«Следующий шаг – стать полноценным игроком «Вашингтона». Алексей Протас – о сезоне за океаном, лексусе Овечкина и «Витебске»
О возможном дебюте талантливого белорусского нападающего Алексея Протаса в НХЛ хоккейные эксперты стали говорить еще задолго до драфта. А уже после того, как Алексей подписал контракт и поехал в полноценный тренировочный лагерь основы «Вашингтона», старт белоруса в сильнейшей лиге мира стал вопросом времени.
Матч, о котором мечтает каждый мальчишка, занимающийся хоккеем, случился для Алексея 1-го ноября 2021 года.
По итогам сезона нападающий записал в актив 9 (3+6) очков в 33 матчах. Поговорили с Алексеем о том, как складывался минувший год, какое место до сих пор занимает «Витебск» в жизни форварда и к чему стоит готовиться Илье Усову в системе «Тампы».
– Что стало в сезоне самым ярким?
– Все вместе. События цеплялись одно за другое. Я работал, верил, что мой дебют в НХЛ может случиться. Даже когда на предсезонной подготовке отправили в АХЛ, все равно понимал, что будет шанс, старался выкладываться, работать. Да и в целом, каждый день был как праздник: и в НХЛ, и в АХЛ. Горд там находиться и делал все, чтобы оставаться и подниматься выше.
– Помнишь, как в первый раз зашел в раздевалку «Вашингтона»?
– Это было сразу после драфта, во время главного кэмпа. Конечно, для меня это был «вау-эффект» – видеть этих людей по телевизору, а теперь быть с ними в одной раздевалке как с партнерами по команде. Сразу не мог поверить своим глазам, но потом, со временем, понял: вокруг простые ребята, подойдут, поздороваются, никакого гонора ни у кого нет. Все спокойно с тобой на равных общаются, все хорошие люди. Потом к этому привык, но не всегда осознавал.
– У тебя выстроилась хорошая коммуникация с Александром Овечкиным, с чего все началось?
– Я с ним давно хотел познакомиться, но никак не получалось подойти. Когда случилось, сказал, что вот, меня задрафтовали. Он ответил: «Да, видел, поздравляю». Позже я поздравил его с днем рождения.
Во время первого кэмпа мы были в разных группах, не было возможности с ним много разговаривать. А уже перед следующим сначала пересеклись, когда летели из Москвы в Вашингтон. А дальше на каждой тренировке виделись. Когда меня с еще одним парнем спустили в АХЛ, он набрал, сказал: «Не переживайте, работайте, все будет хорошо».
– Была знаменитая история с лексусом, у кого он сейчас?
– Когда уезжал, отдал ему, так что вроде бы у него :)
– Перед дебютом в НХЛ у тебя был период, когда то вызывали в основу, то спускали в АХЛ.
– Если говорить честно, то несколько раз это происходило только на бумаге. Так, чтобы на самом деле, меня командировали один раз, а потом уже через четыре дня вернули на несколько месяцев. В следующий раз я поехал в АХЛ завершать сезон.
– Как на тебя это влияло: больше было времени привыкнуть к мысли об НХЛ или наоборот, давило, мол, когда же уже?
– Мне всегда говорили, что шанс будет, главное – работать. Никто не знает, что может произойти в следующий момент. Я и старался работать, верил в себя. Знал, что все в клубе не прекращая смотрят, анализируют, поэтому каждый день нужно доказывать, что достоин. На меня это обстоятельство никак не давило, только мотивировало трудиться, зная, что шанс может представиться в любой момент, и нужно быть к нему готовым.
– Как прошли сутки перед первым матчем в НХЛ? Спал-то хоть?
– Спал, как такового волнения не было. Конечно, товарищеские игры, в которых участвовал раньше, и регулярный сезон – это разные вещи, но все равно, когда находишься с такими мастерами в раздевалке, видишь их спокойствие и уверенность в себе, это состояние передается.
Единственное, о чем переживал, чтобы не упасть во время разминки, когда выходил один катить [традиционный круг новичка]. А остальное – нормально.
Хотя та встреча сложилась неудачно. Был очень сильный соперник, плотная игра, я получил немного игрового времени. Но это вообще не проблема. Благодарен тренерам как минимум за то, что дали шанс сыграть и прочувствовать эту атмосферу. Я знаю, к чему нужно стремиться, что для этого нужно, и сейчас делаю это.
– А как прошла первая смена?
– Конечно, иногда волнение подступало. Но понимал, что меня не просто так вызвали. Значит, достоин, нужно в это верить. Понимал, что в клубе знают мои сильные и слабые качества. Но раз вызвали, значит в меня верят, нужно доказывать. Просто делал свою работу, которой занимался не один год.
– Что в НХЛ самое сложное?
– Наверное, отличительная черта игроков на этом уровне – стабильность. Ты должен быть стабилен, не должен выключаться. В конце сезона я провел одну-две неудачные игры – и все, перестал попадать в состав на несколько матчей. А потом уехал в АХЛ.
Вот та самая отличительная черта – стабильность. Ты должен показывать стабильный хоккей, стабильно выполнять тренерскую установку. Потому что какие-нибудь пару неудачных игр или тренировок – и ты уже можешь не быть в этой команде.
Нужно учиться этому, но это не так легко, как кажется. Постоянно анализируешь свои действия, такая работа занимает годы.
– Что сказал главный тренер «Вашингтона», когда ты уже уезжал под конец сезона в АХЛ?
– Мы всегда общаемся в позитивном ключе, сказал: «Ты сюда приехал, пробыл два месяца, проделал огромную работу, мы тебе благодарны, ты стал частью того, что эта команда борется за плей-офф. Ты никогда не знаешь, что случится, просто работай».
Я все воспринял в позитивном ключе. Знаю, над чем работать, все это прочувствовал. Сейчас, летом, стараюсь выжать максимум, чтобы в следующем сезоне стать полноценным игроком НХЛ.
– Как НХЛовские эмоции способствовали концовке в АХЛ?
– Безусловно, добавили уверенности. Расслабленности никакой не было. Я ведь понимал, что это за уровень. Огромной разбежки с НХЛ нет. Все ребята крепкие, быстрые, все бьются.
– Недавно контракт новичка с «Тампой» подписал Илья Усов, обсуждали с ним?
– Я его поздравил, но мы сильно не общались: у него здесь были свои заботы, у меня – сезон, потом тренировки, плюс занимался документами.
Я действительно рад за него. Илья провел хороший сезон в «Динамо», я следил за результатами. Он молодец, заслужил это своей работой и трудолюбием. Мы с ним провели отличный год в WHL. Илья очень классный партнер по команде, очень хороший человек. Это тоже немаловажно, поскольку это делает его хорошим хоккеистом.
– Ты уже прошел путь КХЛ – АХЛ – НХЛ, Илье он только предстоит. К чему стоит готовиться?
– Все в его руках. Пусть работает, старается, все зависит от него. Я верю в Илью, знаю, на что он способен и как работает над собой. Думаю, все будет хорошо.
– Если говорить о бытовых вещах, как тебе Вашингтон?
– Очень понравился, уютный город. Несмотря на то, что это столица, «Вашингтон» не сильно густонаселенный и очень просторный. Вечером можно без проблем доехать в нужную точку. Понятно, трафик он везде трафик, и пробки есть, но в целом – они не такие сумасшедшие как, к примеру, в Нью-Йорке.
– Комфортнее, чем в Херши?
– Это абсолютно два разных города. Херши по населению намного меньше, их нельзя сравнивать. И в Херши, и в Вашингтоне мне нравится. Не могу их сопоставлять. Да и коллективы классные там и там. Конечно, стремлюсь в НХЛ, но и в АХЛ мне нравится, это крутое время. Команда, болельщики – очень здорово.
– А каково было твоей жене? Все-таки новая страна, тяжело было переезжать?
– Поначалу волновалась, переживала из-за английского. Но там были очень хорошие девочки других ребят. Очень помогали, общались. И, как мне кажется, через неделю она очень комфортно себя чувствовала.
– Ты одним глазом успевал следить и за экстралигой. Как тебе сезон?
– Да, за «Витебском», как минимум, следил. А еще посмотрел финальный матч между «Юностью» и «Металлургом». Относительно игр с «Витебском» понимал, кто на что способен и у кого больше шансов победить. Здорово, что каждый сезон становится все более и более медийным. А когда собираются болельщики, это мотивирует хоккеистов, которые играют, чтобы порадовать фанатов, сделать чей-то день своей победой лучше.
Прошлый сезон получился интересным. К «Юности» отношусь с большим уважением, тем более, провел там год, но хорошо, что сменился чемпион, нет рутины, появилось разнообразие. Сейчас вообще многие команды выравниваются. Это очень здорово.
– Ты еще прошлым летом говорил, что «Витебск» себя покажет, так и случилось.
– Мы тогда и с Романом Антоновичем [Юпатовым] общались, и по составу видел, что команда может удивить. Так оно и получилось. Думаю, новый сезон, как минимум, будет не хуже.
– Что для тебя сейчас значит «Витебск»?
– Многое. Я никогда не забуду, где вырос, развивался как человек, хоккеист, партнер по команде. Всегда по возможности стараюсь приехать. Клуб очень много места занимает в моем сердце.
– Что чувствует обычный витебский парень, когда его мечта сыграть в НХЛ сбывается?
– Конечно, я в восторге. Иногда кажется, что я до сих пор не верю в то, что это случилось. Но мечта все равно полностью не сбылась. Как минимум, хочется закрепиться в команде, а также выиграть Кубок Стэнли. Шаг за шагом делаю все для этого. Сейчас нужно стать полноценным игроком, дальше будет более высокая цель.