Экстралига Интервью 23 апреля 2022

Алексей Скурковский: Нам бы хотелось работать в дальнейшем с Сергеем Стасем, ему будет сделано предложение

Руководитель «рысей» детально разобрал сезон и заглянул в ближайшее будущее.

Председатель «Гомеля» Алексей Скурковский в программе «Овертайм» порассуждал о том, что и почему не получилось у команды в плей-офф, рассказал о планах на новый сезон, гомельских воспитанниках и вариантах участия в российских лигах. Ниже – все, что вошло и не вошло в эфир.

Как оцениваете выступление команды в этом сезоне?

– Если глубоко не уходить и не философствовать, то та задача, которая ставилась перед командой, не была выполнена. Регулярный чемпионат можно оценить неплохо, команда заняла третье место, количество матчей, в которых мы одерживали победы, было больше, чем в прошлом сезоне, концовку смазали, но, к сожалению, на первой же стадии плей-офф мы закончили выступление в Кубке Президента. Одним словом, можно сказать, что задача не выполнена. Но если углубляться, то, в принципе, есть и объективные причины такого результата, каждый их может найти – и главный тренер, и я. Но что есть, то есть, мы работаем для того, чтобы в будущем стать лучше.

В чем видите эти причины, которые повлияли на такой неожиданный для всех исход?

– Перед началом сезона команда комплектовалась под задачи занять первое-четвертое место в Кубке Президента, первое-второе место в Континентальном кубке. Соответственно, был подбор игроков, были исполнители того уровня, как мы полагаем, и в ходе сезона были яркие игры, которые позволяли нам рассчитывать на определенный результат. Даже тот же выход в суперфинал Континентального кубка говорил о том, что команда боеспособная и готова решать задачи. Первый удар был сделан тогда, когда нашу команду отстранили от участия в суперфинале Континентального кубка, по некоторым игрокам было видно внутреннее опустошение, все-таки у ребят было желание сделать этот шаг и поучаствовать в таких соревнованиях. Где-то даже было видно, что этот психологический сбой повлиял и на первые игры плей-офф. Да, потом, конечно, где-то встрепенулись. Но когда проигрываешь в серии, команда соперника как танк разгоняется, старается не упускать возможность пройти в следующий раунд. Они сделали этот шаг вперед, мы его не смогли сделать.

То есть эта команда способна добиваться поставленных целей, что она и показывала по ходу сезона?

– Да, она была способна добиться поставленных целей и выполнить поставленные задачи. Мы это видели по играм, которые были в «регулярке». Даже после того, как разделились на шестерки, мы тоже видели, что команда может дойти как минимум до полуфинала.

Главная причина – это психологический момент, который случился после Континентального кубка? Мы не говорим о том, что, возможно, были какие-то просчеты в селекции, в работе тренерского штаба?

– Ни для кого не секрет, что у нас селекцией занимался Сергей Леонидович Стась. В будущем, возможно, мы пересмотрим этот момент, будем подходить к этому вопросу с двух сторон – и с точки зрения комплектования команды в рамках бюджета, и в селекционном отборе будем более внимательны. Не могу сказать, были ли просчеты в селекции. Опять же, по ходу сезона игроки, на которых мы рассчитывали, показывали неплохой хоккей, показывали свое мастерство, забрасывали шайбы, блокировали броски. Но, видите, где-то сыграл тот аспект, что рассчитывали поучаствовать на международной арене. Возможно, где-то витала информация, что мы не совсем промотивировали финансово некоторых игроков. Возможно, это сыграло роль, но, как мы говорили, на сегодня мы все свои финансовые обязательства как выполняли, так и будем выполнять. У нас есть финансовые возможности закрыть те бонусы, которые прописаны у некоторых игроков в контрактах, мы их выполним до конца сезона, как и обещали. Задержек по выплате заработной платы у нас никогда не было, был вопрос только по выплате премиальных и бонусов. Мы говорили о том, что после конца сезона будем видеть по положению в турнирной таблице, где мы находимся и, не скрываю, мы обещали, что закроем все свои обязательства до 31 августа перед началом следующего чемпионата. Регламент это позволяет.

Мог ли этот пункт сыграть какую-то роль?

– Я прекрасно понимаю, что деньги играют в том числе большую роль. Но, когда мы собираемся перед началом предсезонной подготовки, мы озвучиваем задачи, обсуждаем такой момент, что сначала надо показать результат, а потом будем говорить о выплатах премиальных. Я считаю, что это правильно. Команда собралась под определенные задачи, контрактные обязательства выполняются, заработная плата выплачивается, все остальные социальные и бытовые аспекты также обеспечены, делается все, что требуется. То, что касается премиальных и бонусов, то есть результат – есть деньги, нет результата – соответствует и оплата.

Может быть, вы чувствовали, что хоккеисты этим как-то недовольны? Понятно, что вы объяснили эту позицию, но все равно найдутся те, кого это не будет устраивать.

– В команде играют профессионалы, для которых первоочередное – это результат, они и сами понимают, что при достигнутом результате будет и соответствующая оплата. А недоверие – это уже дело каждого. Я, например, всегда работал так, чтобы люди доверяли, считаю, что все, озвученное мной и руководством, выполнялось. Я уверен, что ни один хоккеист не скажет такого, что Скурковский не сделал чего-то из того, что обещал. Все, о чем мы говорим, будет выполнено и будет сделано. Поэтому мне ни одному из хоккеистов не стыдно посмотреть в глаза и поздороваться. Я не чувствую перед собой вины, что я чего-то не выполнил.

Что вы чувствовали, когда команда вылетела из Кубка Президента?

– Я думаю, как и для любого человека, который планирует чего-то достигнуть и у него не получается – это опустошение. Потом приходит мысль, почему же это произошло? Начинаешь анализировать и, в конце концов, приходишь к тому, что начинаешь строить планы на будущее. То есть сейчас наступила третья стадия, когда уже думаешь о будущем и начинаешь думать о том, как достичь тех результатов, которые планируешь перед собой ставить. Опять же, планку опускать мы не будем, я уже сегодня могу сказать, что это первое-четвертое место в сезоне 2022/2023, ниже для себя мы планку однозначно ставить не будем. Естественно, что мы играем только за Кубок, мы хотим занять первое место, но этого хотят все 12 команд, которые играют в чемпионате, все хотят завоевать Кубок – и мы не исключение. Мы собираем команду, настраиваемся. Не важно, какой бюджет и какие исполнители, но каждый, кто находится в любой команде экстралиги, хочет завоевать чемпионство.

Почему в прошлом году получился такой яркий сезон, «Гомель» был открытием, а в этом году сделали шаг назад?

– Кто-то верит в удачу, но никто не отменяет профессионализм, мастерство, подбор исполнителей, характер. Когда команда собирается из молодых ребят и в связке получается реализовать один гол, второй, вовремя забросить, то это и делает основу игры. Не всегда высококлассный мастер может потянуть за собой команду, если нет химии между игроками, когда ребята недопонимают друг друга, возможно, что это повлияло.

То есть в прошлом году был такой классический сплав молодости и мастерства?

– Да, плюс у них было два года. Фактически, та команда, которая стала серебряным призером чемпионата, шла к этому два сезона. Сыграли сезон и заняли пятое место, тогда на стадии ¼ финала проиграли «Динамо-Молодечно», а потом фактически эта же команда боролась за медали в следующем сезоне. Мы видели результат, который получился при том же бюджете, мы завоевали второе место.

Перед этим сезоном команда обновилась на 50%. Да, мы сохранили костяк молодежи, но те опытные исполнители, которые составляли ударное звено, ушли в другие клубы. Молодежь – в систему «Ак Барса», Скоренов – в систему «СКА», Нестеров – в «Витязь». Мы хотели сохранить состав, мы предлагали всем остаться в клубе, рассматривали определенный уровень контрактов, но каждый выбирает свое. Кто-то, наверное, следует за своей мечтой, наверняка наши молодые воспитанники хотят поиграть в системе КХЛ, хотят, возможно, поиграть и в НХЛ. У каждого хоккеиста есть такая мечта. У нас есть клуб, который участвует в КХЛ, но я думаю, что не все смогут попасть в состав минского «Динамо», хотя есть и хорошая практика – наши молодые ребята играют в «Динамо» и занимают там свое место по праву.

Вы сказали, что при том же бюджете команда стала второй, а в этом году бюджет был больше?

– Здесь лукавить не стоит, бюджет стал выше, но он фактически был направлен на расчеты с командой. Тот результат, который был достигнут в сезоне-2020/2021, шел немного вразрез с нашим бюджетом. Мы, к счастью, завоевали эти медали, но, к сожалению, не рассчитывали на них финансово, поэтому при повышении бюджета на сезон 2021/2022 на подготовку и основную деятельность он фактически остался на уровне прошлого сезона. Та сумма, на которую он был выше, была направлена на расчеты с игроками. Да, сейчас у нас получилось так, что спортивный результат позволил сэкономить бюджет, но лучше бы мы сделали шаг вперед и остались как минимум на уровне прошлого сезона, все-таки хотелось поучаствовать в финале.

Насколько у вас есть желание сохранить текущий тренерский штаб?

– Мы пока еще работаем в этом сезоне, конкретно о продлении трудовых отношений у нас еще не было таких разговоров. У нас действующие контракты с тренерским штабом и с игроками. Наступит 30 апреля, когда начнем рассчитываться с некоторыми хоккеистами, начнем формировать команду и разговаривать с тренерским штабом. Будем учитывать все факторы – и достигнутый спортивный результат, и профессионализм каждого тренера из тренерского штаба. Наверное, на сегодня будет преждевременно говорить про тренерский штаб в целом, с кем мы будем работать в следующем сезоне. Профессионализм Сергея Леонидовича Стася позволяет работать и дальше, нам бы хотелось работать в дальнейшем с этим специалистом, ему будет сделано предложение по следующему сезону, а дальше сядем за стол переговоров, обсудим задачи на сезон и тогда уже будет принято решение.

Каким вы видите состав «Гомеля» в следующем сезоне, исходя из того, что было в этом?

– Я бы все-таки рассматривал и буду рассматривать такой момент, чтобы акцент делать на наших ребятах. Для достижения задач, естественно, мы будем усиливать какие-то позиции, но мы уже по ходу сезона будем смотреть, какие места нужно закрывать. Немного расстроен тем, что способные ребята в этом сезоне просидели на лавке, хотелось бы дать им больше возможностей для реализации, на этом будет акцент. А уже по каким-то позициям, если будем видеть, что наш воспитанник очень сильно проседает, не понимает систему игры, то будем эти позиции закрывать. Я бы хотел, чтобы те деньги, которые мы направляем на заработную плату, зарабатывали наши ребята, которые пришли в 6 лет в хоккей, которые 11 лет занимались в нашей школе, которые пришли в клуб и по праву завоевали это место в нем. Чтобы они понимали, что клуб и школа их вырастили и они могут здесь зарабатывать деньги. При таком результате для чего тратить бюджет клуба на хоккеистов, которые пришли из России или на возрастных игроков из других клубов? Профессиональный хоккеист должен показывать, что он зарабатывает деньги своей игрой, а не тем, что он когда-то завоевывал кубок.

А есть ли резервы у клуба? Результаты детских команд не очень хорошие, многие играют в дивизионе Б, будет ли потом подпитка для клуба?

– Подпитка будет. Есть, конечно, провалы в возрастах, но все равно в каждом возрасте есть 2-3 человека, которые могут остаться в системе. Тренер приходит на работу для того, чтобы заниматься детьми и передавать им свой опыт. Кто-то был профессиональным хоккеистом, достиг каких-то определенных результатов, кто-то достиг меньших результатов в спорте, но работает с большой самоотдачей, плюс мы отправляем тренеров на курсы подготовки в Высшей школе тренеров, на семинары, которые проводятся ФХБ, уделяем много внимания самообразованию тренеров. Я думаю, что эта работа, которая проводится ежедневно, даст свои плоды. В январе хоккейный клуб объединился со СДЮШОР №1, которая являлась собственником ледовой арены. К этому долгое время мы шли. На сегодня клуб, школа и ледовая арена представлены в одном лице. Возможно, этот шаг в будущем даст хороший толчок для подготовки и комплектования команды.

Сейчас много говорится о том, что мы смотрим на восток, на российские лиги, на КХЛ, ВХЛ, МХЛ. Стоит ли вообще туда идти, думаете ли об этом?

– Надо идти туда, к чему готов. Самое главное при комплектовании команды – это бюджет клуба. И морально надо быть готовым к тому, что там, возможно, будет другой уровень хоккея. Хотя, читая интервью и спрашивая у ребят, которые приходят в команду, как они оценивают уровень ВХЛ, МХЛ, насколько он отличается от экстралиги, от всех слышим разные мнения. Кто-то говорит, что экстралига чем-то похожа на ВХЛ, кто-то – что недотягивает. А для того, чтобы это понять, надо прийти, заявиться, поиграть. Но, в первую очередь, для этого надо быть готовым. Укомплектоваться российскими игроками и выступать в ВХЛ для достижения результата – это не развитие хоккея в Беларуси, тогда как минимум основой должны быть воспитанники белорусского хоккея при усилении каких-то позиций. Готовы ли мы занять свою нишу в ВХЛ? Наверное, еще рановато, и по финансовым расходам мы не готовы на сегодня сделать шаг в ВХЛ, и по исполнителям. Хотелось бы посмотреть, какой результат у нас будет в следующем сезоне, когда мы вернемся к теме комплектования команды из своих воспитанников. Если мы реально сможем достигнуть своими ребятами финала или полуфинала, тогда, возможно, мы сможем бороться и за место под солнцем и в ВХЛ.

То есть на предстоящий сезон этот вопрос неактуальный?

– Если рассматривать этот вопрос в разрезе необходимости, то, соответственно, надо формировать бюджет таким образом. И комплектовать команду совсем по-другому. Тогда можно разговаривать о выступлении в ВХЛ.

Подытожим: задачей на следующий сезон будет попадание в четверку, а состав будет сформирован из молодежи с какими-то вкраплениями других игроков?

– Да, состав будет из числа молодежи, у нас достаточно ребят до 27 лет, которым мы направляем квалификационные предложения. Их мы на предсезонную подготовку и соберем, сформируем основу команды, а дальше будем какие-то позиции усиливать.


Источник: пресс-служба «Гомеля»