Легион Интервью 22 сентября 2021

«Турки хотят серьезнее развивать хоккей». Дмитрий Дудик – о новой работе и восточных нюансах

Экзотическое направление, непривычный формат, уместный торг.

Экс-наставник белорусской «молодежки» Дмитрий Дудик после годичного простоя вернулся в профессию. Недавно автор одной из шайб в ворота шведов в легендарном четвертьфинале Олимпиады-2002 возглавил турецкие сборные U20 и U18. Кроме того, он будет работать в Федерации хоккея Турции специалистом по развитию. Тренер приступил к обязанностям с 10 сентября и уже успел провести с молодежной сборной Турции сбор в Эрзуруме.

В январе команда выступит на чемпионате мира в дивизионе III в Мексике, где ее соперниками на предварительном этапе станут хозяева, Босния и Герцеговина и ЮАР. Юниорская сборная с 4 по 10 апреля 2022 года должна стать хозяйкой группы «А» чемпионата мира в дивизионе III, где будет соперничать за выход в группу «В» дивизиона II со сверстниками Бельгии, Израиля, Исландии, Мексики и Тайваня.

В интервью Hockey.by Дмитрий Дудик рассказал о том, как минувшим летом сорвались три варианта трудоустройства, о неожиданном повороте и специфике переговоров с турецкой стороной, о знакомстве с новыми подопечными и их менталитете, строительстве ледовых арен и намерении местных властей развивать хоккей.


Как возник вариант работы в Турции?

– Вариант предложил один из моих бывших игроков – защитник Илья Бусилко. Он сейчас работает вместе с Владом Ломакиным [экс-форвардом «Могилева» и «Химика»] в одном спортивном агентстве. Сначала поступило предложение возглавить клуб в Румынии. Но в то время я ждал решения по «Динамо-Молодечно» – была высокая вероятность, что меня назначат главным тренером. И пока я ждал, в румынской команде нашли другого специалиста. А я еще из-за этого упустил и возможность уехать в Объединенные Арабские Эмираты – по финансовым условиям для меня это был один из самых привлекательных вариантов этим летом.

В «Динамо-Молодечно» между тем решили пригласить другого тренера, но семью кормить надо, и появился такой вот экзотический вариант. Изначально предложили возглавить клуб «Буз Бейкоз», это чемпион страны, базируется в пригороде Стамбула. Но в середине августа турецкая сторона обратилась с новым предложением. До руководителя Федерации хоккея Турции как-то дошло мое резюме, и он посчитал расточительным использовать человека с таким послужным списком на клубном уровне. Он пригласил меня в федерацию выстраивать концепцию развития местного хоккея, начиная с детского спорта. По аналогии с теми реформами, которые проводились у нас в Беларуси в последние несколько лет. В Турции же еще и женский хоккей довольно развит. А у парней есть молодежная лига U20, где выступают 10 команд.

Пока в сферу моей ответственности входят сборные U20 и U18, а также работа по развитию в федерации, обучение тренеров. Еще только включился в процесс. Провели в Эрзуруме кэмп молодежной сборной с участием 40 хоккеистов – 32 полевых и 8 вратарей. Проделали довольно большой объем работы. А какие функции будут возложены на меня между тренировочными сборами, более предметно еще предстоит выяснить.

Эти 40 человек на сборе – все имеющиеся кандидаты в молодежную сборную? Или есть еще резервы?

– Насколько я понял, пригласили всех лучших. Но нужно пояснить, что из-за пандемии кэмпов для младших не проводилось полтора года. На сбор прибыло много парней 2004 года, которые по возрасту подходят и для юниорской команды. Есть ребята 2003-го, 2005-го и даже 2006-го годов. Но в данной ситуации это и хорошо, потому что в рамках одного кэмпа мы можем прививать нашу систему игрокам сразу двух сборных – молодежной и юниорской.


Какие задачи перед вами ставят, что видят итогом вашей работы?

– Здесь немножко другой менталитет. Пообщавшись с людьми, которые долго живут в Турции, понял, что здесь не принято строить далеко идущие планы. Тут даже непросто контролировать то, чтобы все следовали плану, составленному на сегодня. Для начала надо бы взять за правило постараться обойтись без опозданий на тренировки или отъезды. Так что конкретных задач пока никто не ставил, но очевидно, что все нации в этом плане одинаковые, все хотят успеха.

Было ли у вас какое-то представление о здешнем хоккее и совпало ли оно с реальностью?

– Раньше о турецком хоккее особо ничего не знал. Только когда возник вариант, начал искать информацию в интернете. Прочитал интервью российского хоккеиста Константина Кучкина, который отыграл здесь уже шесть лет, а теперь еще и играющий тренер. Он довольно подробно описал уклад жизни, так что представлял, чего ожидать.

Представить себя в штабной работе я не мог. Но слетал на два дня на переговоры, и впечатление осталось приятное, хотя ехал туда с настороженностью. Работа, помимо тренерства, еще и спортивным функционером – это для меня новый вызов. Плотно пообщались с руководителем федерации, с техническим комитетом. Коллектив небольшой, но дружный. Очень поддержала в переговорах Елена Йилмаз – сестра бывшего председателя ФХБ Геннадия Савилова. Она в Турции уже четвертый год, хорошо знает и английский, и турецкий. Оказывается, заранее оговоренные суммы контракта могут как увеличиваться, так и уменьшаться, а торговаться здесь не стыдно, а можно и нужно. С помощью Елены выторговали ощутимую прибавку к зарплате, потому как изначальные условия изменились, ведь одновременная работа и тренером, и функционером предполагает больший объем занятости.

Какое впечатление произвели на вас турецкие хоккеисты? Как и многим представителям южных народов, им не хватает дисциплинированности и пунктуальности?

– То, что наши ребята более дисциплинированные – очевидный факт. Зато здесь, как в любой восточной стране, прослеживается пиетет и уважение к старшим. Опоздания на занятия были, и тренеры, которые помогали мне во время сбора, соглашаются с тем, что это нужно устранять.

Одна из интересных традиций, на которую сразу обратил внимание, – здесь повсеместно пьют турецкий чай. Мне рассказали, что ты можешь постучаться в любой дом, особенно в небольших городах, как, например, в Эрзуруме, где проживает всего около полумиллиона жителей, и тебе всегда нальют турецкий чай. От привычного нам он отличается тем, что очень крепкий – полчашки заварки, полчашки кипятка. Я, правда, разбавлял дополнительно водичкой :) Турки пьют без сахара, но гостям по желанию сахар предлагают.


А что скажете об уровне подготовки хоккеистов?

– В первый день было очень сложно делать выводы, потому что даже местные тренеры не знали, кто в какой форме находится, не знали многих игроков по именам, потому что сборов из-за карантина давно не было. Так что и для моих помощников (а мне ассистировали пять турецких специалистов) это тоже было знакомство с командой. Ожидал, наверное, худшего. Но все оказалось не так уж и плохо. На первой тренировке дал упрощенные упражнения из тех, что мы предлагали в нашей сборной U20, да и раньше в клубной работе я использовал. Но для турецких парней они оказались сложноваты, пришлось переработать программу в сторону упрощения, с использованием менее сложных элементов.

Но, в принципе, ребята быстро схватывают, и в середине кэмпа и в конце многое получалось заметно лучше. И я освоился, выучил практически всех по именам. В шлемах уже точно всех узнаю, без шлемов – пока тяжеловато :)

Собрали и проанализировали статистику парней за предыдущие сезоны, сопоставили с личными впечатлениями от работы на кэмпе и в целом определились с теми, кто достоин вызова на следующий сбор. Довольно четко вырисовываются два атакующих звена и два сдерживающих. И критерии отбора в эти звенья достаточно ясны и справедливы. Многие ребята, даже парень 2005 года, играют и молодежной лиге U20, и во взрослой суперлиге.

Сам тренировочный лагерь был организован на высоком уровне, не уступал нашим белорусским стандартам. Я занимался только составлением расписания на неделю и планов тренировок, а остальное обеспечивала турецкая сторона.

Как справляетесь с языковым барьером?

– Я его особо не ощутил. У меня есть способности к языкам, они мне несложно даются, если живешь в этой среде. В школе у меня был испанский, во время карьеры в Германии выучил немецкий. Английский целенаправленно не изучал, поэтому с грамматикой есть проблемы. Но, поработав с канадскими тренерами – с Гленом Хэнлоном и Куртом Фрэйзером в сборной Беларуси, с североамериканскими специалистами в немецких клубах – набрался английского языка, которого хватает для общения и с наставниками, и с игроками в Турции. Половина игроков понимает английский, а из тренеров в кэмпе только один не понимал языка. В планах – поднатаскаться и в турецком, чтобы мозг не закисал :)

Кто будет вашими ассистентами в штабе молодежной и юниорской сборных?

– На этом кэмпе мне помогали пять тренеров, один из них – специалист по вратарям. Они профессионально выполняли свою работу. Насколько я понял, одним из моих ассистентов на чемпионате мира в январе в Мексике станет нынешний главный тренер клуба-чемпиона «Буз Бейкоз», его зовут Эрай. Возможно, с нами поедет кто-то еще. Ну а на будущее, думаю, многое будет зависеть от того, как я себя здесь зарекомендую. Пока они осторожничают, все-таки денег на хоккей здесь выделяется несравнимо меньше, чем на футбол. Постараюсь заработать хорошую репутацию и создать плацдарм для белорусских специалистов, чтобы в будущем наша диспора здесь увеличилась :)

Насколько я понял, турки хотят серьезнее развивать хоккей, есть заинтересованность властей страны. В ближайшие год-два должны быть построены еще пять ледовых арен. Через месяц в центре Стамбула двухуровневый дворец спорта введут в строй, там будут две ледовые площадки, одна будет расположена над другой. Меня водили туда на экскурсию: большое, современное европейское сооружение. Туда планирует переехать офис федерации, будет очень удобно. И я там буду проживать. Там же будет организовано питание и сборы разных национальных команд.

В общем, ожидаю интересной и насыщенной работы. Единственное, уже скучаю по семье. Возможно, в ноябре ко мне приедет супруга с маленькой дочкой, поживут здесь. Турецкая федерация предоставит мне двухнедельный отпуск, можно съездить домой, мне оплатят перелет туда и обратно. Наверное, воспользуюсь этой опцией после январского чемпионата мира.


Когда в Турции стартует национальный чемпионат?

– Суперлига начинается в октябре. А на днях чемпион страны отправится в Румынию, где пройдет первый раунд Континентального кубка. Там кроме хозяев, «Короны» из Брашова, будут испанская «Барселона» и хорватская «Младост» из Загреба.

В женском чемпионате, кстати, здесь выступает 16 команд – больше, чем в мужской суперлиге, где всего 8 клубов. А женская национальная сборная в Урзуруме скоро будет принимать олимпийскую предвквалификацию, сыграет с Голландией, Польшей и Мексикой. Возможно, на этом турнире и я как-то буду задействован.

Насколько жесткие сейчас антиковидные ограничения в хоккее и в стране в целом?

– Наверное, чуть жестче, чем у нас. По улицам люди могут ходить и без масок, но при посещении массовых мероприятий или крупных торговых центров тем, кто не прошел вакцинацию и не переболел в течение последних шести месяцев, нужно предъявлять отрицательный ПЦР-тест. Кроме того, до вылета из Эрзурума и по прилете в Стамбул мы сдавали ПЦР-тест, хотя многие из нас были вакцинированы.

Что касается зрителей на трибунах во время хоккейных матчей, то пока об этом ничего не слышал.

Текст: Сергей Вишневский

Фото: инстаграм Федерации хоккея Турции, из личного архива Дмитрия Дудика