Отмененный кэмп, кандидаты в сборную, возобновление игровой карьеры. Большой разговор с Михаилом Захаровым
Ведущие набирающего популярность проекта Андрей Павлович и Дмитрий Аврамчик обстоятельно поговорили с Михаилом Захаровым на тему национальной команды Беларуси: обсудили текущую ситуацию, кандидатов в состав, возвращенцев, молодых хоккеистов, институт сборных и как Михаил Михайлович занимает время в отсутствие матчей и кэмпов. Hockey.by предлагает читателям стенограмму беседы. Полный выпуск передачи можно посмотреть здесь.
- Чемпионат мира был отменен. Что вы испытали в тот момент? Рухнула или, наоборот, не рухнула вся работа?
- Сложно не работая работать. Прошлый хоккейный год был на самом деле сложным. Нужно было все организовать, вернуть, в федерации проблемы были. Мы многое сделали, готовились к чемпионату мира, многое покупалось для игроков национальной сборной. Сегодня уже все есть, только вот хоккей всего лишь смотрим.
- Весной вы организовали продолжительный кэмп национальной сборной, но чемпионат мира отменился. Какие задачи преследовали?
- Моя главная задача – чемпионат мира в Минске. Мне хотелось увидеть больше молодежи, посмотреть, как они будут выглядеть на этом уровне. Тот же Шостак приехал в сборную, у него пока проблемы в КХЛ.
- То есть, вы на год вперед думали?
- Конечно. Если бы чемпионат мира в Швейцарии состоялся, очень много игрового времени получила бы молодежь. Мы много общаемся с Разиным, с другими тренерами, хотели посмотреть, как молодые ребята проявят себя на чемпионате мира. Думаю, это был бы для них толчок, а сборная сыграла бы достойно.
- Вы в должности уже больше года, это был непростой отрезок. Чем он запомнился для вас, если говорить о сборной?
- Было проведено много работы с игроками. Возникали кое-какие проблемы: то больные, то травмированные хоккеисты, то что-то еще. Получилось так, что все вернулись в сборную. Много работали, многое объяснялось. Сильная сборная получается. Думаю, процентов на 75 от тех, кто участвовал в последнем чемпионате мира в группе «B», команда обновится. А тот год, который мы пропустили, вообще неизвестно, кто там останется.
В Швейцарии мы планировали именно подготовиться к домашнему чемпионату мира и взять больше молодежи. Турнир 2021 года в Минске – это уже не проверка, тут надо будет показывать результат. Будем стараться при своих болельщиках. Да и все помнят, что чемпионат мира в Минске был лучшим в истории, поэтому хотелось бы показать хороший результат.
- При вас вернулись в сборную Шинкевич и Стась. Чего вам это стоило?
- Было проведено очень много работы. Я и летал в Москву, и не секрет, что встречался со всеми, в том числе и с родителями, ездил и в Гродно, и в Гомель. Хоккеисты приходили пообщаться ко мне домой – доходило и до такого. Убеждали, со многими разговаривали по 2-3 часа. Взять того же Коробова: я объяснял ему причины, почему у него получилось так, как получилось. Кстати, он хорошо это воспринял. Сейчас я за ним смотрю, он показывает хороший результат, надежность, набирает очки. Мы еще посмотрели его статистику за сборную – Дмитрий входит в топ-5 лучших защитников.
- Был ли хоть один хоккеист, который отказался ехать в сборную?
- Мы не можем сейчас об этом говорить, ведь чемпионата мира не было. Но на сбор же все приехали. И по ходу него еще подъезжали игроки. Состав был молодежный, но боевой. На сегодняшний день все готовы играть.
- Но некоторые ребята до сих пор без клуба: Игорь Брикун, Александр Китаров, Сергей Костицын. Вас, как тренера национальной сборной, беспокоит такая ситуация?
- Конечно! Со всеми ребятами мы общаемся. Но каждый свою жизнь строит сам. Мы, конечно, помогали, но здесь и самостоятельно нужно работать. Вы же видите, что все, с кем играл Костицын по юниорским лигам – лидеры НХЛ. Если бы Сергей был более дисциплинированным, он бы спокойно еще выступал в НХЛ. Травмы, которые он получал, они требовали правильного восстановления. То, что ему говорили врачи, он должен был делать на сто процентов.
Китарова хотело минское «Динамо» взять, разговаривали с Дмитрием Юрьевичем [Басковым]. Но его [Китарова], видимо, вирус подкосил. Хотя начал уверенно, выходил в первом звене «Куньлуня», был капитаном. Вот здесь надо цепляться, проявлять себя, набирать очки. Хотя он тренировался и на сборах, и самостоятельно.
Кто знает, может и Брикун станет чемпионом. Уйдет в «Неман» или «Локомотив», там выиграет. А может он с Новополоцком станет чемпионом. Надеялись мы, что Сергей Костицын не заканчивает с хоккеем, что он где-то чего-то...
- Но серебро за «Характер» выиграл?
- Ну да. Дай Бог, чтобы это не последняя его медаль была :)
- Пару слов о тех игроках, которые сейчас в огне. Тот же Шарангович.
- То, что они показывают хорошую игру – это однозначно. Хорошо, что они остались здесь, в Беларуси.
Вот Колячонок на старте чемпионата выглядел слабо, я даже диву давался, но как он прибавляет сейчас! А сколько моментов у Усова, просто надо забить. Но у него где-то слабые руки, слабый бросок. Надо где-то подкачаться, потому что те моменты, которые у него есть, он должен забивать. Протас тоже старается, Шарангович. Они все молодцы сегодня.
- Вы прямо следите за этими юнцами?
- За всеми. И защита – молодцы ребята. Я так посмотрел, им не много игрового времени дают.
- Соловьев тот же.
- Соловьев очень интересно выглядит. Честно говоря, относился к нему как к молодому, но он прогрессирует, надо признать.
- То, что ребята играют и неплохо себя проявляют, добавляет им шансов попасть к вам?
- На тренинг-кэмп – да. Будет много товарищеских матчей, мы планируем их провести, работаем в этом направлении. Каждый хоккеист сможет себя проявить.
Что играют здесь – молодцы. Но уровень сборной – он высший. У нас планируется ряд спаррингов: Германия, Россия олимпийская (две-четыре игры), впервые в истории есть договоренность сыграть товарищеский матч и с национальной сборной России. Там и посмотрим на всех.
- Попал бы кто-то из молодых, кто играл в юниорках, на ноябрьский сбор?
- Из юниорок – вряд ли.
- А из экстралиги?
- Из экстралиги тоже сложно.
- То есть, в основном вы бы сейчас на КХЛ опирались?
- Сегодня только защитников из КХЛ – 14. И где-то 18 нападающих. Это все КХЛ. Представляете, как сложно попасть в состав из внутреннего чемпионата? Может, на одного-двух игроков я ошибся, тот же Стасенко сейчас не в КХЛ, хотя находился в нашем списке, Ковыршин. Но выбор есть, это радует.
- Все игроки сейчас говорят, что Захаров обеспечил максимально комфортные условия. Бьется за перелеты и хорошие гостиницы. Ваша философия – чтобы игрок думал только о хоккее?
- Это не моя философия. Это философия всех тренеров. Хоккеист должен ехать в сборную и иметь лучшие условия, чем у него были. Поэтому мы и старались. Ту же гостиницу в Раубичах сделать хорошую. Это все реально. Вот она стоит там недоделанная уже пять лет. Хоккеист должен готовиться в хороших условиях, и неважно, за какое место мы боремся. Мы должны играть для народа, и здесь подготовка выходит на первое место. Тот же Басков Дмитрий Юрьевич многое сделал для минского «Динамо»: раздевалку, форму, комфорт для хоккеистов. Та же «Юность», там тоже комфорт для хоккеистов – от автобуса до раздевалки.
- Вопрос от хоккеиста сборной, играющего в топ-клубе КХЛ. Кому Михалыч рекомендовал купить айпад, чтобы он постоянно смотрел хоккей?
- На самом деле многим. Молодежи, в частности. От того же Хенкеля требовал, чтобы он хоккей постоянно смотрел. Но у нас же в раздевалке он идет 24 часа в сутки, по сути дела игроки ничего другого не могут смотреть. Будь то фильм какой-нибудь или хорошие игровые моменты.
- Не думаете, что у игроков может случиться перенасыщение хоккеем? Может, не стоит игру смотреть 24 часа?
- Ну, 24 часа – это, конечно, много. Когда они были молодые, я пытался им это донести. Тот же Андрей Костицын засыпал на разборе игры. Правда, он длился три с половиной часа. Мы играли плохо, но победили швейцарцев и заняли пятое место, а после проводили разбор. И Костицын заснул :)
- Возможно, думал, что сыграл идеально, и ему можно было вообще не приходить?
- Но тогда все играли хорошо. Грабовский тот же, это был драфтовый год. Нам чуть-чуть не хватило. 1985 год рождения – один из лучших за всю историю, очень много драфтованных, хороших хоккеистов – и канадцев, и американцев. Мы тогда сражались с ними.
- Если заговорили о драфте, давайте вспомним и этот год. Выбраны всего два белоруса – Оксентюк и Соловьев. Ваша оценка?
- Знаете, драфт – это, конечно, хорошо. У нас уже больше 30 хоккеистов задрафтовано, но хотелось бы, чтобы они в НХЛ играли. Вот лучше бы у нас было пять задрафтованных, но двое играли.
- Насколько сложно вам в нынешней ситуации планировать какие-то турниры, спарринги?
- Сложно. Вот один турнир запланировали, его отменили, а у нас все было готово.
- Почему не будет сбора?
- А зачем? Сначала думал сделать на один-два дня, но потом решил, что ребятам лучше отдохнуть.
- Насколько сложно прорабатывать какие-то альтернативные варианты?
- Мы все отменили. Ситуация такая, сами понимаете: где-то одна команда отказалась, где-то другая. Но у нас в декабре шикарный турнир будет. Олимпийская сборная России, сборная Казахстана.
- А где он будет?
- На «Чижовка-Арене» планируем.
- Это хороший шанс для всех сборных: и для U17, и для U18.
- Да, я посмотрю их. Два-три человека будем приглашать. Но опять же, надо будет смотреть, как они выглядят. Я наблюдаю за некоторыми, общаюсь с тренерами. Фамилии называть не буду, но кто-то прибавил, кто-то забуксовал, «физика» плохая стала.
- Имеет ли смысл для прогресса и роста подтянуть в экстралигу «Б» юношескую сборную, которая сейчас играет в вышке?
- По логике – да, ведь в высшей лиге не очень конкурентоспособный чемпионат.
- Не станет ли игра в экстралиге «Б» слишком большой ступенькой вверх?
- Посмотрим. Но мое желание было, чтобы юношеская сборная играла во втором дивизионе. Думаю, им бы это было под силу. Можно было бы с тренерами поговорить. Мы бы вызвали всех и сказали: ребята, это U17, будьте внимательны, играйте за счет мастерства.
- Знаю такие истории, когда тренеры просят беречь молодых. Но как объяснить условному Илье Казнадею, что надо прощать?
- Тут – да, но когда молодых целая команда, надо быть готовым.
- В сборных традиционно большое представительство столицы, вот сейчас немало дает Жлобин, но от других школ не очень большой выхлоп. Вас это тревожит?
- Очень! Сегодня надежда на Дмитрия Юрьевича [Баскова], он много занимается детским хоккеем. Пришли люди, которые требуют, чтобы были наборы. Хорошо, что у нас есть Жлобин. А где Гродно, например? Мы разговаривали как-то с Александром Григорьевичем, и я ему сказал, что все катки надо строить по новой системе: школа и рядом каток. Тогда дети потоком будут ходить. Надо заниматься не только хоккеем, но и детьми. Это прерогатива руководителей областей, в первую очередь, чтобы дети занимались любым видом спорта, но занимались. Тогда они будут заинтересованы чем-то в жизни заняться.
- Многие молодые хоккеисты, которые играют сейчас в экстралиге «А», по-настоящему крепнут в институте сборных – U17, U18, U20.
- Ну, про U20 я не согласен. Спросите у любого хоккеиста из команды президента, во сколько он стал играть в минском «Динамо». Когда я сказал, что Антоненко пришел в команду мастеров в 18 лет, он обиделся, ведь это было в 17. В 20 лет все хоккеисты уже должны быть профессионалами. А в 18 они приходят в сборные, и хотелось бы, чтобы ребята возвращались в свои клубы. Сейчас очень много воспитанников брестского хоккея, включая Пинск. Вот после института сборных пускай бы вернулись в свой «Брест», и команда играла бы в первом дивизионе.
- Тем более, из высшей лиги ребята уходят мальчишками, из сборных же возвращаются маленькими мужичками. Они понимают философию, дух раздевалки.
- Конечно. Вот сейчас U17 и U18 мы обязали постоянно тестировать игроков. Все восемнадцатилетки уже должны сдавать тестирование. А то, что тренер говорит «они не такие, время другое» – надо просто заниматься, объяснять. Да, где-то другой подход. «Ты сегодня 10 раз отжался, а партнер – 12. Давай догоняй». Нужно объяснять.
- Не можем не поговорить о том, что вы возобновили игровую карьеру, выступаете за «Семь холмов». Статистика у меня пока есть за два матча – 1+1.
- Тренер много играть не дает :)
- И четыре минуты штрафа.
- Ну, это судьи опять ко мне предвзято относятся. Хотя со мной играет Амосов, я говорю: «Ну за что?»
- С чемпионата Беларуси они вас помнят?
- Ну да, но я уже с ними не ругаюсь. Вообще, быстрые хоккеисты, против которых мы играем. Проносятся мимо меня...
- Но вы все равно чувствуете площадку – это мастерство?
- Я целый год пропустил, это была моя ошибка. Сейчас сложновато, но я наберу форму. Дал слово дочке, что буду в 60 лет играть в матче, а она придет на меня посмотреть.