Как не терять хоккеистов в детстве, правильно падать на лед, для чего обратная связь и судейство с 14 лет

Рассказываем о новой учебной программе для хоккейных школ.

Недавно была утверждена новая учебная программа для хоккейных школ. О том, чем она отличается от предыдущей, что в документ добавили, а что убрали, как дольше сохранять детей в спорте и заинтересовать тренеров расти над собой, специально для Hockey.by рассказал заместитель начальника управления ФХБ по развитию и детско-юношескому хоккею Антон Мартыненко.


«Важно, чтобы это был не документ на полке, а рабочая книга для тренера в спортивной школе»

– Новая учебная программа была подписана министром спорта 30 мая 2022 года. На коллегии Минспорта, которая проходила в декабре 2021-го, федерация хоккея была первой среди всех видов спорта, кто представил учебную программу для спортивных школ.

Она создана на основе прежней учебной программы, разработанной заслуженным тренером Республики Беларусь, кандидатом педагогических наук, профессором Юрием Владимировичем Никоновым, который много лет преподавал на кафедре футбола и хоккея в БГУФК. Его заслуги в научно-методической работе очень серьезные. По теории и методике хоккея он написал больше всего книг среди всех авторов, занимавшихся этой темой на территории постсоветского пространства. Он известен своими работами и за пределами бывшего СССР. Таким образом, сохранилась преемственность, сплав опыта и молодости.

Над программой трудилась большая рабочая группа. К ее разработке мы подключили тренеров-практиков, чтобы это был не документ на полке, а рабочая книга для тренера-преподавателя в спортивной школе. Для этого нужно было тесно связать теорию и практику, науку и методику. В процессе участвовали тренер по подготовке вратарей Дмитрий Журавский («Динамо-Молодечно-2018»), Андрей Заливако, Дмитрий Яворский (оба – минская СДЮШОР БФСО «Динамо»), Максим Сосик (РЦОП «Раубичи»), привлекался также Владимир Геннадьевич Сивицкий, он был заведующим кафедрой психологии БГУФК, который, к сожалению, пару недель назад умер.

Рецензентами программы выступили заведующая лаборатории теории и методики спортивной подготовки РНПЦ спорта Елена Хроменкова и заслуженный тренер Беларуси Владимир Меленчук.

Программа корректировалась в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Проект программы рассылали в школы, оттуда получили несколько предложений, обсудили их и внесли в программу.

«Акцент на том, чтобы не форсировать подготовку и развивать детей в соответствии с возрастными особенностями»

В содержание программы добавили раздел о технических навыках, чего раньше не было. Расписали, что должен делать ребенок для совершенствования техники в катании, владении клюшкой и шайбой.

Отдельно расписали технико-тактические навыки для вратарей, тактические навыки для полевых игроков (этого тоже прежде не было). Там подробно изложено, что именно юный игрок должен делать в первый год, второй, третий, четвертый… Акцент делается на том, чтобы тренеры не форсировали подготовку и развивали детей в соответствии с возрастными особенностями.


Приведены таблицы, которые рассказывают о сенситивных периодах. Они были и до этого, но здесь мы привязали их к техническим и тактическим навыкам. Рассказывается, какие качества, в каком возрасте необходимо развивать. Главный акцент – именно на навыках. В таблице предыдущей программы этого не было. Тренер должен понимать, какому количеству навыков он должен обучить спортсмена за каждый год.

Теперь об особенностях обучения тактике. Если мы говорим о маленьких детях, то имеется в виду тактика индивидуальная, если о спортсменах постарше – групповая тактика, и только начиная примерно с 12 лет, речь идет о том, что уже вплотную надо заниматься командной тактикой. Главное – принцип последовательности, постепенности.

В программе также расписали, как необходимо оценивать качества, как должна проводиться экспертная оценка, за что должны выставляться баллы, какое количество специалистов должно собираться в оценочной комиссии. Здесь должно быть не субъективное мнение тренера, а минимум трех специалистов, которые оценят ребенка по его навыкам.

Очень большое внимание уделили психологической подготовке. Приводятся также игровые задания, которые необходимо делать спортсменам. В современном хоккее большую роль играет не только физическая и технико-тактическая подготовка, но и психологическая. Ребенок должен учиться правильно управлять своими эмоциями, развивать мышление, память, внимание и  волевые качества. Так же в программе представлен психологический паспорт спортсмена.  

Для тренеров имеются рекомендации по формированию коллектива.

Введены также изменения по нормативам. В частности, имеется градация по амплуа, чего не было раньше. Если раньше показатели формировались исходя из средних советских стандартов, то теперь – исходя из физической подготовки наших белорусских детей. Для этого профессор Юрий Никонов проводил большое исследование с участием ребят из нашей страны.

Мы убрали некоторые тесты, которые были в прошлых программах, согласовали и обосновали, почему это сделали. Например, чтобы не форсировать подготовку, для детей младше 13 лет исключили тест бега на 300 м, который определяет скоростно-силовую выносливость и не соответствует возрастным особенностям детей.

«Показали, как правильно падать на лед и сталкиваться с бортом, чтобы избежать травм»

Добавили в программу большой раздел, посвященный безопасности. Здесь мы не только рассказали, что необходимо для соблюдения правил безопасности во время учебно-тренировочных занятий, но и показали, чему надо учить ребятишек, чтобы впоследствии не получали травмы: как нужно правильно падать на лед, как сталкиваться с бортом, и так далее.

Эти новые вещи, связанные с самостраховкой при падении на лед или столкновениями, контактными травмами, введены потому, что большой травматизм – это серьезная проблема в современном хоккее. Поэтому прописали и рекомендовали тренерам обращать внимание на эти пункты в программе.

Усовершенствовали и дополнили теоретический раздел. Мы считаем, что тренер должен с детьми заниматься не только физической и технико-тактической подготовкой, но и рассказывать об истории мирового и белорусского хоккея. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, быть настоящими воспитателями. Не хоккеем единым жив спортсмен, особенно в группах начальной подготовки.

В группах начальной подготовки сделали акцент на разностороннее физическое развитие. Прежде считалось, чем раньше начнешь заниматься на льду, тем лучше. Сейчас, изучив мировые тенденции и результаты научных исследований, мы приходим к пониманию, что нужно для того, чтобы вырос хороший хоккеист (а хоккей – это вид долгосрочной специализации).

Значительное число игроков в полной мере раскроется только к 25 годам. Да, есть самородки, которые раскрываются намного раньше, это хорошо. Но, чтобы большая часть ребят раскрылась к 23-25 годам, став полноценным профессиональным хоккеистом, нужно закладывать основы физической подготовки соразмерно возрасту.

Надо заниматься разными видами спорта. Во время методических совещаний, особенно со специалистами из групп начальной подготовки, много говорим о том, что главное – заложить мотивацию, чтобы хоккей был для ребенка интересен, чтобы малыш радовался, занимаясь им.

«Если специалист заточен на результат в детских турнирах, делает упор на первое-второе звенья, то со временем потеряет всю команду»

Полтора года назад у нас проходили интересные онлайн-совещания с Международной федерацией хоккея. В одном из докладов говорилось, что ребенок растет не от того, что он выигрывает, условно, у команд «Юность» или «Пинские ястребы», а потому, что сегодня у него уже что-то получается из того, что не получалось вчера. Есть такое понятие – внутренняя мотивация. Когда ребенок чувствует, что сегодня он стал лучше, чем вчера.

А еще указали в программе, чтобы тренеры делали акцент на разные виды спорта, чтобы ребенку было интересны разные активности. Подвижность нервной системы у детей очень высокая, и от одной и той же работы он быстро устает. Нужно разнообразие: где-то с шайбой упражнения, где-то мяч дали, где-то вообще клюшки убрали, гандбольным мячом на льду поиграли. При таком подходе ребенок подольше будет оставаться в хоккее и получит более широкую базу владения навыками, которые помогут ему в хоккее на более поздних этапах.


Поэтому нацеливаем тренеров в первую очередь на то, чтобы они создавали эмоции для малышей, а не работу на результат в игре с конкурентами из другой спортивной школы. В связи с этим прописали, что в начальных группах (первые три года) приоритеты – физическая и техническая подготовка, на следующих двух этапах (три и четыре года), в учебно-тренировочных группах – техническая и физическая, а затем – техническая, тактическая и психологическая.

То есть, постепенно приоритеты меняем – соразмерно возрасту, показывая, насколько важно не форсирование, а следование возрастным границам. А то у нас получается, что на международных соревнованиях по детям мы можем где-то обыграть и шведов, и чехов, и финнов. А спустя годы по взрослым – уже не получается. Все потому, что мы форсировали подготовку, а те спокойно работали. Про россиян тут не буду говорить, так как многие из них тоже форсируют, но у них выборка другая, все-таки там численность населения выше в полтора десятка раз.

На взрослом уровне те же финны, где население 5 миллионов человек, обыгрывают всех подряд, в том числе и россиян. То же самое можно сказать о Швеции, где проживает около 10 миллионов.

Поэтому сейчас мы акцентируем внимание на том, что пока вы не освоили определенные навыки, вы не должны переходить к другим, более сложным. Это очень важная вещь, подчеркивающая своевременность освоения тех или иных элементов и правильность их выполнения. Не доучив элемент, мы не имеем права переходить к следующему!

Да, внутри команды могут быть дети с разной степенью подготовленности. Мы можем разделить их на группы по этому признаку, и давать им задания в соответствии с их уровнем. Но главное – давать задания, которые позволяют ребенку с ними справиться. От этого он получит удовольствие, а вы поймете, что можете переходить к освоению следующего этапа.

В свое время Андрей Лавров, один из тренеров известной в Европе академии «Ред Булл», когда был у нас во время молодежного чемпионата мира в дивизионе IA в 2019 году, тоже говорил о таком принципе. Если специалист заточен на результат по детям прямо сегодня, его не интересует, что будет завтра, он будет форсировать подготовку, будет недоучивать, делать акцент не на повышении среднего уровня подготовки команды, а упор на первое-второе звенья, то со временем потеряет всю команду.

Все эти вещи мы учитывали в разработке новой учебной программы. Много лет ведем большой системный анализ относительно тенденций развития хоккейных школ во всем мире. В последнее время мы довольно тесно общаемся с россиянами, коллегами из «Красной Машины», и они признают, что в рамках регламента детско-юношеских соревнований мы впереди. В последние годы в этом направлении мы провели большую работу, очень много вещей отработали, к которым они только сейчас приходят.


«Начиная с 14 лет, у нас появляется судейская практика. Это поможет детям остаться в хоккее, если у них не сложится игровая карьера»

Вообще, надо понимать, что программа является документом, который не расписывает методические особенности проведения занятий, режим дня, что на завтрак есть, а что – на обед. Это была бы уже методичка, следующий этап работы. И мы уже начали готовить методические пособия под эту программу.

Сама же программа регламентирует рекомендуемые разделы подготовки, которые должны быть обобщены и пошагово раскрывает их. Например, это касается часовой нагрузки. Здесь также нормативы, навыки и так далее.

Документ содержит очень много интересных вещей. В их числе – судейская практика для юных хоккеистов. Очевидно, что не все станут хорошими спортсменами. Какие-то ребята дойдут до определенного уровня и не смогут дальше продвигаться. Но смогут остаться в хоккее и развиваться дальше в судействе. Поэтому, начиная с 14 лет, у нас появляется судейская практика. Любой спортсмен-учащийся по желанию сможет подключаться к судейству детских соревнований (понятно, что не в качестве главного арбитра, но помощника). Это поможет почувствовать себя в этой роли. Возможно, в будущем он захочет остаться в этом качестве. Для нас это – возможность в перспективе повысить и количество людей, участвующих в судействе, и конкуренцию, и качество арбитров.

К слову, в последнее время белорусским арбитрам удалось добиться неплохих результатов. И в КХЛ наши судьи работают, получаем хорошие отзывы о наших ребятах и в ВХЛ. Поэтому это направление в учебной программе мы прописали. Так что руководители спортивных школ и тренеры, видя, что некоторые ребята не смогут добиться высоких результатов как спортсмены, то они могут постепенно подключаться к судейству соревнований в младших возрастах. Это для них дополнительный шанс проявить себя в новом направлении.

«Нужна максимальная обратная связь, когда тренеры видят наш интерес к их знаниям, а мы видим то, как они работают»

Еще один важный момент учебной программы, который можно отразить. Прежде, чем подготовить программу и определить перечень технических и тактических навыков, которые нужно освоить за весь период подготовки, мы обсудили их с тренерами-практиками и показали этот список ведущим тренерам наших сборных и нашего флагмана в КХЛ «Динамо-Минск» – Дмитрию Шульге, Сергею Шабанову, Павлу Перепехину и другим. Это люди, которые получают в свои руки результат работы спортивных школ и видят, чего выпускникам не хватает. Поэтому эти специалисты свои коррективы тоже внесли. Их рекомендации помогут понять те цели, которые ставят перед игроками в институте сборных. Когда они помогли нам скорректировать цели, мы начали расписывать содержание, где раскрывались особенности подготовки юных хоккеистов от года к году.


Как контролировать выполнение программы тренерами спортивных школ?

Имеются требования по подготовленности хоккеистов. Для этого есть рекомендация не менее трех раз проводить тестирование. Эти контрольные метки на протяжении года нужны для того, чтобы по ходу сезона можно было корректировать те моменты в подготовке, которые работают недостаточно эффективно.

Кроме того, мы проводим видеомониторинг, выезжаем с практическими занятиями в спортивные школы, смотрим открытые уроки, отслеживаем, как юные игроки владеют навыками. Если видим, что к определенному возрасту хоккеисты не овладели нужными навыками, начинаем задавать вопросы тренеру и выяснять, с чем это может быть связано.

Этим летом мы уже посетили Витебск, Гродно, намечаем в ближайшее время нанести визит еще в одну точку. Весь год у нас расписан, будем ездить на открытые занятия в разные города, общаться с тренерами, проводить свои занятия, рассказывать о тех деталях учебной программы, которые не понятны, уточнять, разъяснять.          

Кроме того, возобновили проведение онлайн-совещаний, где будем рассказывать, что мы будем делать в соответствии с учебной программой в сентябре, октябре и так далее. Сюда подключилась новая рабочая группа с участием специалистов из школы имени Руслана Салея, школ «Динамо» и «Юности». Стараемся привлекать ведущих специалистов-практиков и по технике катания, по владению клюшкой и шайбой, а также по работе с вратарями.

Основой концепции программы является подключение лучших практиков, чтобы это был рабочий документ для тренеров, чтобы все понимали, что это вещь, которая реально работает. В прошлом сезоне мы тоже ежемесячно собирались с тренерами, чтобы в том числе обсудить, что делать в следующем месяце. На следующем совещании разбирали, что получилось, что не получилось.

Нужна максимальная обратная связь. Тогда тренеры видят наш интерес к их знаниям, а мы видим то, что они работают в соответствии с основными стандартами с учетом возрастных особенностей хоккеистов, технико-тактических навыков, психологической готовности.

К примеру, в минувшую пятницу у нас прошло совещание с участием психолога Ольги Валерьевны Ивановой (она преподает в БГУФК и сотрудничает с ФХБ второй год), которая пошагово рассказывает о том, что необходимо делать в каждую неделю предстоящего месяца в направлении работы с родителями, детьми, для развития тех или иных качеств детей – внимания, памяти, мышления, воли. Здесь же рекомендации по командообразованию.

На самом деле, инструментов обратной связи много. Это и онлайн, выезды и просмотры открытых занятий, текущие беседы, когда тренеры могут в любой момент позвонить или написать на нашу почту kids@hockey.by. Мы принимаем любые тренерские предложения. И тренерский совет по детско-юношескому хоккею у нас прорабатывается.

В рамках кэмпа для детских тренеров, который проходит в эти дни в Минске, наряду с вопросами технической подготовки пройдет очередное занятие по психологической подготовке, на котором психолог расскажет, как избежать профессионального выгорания тренеров. Так же можно будет узнать о приемах саморегуляции, чтобы снять напряжение, как улучшить взаимодействие с детьми. Сейчас обсуждается кодекс родителя и спортсмена-учащегося, Ольга Иванова предлагает школам реализовать не юридический, а морально-нравственный документ, который предполагает определенные правила поведения спортсменов, тренеров и родителей, которые обозначены в новой программе и позволят повысить качество подготовки юных хоккеистов.   

Текст: пресс-служба ФХБ