ЕЮОФ Интервью 17 декабря 2021

«Ребята показали, что они – не второсортная команда, могут биться со всеми соперниками». Андрей Михалев – о серебре на ЕЮОФ

Наставник юниорской сборной подводит итоги Европейского юношеского олимпийского фестиваля.

Юниорская (U18) сборная Беларуси, обыграв россиян, латвийцев, чехов и уступив лишь финнам, третий раз подряд завоевала серебро Европейского юношеского олимпийского фестиваля. Столицей состязаний стал Вуокатти, а хоккейная их часть проходила в Каяни. Причем статус хоккейного турнира на сей раз был несколько выше, чем в прошлые годы, когда за награды сражались команды U17. В соперниках у белорусов были сразу три сборные, с которыми предстоит встретиться на групповой стадии в элите юниорского чемпионата мира-2022, а график матчей был просто убойным – четыре матча за четыре дня. И это внушало опасения по поводу того, удастся ли повторить успех предшественников на ЕЮОФ в 2017 и 2019 годах. В заключительном поединке с чехами нашей команде достаточно было взять один балл, чтобы гарантировать бронзу, но она выиграла в основное время. И этот результат, благодаря победе финнов над россиянами (4:3), помог белорусам стать вице-чемпионами. 

ЕЮОФ. Юниорская сборная Беларуси обыграла Чехию, у Тишкевича дубль и победный гол в меньшинстве

Главный тренер юниорки Андрей Михалев в интервью Hockey.by вспомнил перипетии заключительного поединка, похвалил капитана Николая Тишкевича, забросившего в Финляндии три победные шайбы, перечислил основные проблемы, которые вскрыл турнир в Каяни и озвучил ключевой критерий отбора в состав на ЮЧМ.

Какой матч на турнире оказался самым сложным?

– Все встречи были напряженными. Вот и в заключительной игре чехи до конца держали нас в тонусе. Что и неудивительно, это все же был поединок за медаль.

В матче с чехами все три наши шайбы были заброшены в результате контратак. Это, наверное, не совсем типичная ситуация для команды, которая стремится играть с позиции силы и навязывать свою игру.

– Поддушивал нас соперник, накрывал, и порой мы не могли выйти из зоны, особенно в первом периоде. Но благодаря удалениям у чехов подравнялись с ними по броскам.

Держали в уме, что для того, чтобы гарантировать бронзу, достаточно сыграть вничью в основное время?

– Нет, на этом не акцентировали внимание. Старались донести ребятам, что нужно играть только на победу. Думаю, если бы сосредоточились на том, чтобы сохранить устраивающий нас счет, то соперник наказал бы. Поэтому старались играть в наш хоккей.

И все же обороняться пришлось больше, чем вы привыкли в высшей лиге.

– Да, возникали вопросы во время выходов из-под давления. Возможно, это связано с излишним волнением, все-таки для парней это первый такой серьезный турнир. Поэтому не все справились с эмоциями. Говорили ребятам, что нужно повтыкаться несколько раз в соперников, чтобы лучше войти в игру. Не до всех из ребят в таком возрасте просто достучаться. Но это опыт, и он приходит в таких вот турнирах. Чем этот опыт богаче, тем хладнокровнее ты становишься в сложные моменты.

Наш вратарь Ян Шостак в нескольких моментах выглядел очень даже хладнокровным, когда справлялся с бросками чехов в упор.

– Да, он нам очень помог. Шайба от него практически не отскакивала, а если и отскакивала, то уходила в угол площадки, что очень облегчало жизнь нашей защите. Но вообще сегодня вся команда здорово сыграла, все старались.

В середине третьего периода у нас случились два удаления подряд, 22 секунды пришлось защищаться в формате «3 на 5». Но парни не только выстояли, но еще и забросили в меньшинстве. Это был переломный отрезок?

– Получается, так. Сначала забросили при игре «4 на 5», потом схватили удаление, пришлось отбиваться втроем против пятерых. Здорово блокировали броски, не давали чехам довести шайбу до ворот. Красавчики!

Гол Николая Тишкевича в меньшинстве мог подорвать уверенность чехов? Может быть, имея численный перевес, они подсознательно боялись пропустить еще одну контратаку?

– Ну, это уже не ко мне вопрос :) Не знаю, боялись ли они, но им надо было сравнивать счет, потому что время убегало. Им уже не было смысла играть от обороны, они шли ва-банк.

Зато ближе к концу третьего периода вы вынудили чехов фолить.

– Да, это их удаление, конечно, нам помогло. Попросили ребят, чтобы в большинстве держали шайбу в чужой зоне и не торопились с неподготовленными бросками, потому что могли быть контратаки. Время позволяло нам спокойно контролировать шайбу, после выхода удаленного чеха до сирены оставалось 16 секунд, так что не позволили им даже вратаря снять. Мы понимали, что они могут попробовать одного своего игрока оставить в средней зоне кататься, и тогда один из наших поехал бы и прихватил его персонально. Но на такой шаг соперник не пошел, все четверо чехов защищались в своей зоне.

Николай Тишкевич забросил на этом турнире четыре шайбы из восьми командных. Причем три его гола оказались победными! Ожидали, что капитан может так выстрелить?

– Знаете, у него не всегда все получается в высшей лиге. Но вот на международных турнирах он проявляет себя здорово. Видно, что ему с такими соперниками легче играть. И это хорошо! Значит, есть у нас лидер.

Насколько сильно в матче с Латвией не хватало Матвея Морщенка, который пропускал игру из-за дисквалификации?

– Конечно не хватало. На таких турнирах, когда четыре матча за четыре дня и заявка ограничена 18 полевыми игроками, каждый человек на счету, нужно, чтобы ребята были свежими. Пришлось Тишкевичу выходить в двух звеньях. Кроме того, просили парней играть короткими сменами, чтобы сохранить больше сил.

На заключительный матч с чехами вы произвели перестановку в звеньях, поменяв вернувшегося в состав Матвея Морщенка местами с Арсением Ковгореней. С чем это связано?

– В игре с Латвией связка Ковгореня – Омелюсик неплохо действовала, поэтому решили ее оставить.

Сборная России, которую вы обыграли в стартовый день турнира, как и наша команда, укомплектована ребятами и 2004-го, и 2005 года рождения, но почему-то позиционировала себя как U17. Вы знали об этом?

– Да, я слышал об этом. Да и главного тренера России U18 в Финляндии не было. Ну, так они решили, это их право. Но мы приехали сюда в хоккей играть, а не разбираться, кто как себя позиционирует. Так что даже не придавали этому значения. Россия – большая страна, можно набрать и две, и три сборные этого возраста. Беларусь – маленькая, поэтому у нас не столько много талантливых ребят.

Какие главные впечатления и выводы от выступления на Европейском юношеском олимпийском фестивале?

– Увидели, что много над чем надо работать. Один из компонентов – действия в зоне обороны. Отчетливо понять свои недостатки можно только вот на таких турнирах. В высшей лиге мы почти все время проводим в атаке, а в зоне обороны нам себя проверить особо не получается. И тут речь не только о выходе из-под давления, но и о ситуациях, когда нас закрывают в зоне, когда соперник действует втроем «наверху», игра «один в один». Когда мы научимся выигрывать эти единоборства, нам будет заметно легче. Пока немного уступаем в движении, в катании. А соперники, если видят какие-то минусы в нашей обороне, перестраиваются мгновенно, сразу же за это цепляются. Вот и в матче с чехами мы на себе это прочувствовали. Выход один – больше работать над индивидуальными качествами: над катанием, владением клюшкой. Еще одно слабое место – четкость и точность передач. Ну и броски надо совершенствовать. А вот в желании мы не уступаем. И за счет этого можно где-то компенсировать недостатки. Ребята поняли, что они – не второсортная команда, на этом турнире они показали, что способны выходить и биться со всеми соперниками.

То есть, с психологией у всех порядок?

– Ну, никто вам не признается, что он чувствует. Но тренерский штаб видит, кто немножко побаивается. А кто-то себя на таком уровне комфортно чувствует. Для того, чтобы стать увереннее, нужны время и игры с серьезными соперниками.

У того состава, который выступал в Финляндии, еще ведь есть резерв для усиления – Артем Левшунов, Даниил Карпович и Егор Сидоров сейчас в Дании на молодежном чемпионате мира, за океаном в юниорских лигах есть Даниил Боурош, Андрей Лошко…

– Конечно же, мы о них помним. Но хотим проверить и других ребят, выступающих в Беларуси. В феврале у нас будет еще один международный турнир, позовем кандидатов. Возможно, кого-то пригласим в команду Беларусь U18 в Раубичи, посмотрим на них в высшей лиге. Да и вообще, парни на каждой тренировке должны доказывать, что они достойны играть в сборной. Расслабления не должно быть. Никто не будет брать хоккеиста на чемпионат мира за прошлые заслуги. Поедут сильнейшие, те, кто будет лучше на тот момент.

Много ли было скаутов на олимпийском фестивале в Финляндии?

– Знаю, что были, но я их не считал :). Есть и ребята из нашей команды, которых они отметили, но фамилий называть не буду. Хотя упрекнуть кого-то, что он стремился играть для скаутов, я не могу. Парни здорово проявили себя именно как команда.

Текст: Сергей Вишневский