Утрата Событие 19 марта 2024

Бойцовский характер, трудолюбие, честность и жажда знаний. Каким мы запомним Константина Кольцова

Игрок, тренер, друг, капитан и кумир.

Порой новости так жестко бьют под дых и выбивают из колеи, что собраться для повседневных дел становится невероятно сложно. Приходят совершенно неожиданно, застают врасплох, и ты еще долго не можешь поверить в их правдивость.

Не стало Константина Кольцова. Даже в десятый раз набирая эти слова, невозможно смириться с произошедшим и принять как факт. Ушел из жизни человек, который олицетворял в белорусском хоккее лучшее, что в нем есть и было. Человек, который своим талантом, трудолюбием, открытостью, честной, кропотливой и усердной работой делал лучше игру, игроков и всех вокруг себя. Человек, который только разгонялся на новом этапе карьеры, достиг успехов на тренерском поприще и подавал большие надежды.

Отец, друг, товарищ. Кумир. Впереди у него должно было быть еще много свершений. Его наследие – то, за что мы будем помнить Константина Евгеньевича долгие годы. Как помним безвременно ушедших Руслана Салея, Владимира Цыплакова и других людей, символизировавших наш хоккей. Людей, на которых росли поколения игроков и болельщиков.


Биография Кольцова-хоккеиста пестрит не просто яркими – выдающимися моментами. Константин был выбран в первом раунде драфта НХЛ, играл в лиге за «Питтсбург» в одной тройке с легендарным Марио Лемье и забивал с его передач. В «Салавате Юлаеве» становился чемпионом России и обладателем Кубка Гагарина – долгое время единственным из наших хоккеистов, кто поднимал над головой главный трофей КХЛ. Защищал цвета сборной Беларуси на 10 чемпионатах мира и двух Олимпиадах. Даже толикой такого послужного списка можно гордиться. Кольцов из тех, кто давал веру в наш хоккей.

О его кончине скорбит без преувеличения весь мир – два континента, на которых он оставил большой след. В Беларуси и России в память о нем ближайшие матчи начнутся с минуты молчания. За океаном вспоминают его невероятную скорость, которая выделяла игрока в молодые годы. В свое время форвард был одним из самых быстрых хоккеистов НХЛ. Возможно, попади Константин не в перестроечный «Питтсбург», в котором больше думали о том, как повыгоднее «танкануть» перед драфтом, а в команду, заточенную на развитие игроков, его карьера в лучшей лиге мира оказалась бы еще насыщеннее. Но и без того есть, что вспомнить – и мы будем помнить.


В годы, когда Константин покорял НХЛ, многие из тех, кто читает этот текст, были относительно молоды, кто-то и вовсе не появился на свет, поэтому в последнее время мы по крупицам восстанавливаем те моменты и переживаем их заново. У каждого, кто знал Кольцова и следил за его карьерой, найдется про него не одна замечательная история. В моей памяти отложилось несколько.

Первая – из его молодости, когда информационные технологии и соцсети еще не стали нормой в нашей жизни. Константин почитывал хоккейные интернет-форумы, где иногда вступал в дискуссии о себе, что в принципе редко встретишь. Как-то на одном из них он написал слова, которые раскрывают его важнейшую черту: «Я – не талант. Если чего-то достигаю, то только через огромную работу – когда от тренировки теряешь сознание или, простите за выражение, блюешь».

Таким же он остался после завершения карьеры – трудолюбивым человеком с неиссякаемой жаждой знаний. Кольцов хватался за любую возможность стать лучше в новом ремесле: посещал семинары, ездил на стажировки, в том числе в НХЛ, общался с матерыми специалистами и накапливал опыт, который затем вкладывал в наш хоккей и в наших хоккеистов. Из тех, кто скажет ему спасибо за науку, доверие и знания, не только Ваня Дроздов – таких десятки. Константин Евгеньевич умел вдохновить, подсказать, направить и сделать так, чтобы игралось в кайф.

Кольцов в сборной – отдельная строка его биографии. Первый тренер Константина Владислав Астапенко как-то рассказывал, что представлять коллектив, город, страну для форварда всегда было большой честью. Мне особенно запомнились не успешные для национальной команды турниры, а как раз те, где она выступала по результатам так себе. Константин всегда откликался на вызовы, в сборной его не было только по причине травм.

После ЧМ-2012, где белорусы финишировали в двух очках от зоны вылета, одержав всего одну победу, Кольцов дал легендарное интервью прямо в аэропорту по прилете. Интервью с заголовком, который растиражировали тогда все СМИ: «Нормально выступили». Кто-то смеялся, кто-то хейтил, а Константин улыбался, юморил и подкалывал журналистов. «В мире сколько сборных? 50? А мы 14-е – нормальный результат, неплохо выступили».


Я много думал потом, зачем Кольцов сказал именно так, понимая, что на него обрушится. Лучшее объяснение: он принял удар на себя. Пусть обсуждают Кольцова и оставят в покое команду. Объяснение пришло через год, в один из самых сложных сезонов для сборной. Пролет мимо Олимпиады, огромные трудности с составом из-за повального отказа игроков ехать на «мир». Кольцов поехал, несмотря на проблемы со здоровьем. Коллега делал с ним интервью и рассказывал, как Константин говорил о не дающих покоя коленях.

К тому моменту форвард уже неоднократно ложился под нож, утратил былую скорость, но развил в себе другие отличные хоккейные качества, благодаря которым снискал огромное уважение по эту сторону океана. Прежде всего характер. Жертвенность. Самоотверженность. Преданность. В 2013-м Кольцов получил нашивку капитана, поехал на чемпионат мира и вновь принял удар – теперь в буквальном смысле. Он не только забивал, но и поймал на себя все шайбы, которые смог. Был примером и лидером.

Константина признали лучшим игроком той сборной, которая вновь заняла 14-е место, вновь одержала всего одну победу и забила даже меньше, чем годом ранее. Но тогда Кольцов не говорил «нормально выступили» – все и так понимали, что с учетом обстоятельств команда сделала все, что могла. И выступила даже лучше, чем от нее ожидали.

Кольцов построил прекрасную профессиональную карьеру, где было буквально все: крутые победы и трофеи, травмы и разочарования. Он запомнится всем бойцовским, кубковым характером, который ценит в игроках каждый тренер. Он из тех, кто преображался в плей-офф – на отрезках сезона, требующих полной мобилизации и запредельной самоотдачи. Не все из нас застали годы форварда, когда он рассекал по площадке со скоростью гоночного болида и с прозвищем Blur, которым его наградили североамериканские журналисты, но многие должны помнить, как он играл и чем брал, когда стал чуть медленнее. Кольцов был человеком со стержнем и стержневым хоккеистом любой команды. Вокруг таких они и строятся.


В 2018-м Кольцов получил первый опыт работы главным тренером. После отрезка в минском «Динамо» под началом Горди Дуайера Константин Евгеньевич возглавил «Брест», выступавший в экстралиге «Б». «Зубры» заняли в турнире третье место, но именно тот год стал переломным в истории клуба, который погрузился в пучину и переживал не лучшие времена. Кольцов вдохнул в него жизнь. И однажды воспользовался своей репутацией, чтобы вернуть на трибуны болельщиков: Константин Евгеньевич пообещал, что выйдет на лед в официальном матче, если в Бресте соберется аншлаг. На следующую игру «зубров» пришли 1600 зрителей – в три раза больше обычного! Немножко не дотянули, но пошуметь скромная команда сумела.

В сезоне-2020/21 Кольцов пошумел в Молодечно. То «Динамо» не было звонким по именам, но стало таким буквально за год. Молодая команда удивила всех, финишировав на четвертом месте в регулярке. Серьезный толчок в карьере получили в ней такие ребята, как Александр Суворов, Дмитрий Кузьмин, Никита Пышкайло, Павел Денисов, Тимофей Ковгореня, Игорь Мартынов, Данила Климович, Никита Толопило, Алексей Колосов и многие другие. Константин Евгеньевич не боялся доверять молодежи, в том числе в ключевые моменты, не жалел времени на их развитие, и сегодня многие и многие вспоминают совместную работу с большой теплотой и благодарностью.


Одним из ценных качеств Кольцова-тренера было умение создать в коллективе позитивный микроклимат. Как пример можно вспомнить его опыт в клубных командах, мне также запомнился турнир сборной в ноябре 2021-го. Константин Евгеньевич в словенском Есенице подменял у руля приболевшего Крэйга Вудкрофта. Наша команда была собрана преимущественно из игроков чемпионата Беларуси, но провела турнир триумфально, выиграв все три матча. После хоккеисты признавались, что несмотря на сложный график получили от недели в сборной настоящее удовольствие.

Пример посвежее: декабрьский Кубок Первого канала. Он не стал для сборной победным по причинам, которые не стоят упоминания, но всем запомнилось, как смело, дерзко и уверенно провела его наша команда. Кольцов показал, что является современным специалистом, способным в короткие сроки ставить интересный хоккей, создавать в коллективе отличную атмосферу и выжимать из игроков максимум.

Кольцов неоднократно говорил, что не любит кричать в раздевалке. Он не был диктатором, его кредо – быть жизнерадостным, веселым, искренним человеком. Человеком, который не юлит, а говорит то, что думает. Он был настоящим, и его честность подкупала. У Кольцова осталось множество друзей по всему миру, от которых мы еще неоднократно услышим о нем массу хороших слов. Вспоминается видео «Бреста» с поздравлениями на день рождения, и это лишь малая часть людей, в которых Кольцов нашел отклик.

В последние годы Константин Евгеньевич набирался опыта в КХЛ – вначале в «Спартаке», затем вернулся в «Салават», где провел лучшие годы в профессиональной карьере. Буквально на днях появилась информация, что Кольцов покидает Уфу. Мы не знаем, какие планы были у тренера на ближайшее будущее, но знаем, что он способен был дать нашему хоккею еще очень и очень многое.

Такие тексты сложно писать и еще сложнее заканчивать. Но как бы ни хотелось обратного, нужно поставить точку. Долго над ней думал, размышляя о последних годах Константина Евгеньевича, и не нашел ничего лучше концовки одного из наших текстов, посвященных энхаэловскому этапу карьеры Кольцова: «Своим трудом он добрался до взлетной полосы, но так и не смог оторваться от земли, хотя и умел набрать сумасшедший разгон».

Покойся с миром, Человек. Мы будем помнить.


Текст: Иван Грунтов