом». У вас с ним неплохо получалось вместе. Насколько его потеря оказалась чувствительной в Кубке Салея?

– Действительно, его не хватало. Хороший крайний нападающий, с поставленным броском. Быстрые руки. Такие игроки никогда лишними не бывают. Нас с ним в одно звено на первой же тренировке поставили, и как-то сразу удалось поймать взаимопонимание.

В матче с «Витебском» Котков уже вернулся. Восстановился после травмы, чувствует себя хорошо. Но нужно еще время, чтобы обрести игровой тонус, войти в ритм.

– Вы с первой же предсезонной игры выводите команду с капитанской нашивкой...

– Сергей Леонидович назначил. Спасибо ему за доверие. Большая ответственность перед командой, перед болельщиками.

– Два года назад вы уезжали из Гомеля в статусе капитана. То, что эту роль вам доверили сразу же после возвращения, помогло быстрее освоиться?

– Ощущение, что и не уезжал вообще. Все знакомо: тренерский штаб, система игры, многие ребята. Так что не составляло труда освоиться.

– Какие аргументы стали решающими при возвращении в «Гомель»?

– Наверное, тренерский штаб. Были и другие варианты – и в Беларуси, и в России. Но по разным причинам они не устроили. 

– Что изменилось в Гомеле за те два года, что вы играли в России?

– Евгений Александрович Алейник стал руководителем клуба. Это первое, что сразу заметил :) Гостиницу маленько обновили. Велотренажеры новые купили. Ремонтики там, по мелочи. А по городу толком еще не погулял. Предсезонку же мы проходим в Жлобине, из-за этого переезда немножко программа подготовки поменялась. А так, наверное, вообще все было бы совсем привычным.

– По кому из игроков серебряной команды образца-2020/21 скучаете? Возможно, с кем-то до сих пор часто общаетесь?

– Со всеми на связи. Созванивался со Скорой [Александром Скореновым], с Ревой [Игорем Ревенко], да много с кем, можно всю команду перечислить. А скучать особо некогда, это обычный процесс – кто-то приходит, кто-то уходит.

В минувшем сезоне на матчах в ВХЛ со многими встречался – с Качеловским и Субхи из казанского «Барса», с Олегом Поповым, который за красноярский «Сокол» играл. С Пашей Вороновым, обладателем Кубка Петрова, тоже виделся, когда он выступал еще за новокузнецкий «Металлург», до его перехода в воскресенский «Химик». Пересечешься, поболтаешь, вспомнишь что-то. Со всеми сохранились дружелюбные отношения.


– Изменился ли Сергей Стась – и как тренер, и как человек?    

– Я не думаю, что такой человек со стержнем, который идет по жизни к своей цели, стремится к ней, как-то сильно поменяется. Такой же требовательный, местами – строгий, но в то же время открытый.  

Как специалист, конечно, он развивается, что-то ищет. Работа с молодежной сборной тоже даром не проходит.

– Известно, что Сергей Стась – очень дотошный специалист, разжевывает молодым игрокам разные нюансы, игровые ситуации вплоть до сантиметров. А с возрастными хоккеистами в этом плане как?

– Нет особых отличий. Общая информация доносится сначала до всех. Кто-то усваивает ее быстрее, кому-то приходится дополнительно объяснять – и раз, и два… И не важно, молодому или возрастному. Иногда собрания долгие бывают, с видеопросмотрами.

– Сергей Стась утверждал, что его дверь в тренерскую всегда открыта, он готов индивидуально с каждым обсудить любые вопросы. Вам приходилось пользоваться такой опцией?

– Только по бытовым вопросам. А если что-то надо уточнить по тактике, я и на собрании могу спросить. Но тем, кто стесняется, можно и в тренерскую подойти.

– Кто из молодых гомельских игроков вам импонирует? Есть ли среди них такие, кто может выйти на лидерские роли уже в этом сезоне?

– Много молодых у нас в команде. Я еще даже не до конца разобрался, кто из них местные ребята :) Пока, наверное, выделю защитника Илью Гаврилова. Он ведь сам гомельский, хотя рано уехал в Москву, долгое время там жил и играл.

Также отмечу местных парней, которые постарше, но они прогрессируют, возмужали – Илья Жуковский, Кирилл Бовин, Кирилл Межейников. 

– Перед плей-офф с пожеланиями успеха к команде «Гомеля» обратились не только воспитанники клуба Субхи и Скоренов, но и вы...

– Для меня «Гомель» тоже уже не чужой клуб. Решил поддержать пацанов. Для меня это в радость было сделать.

– После серебряного сезона-2020/21 «Гомель» дважды подряд не смог преодолеть четвертьфинальный барьер. Не будет ли команда в связи с этим ощущать дополнительное давление? Как с ним справиться?

– Лично у меня такого давления не будет. Новый сезон, новая страница. Как и в любом виде спорта, каждый год надо биться, доказывать и себе, и болельщикам, что ты не просто так находишься в этой команде. Понятно, что не всегда все сразу получается. Но у нас впереди целый регулярный сезон, чтобы построить команду к плей-офф. В коллективе есть опытные хоккеисты, нашей первостепенной задачей будет поддерживать и направлять молодежь, если у нее будет какое-то волнение.

Все должны понимать, ради чего они играют. Здесь есть возможности для карьерного роста. Например, за Betera-Экстралигой следят и в минском «Динамо», которое зовет к себе много молодых игроков, да и не только молодых. Примеры Никиты Жихарева и Ивана Секерина, которые перебрались туда из «Гомеля» – тому подтверждение.

– Это возможный бонус и дополнительный ресурс для «Гомеля», если вдруг у них не получится закрепиться в «Динамо»?

– Да, знаю, что с этого сезона парни могут вернуться в тот клуб экстралиги, из которого уехали. Для «Гомеля» это плюс, даже если они нам только в плей-офф помогут. Хотя пожелаю и ребятам, и минскому «Динамо» пройти в Кубке Гагарина как можно дальше.   

– Что назовете главным личным достижением, успехом, гордостью и разочарованием за два минувших года после ухода из «Гомеля»? 

– Достижение – дебют в КХЛ. Многие об этом мечтают, мне удалось сделать это, пусть и в 30 лет. Успех… Такого яркого события в карьере за два минувших сезона не было, чтобы назвать это успехом. Гордость – это моя семья, конечно. Сын в школу пошел, в первый класс :) Главное разочарование – наверное, моя игра в «Витязе». То, что не смог закрепиться в КХЛ и показать себя в полной мере.

– В «Витязе» вы заработали результативный балл в первой же игре. Но он так и остался единственным за сезон…

– Долго думал об этом, много версий прокрутил. И не пришел к единому знаменателю. Где-то мои упущения, где-то не хватало доверия. Но не буду списывать это ни на кого, кроме себя самого. Не воспользовался шансом.

Тем не менее, сезон в «Витязе» все равно был полезен. Удачный или нет – но это опыт, который пригодится в будущем.    


– Сильно ли это бьет по уверенности в себе, когда нет ни одной шайбы за сезон? Не возникло опасения, что разучился забрасывать?

– Нет, таких опасений не возникло. На тренировках ведь забрасывал, не чувствовал, что разучился :) По ходу сезона на безголевой серии не зацикливался, в первую очередь старался играть на команду, выжимать максимальную пользу из того времени на льду, что получал.

Да, результативные очки добавляют уверенности. Но я ее не растерял. Здесь все идет от головы, если сможешь с этим справиться, все будет хорошо.

– Где сложнее было играть – на чемпионате мира или в КХЛ?

– В КХЛ. На чемпионат мира я поехал после успешного сезона, после тренировочного лагеря со сборной, был в хорошей форме. В «Витязь» же я прибыл после отпуска, где-то не сразу вклинился.  

– Минувший сезон в «Рубине» показал, что забрасывать вы не разучились. Стали лучшим бомбардиром команды в регулярке ВХЛ, одним из лучших – в плей-офф. Команда дошла до полуфинала. Был вариант остаться в Тюмени?

– Нет, такого варианта не было. И это зависело не от моего желания, таким было решение клуба. В ВХЛ действуют лимиты, в заявке на сезон может быть всего семь возрастных игроков, а на отдельный матч могут выходить не более пяти. Сидеть в запасе мало кто хочет.

В целом же «Рубин» провел хороший сезон. Были взлеты и падения, но вообще прошли его довольно ровно. И у меня лично тоже так получилось, без провалов, разве что в плей-офф не хватило пары-тройки шайб или очков, чтобы помочь команде выйти в финал.


– В полуфинальной серии против красноярского «Сокола» был матч, который явно выделяется среди остальных. После двух поражений в овертайме (1:2 ОТ, 2:3 ОТ) вы разгромили соперника 8:0…

– В первых двух встречах где-то не везло, уступали в дополнительное время. На третий матч дома, при своих болельщиках, вышли предельно мотивированными, и залетало все, что можно. Все, что не залетало в предыдущих поединках. Сами не ожидали, что будет такой счет. Может быть, в четвертой встрече это и сыграло с нами злую шутку. Да и в пятой. Лучше, наверное, чтобы третий матч прошел плотнее, чтобы выиграли 1:0 или 2:1. А то 8:0 – и все в обратку… В четвертом матче проиграли со счетом 1:4, в пятом – 2:3, пропустив решающий гол за 20 секунд до сирены. Возвращаясь к вопросу о главном разочаровании, назову еще и это поражение в концовке встречи.

– И все же без трофеев в минувшем сезоне «Рубин» не остался. В конце декабря в Жлобине вы выиграли Кубок Союза.

– Хороший турнир, отвлеклись от рутины регулярного чемпионата, разбавили сезон матчами с командами из других лиг. Это всегда интересно. А для меня это было еще приятной возможностью посетить Беларусь. Организация турнира всем понравилась, а «Рубин» еще и победил в нем. Все остались довольны. Кто-то из партнеров только первый раз оказался в Беларуси, посмотрел на здешние красоты.

– Но для вас же это был не единственный приезд в Беларусь за прошедшие два года?

– Я приезжал сюда, еще когда за «Витязь» играл – и в национальную сборную, и просто в гости к друзьям. В общем пусть, не часто, но заглядывал.

– Может быть, «Гомель» зазывал вас вернуться еще во время Кубка Союза?

– Нет, тогда об этом разговора не было. На тот момент даже не рассматривал никакие варианты. В декабре была только середина сезона.


– Расскажите о главном тренере «Рубина» Денисе Ячменёве, который в сумме отыграл за команду 10 лет, в сезоне-2020/21 завершил игровую карьеру, стал главным тренером и сразу же привел клуб к чемпионству.

– Это знаковая фигура для «Рубина». За столько лет в команде заслужил доверие и уважение руководства и болельщиков. Его там очень ценят.

Меня еще не было в команде, когда он выиграл чемпионство в первый же сезон в роли тренера. Молодой, азартный, со своим видением, которое он перенес из игроцкой раздевалки в тренерскую. Привнес то, чего, на его взгляд, не хватало. И это сработало.    

Он – специалист новой волны, со своими тактикой, схемами, подходом к тренировочному процессу. Много интересного – и объяснения, и сборы, и особенности физподготовки. Бегали в «Рубине» не много, больше на велосипедах сидели.

Глядя на Дениса Ячменёва, сложно представить, что он совсем недавно закончил игровую карьеру, настолько уверенно и четко он доносит ребятам свою систему и тактику. Такое ощущение, что работает главным тренером уже 5-7 лет.

– А атмосферу в раздевалке кто создает?

– Здесь больше роль возрастных ребят. Принимают новичков, подсказывают, чтобы игрок быстрее влился в коллектив. Ведь результат от каждого хоккеиста зависит, и чем быстрее ты освоишься, тем лучше для всей команды.


– Как часто бываете в Нижнекамске, в родном городе? Жалели когда-нибудь, что за «Нефтехимик» так и не сыграли?

– Каждое лето езжу в Нижнекамск, там родители живут – и мои, и моей жены. Друзья, родственники. Конечно, есть сожаление, что за «Нефтехимик» так и не сыграл. Но я ведь и карьеру еще не закончил :)

– Среди ваших сверстников, выступавших вместе в МХЛ за «Реактор», немало парней поиграли в КХЛ – Эмиль и Ансель Галимовы, Павел Куликов, Петр Хохряков, братья Альшевские и другие. Денис Кузьмин провел ударный позапрошлый сезон за «Витебск». Довольно продуктивное поколение получилось в таком маленьком городе. В чем секрет?

– Школа хорошо работала, тренеры были сильные. Практически со всеми возрастами трудились специалисты, поигравшие на приличном уровне. Ходили, искали мальчишек и по дворам, и по школам. Прививали парням характер с детства.  

Моим первым тренером был Шамарин Борис Владимирович, он работал со мной с начала набора. Но до конца не довел, ушел из жизни раньше. В Нижнекамске его все до сих пор помнят – и родители, и ученики. У него много известных воспитанников и 1981 года рождения, и 1991-го. В городе ежегодно проходит турнир его памяти. Его проводит мой бывший партнер по команде 1991 года Станислав Заборников. Он сейчас свою школу организовал. Общались с ним этим летом. Турнир хороший, проходил в мае. Всем приезжим командам очень понравилось. Жаль, не успел побывать там, потому что сын учился в школе, и мы весь май в Тюмени провели.  

– В «Реакторе» вы зацепили один сезон с Наилем Якуповым, которого в 2012 году выбрали под №1 на драфте НХЛ. Хорошо знакомы с ним?

– Не скажу, что очень хорошо с ним знаком, но знаком. Он всегда выделялся не только среди своих сверстников, на и на фоне более старших. Играл и за 1992 год рождения, и к нашему 1991-му подключался. Но все равно на тот момент трудно было представить, что уйдет на драфте под первым номером. Но потом он уехал в юниорскую лигу Онтарио, оттуда и попал на драфт.

– Ваш сын ведь еще занимается хоккеем?

– Занимается, приходится иногда мотивировать. Сделал себя центральным нападающим :) Тренер ставит его на край, но он говорит: «Хочу в центр». Пытаюсь убедить его, чтобы поиграл на фланге, посмотрел, как там получится. Хотя сейчас такой возраст, что вообще рано определяться с амплуа. Ему только девять лет недавно исполнилось. Может со временем еще и в защите оказаться. Главное, чтобы было желание и стремление добиваться своего.   

– Насколько участвуете в его хоккейном развитии?

– Когда есть время, то, конечно, прихожу и смотрю, что-то на телефон снимаю, потом дома показываю, объясняю.

Кого слушает больше – вас или своего тренера?

– Меня точно не слушает :) Говорит: «Ты – не тренер, ты – папа». Со временем, может быть, по-другому будет воспринимать мои советы.


– Вы как-то рассказывали, что сын коллекционирует шайбы. Сколько их уже в его коллекции?

– Уже со счета сбился. Очень много. И с экстралиги, и шайбы разных клубов – «Гомеля», «Динамо-Молодечно», «Витязя», «Рубина», «Нефтяника»...  

– А победную в ворота шведов на ЧМ-2021 тоже возит с собой?

– Да.

– Он ее как-то выделяет среди остальных шайб?

– Мне кажется, выделяет, она у него всегда наверху. Понимает, что этот гол был очень важным в моей карьере.

– А за «Гомель» какой гол считаете самым важным и памятным?

– Наверное, еще будут такие. А из тех, что были, выделю два. Решающий послематчевый буллит в ворота «Немана» в финале Кубка Салея в 2017 году, тогда главным тренером «Гомеля» был Олег Хмыль.

А в серебряном сезоне-2020/21 – победный гол в седьмом матче четвертьфинальной серии с «Неманом».


Текст: пресс-служба ФХБ