«Папа за двоих кричит, особенно когда гол. Я же по-другому переживаю: во время игры бегаю по комнате». Мама Данилы Климовича – о хоккейном детстве, воспитании и женитьбе сына

Накануне Дня матери поговорили с мамой проспекта «Ванкувера».

14 октября в Беларуси отмечают День матери, в этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин. В хоккейном комьюнити на виду чаще отцы игроков, которые приводят сыновей в этот вид спорта в детском возрасте и нередко активно сопровождают повзрослевших детей даже уже во время их взрослой карьеры. Мамы же обычно прикрывают тыл и остаются на заднем плане. Но от этого их роль в развитии хоккейного пути ребят не становится менее важной, а порой – одной из ключевых. Не зря ведь уже состоявшиеся хоккеисты посвящают важные голы и яркие победы матерям или бабушкам. Hockey.by накануне Дня матери пообщался с мамой проспекта «Ванкувера» Данилы Климовича Светланой. Расспросили ее о том, каким было детство одной из главных надежд белорусского хоккея, сколько нервов сгорает во время просмотра матчей сына, какое блюдо он просит приготовить, возвращаясь домой из поездок, почему не стала хоккеисткой младшая сестра форварда, и за чьими еще карьерами следит его мама.


– У нас в семье День матери особо не отмечается, обычно звоним по телефону бабушкам, мамам, – говорит Светлана Климович. – Мне сын звонит, поздравляет. В прошлом году он в этот день находился в Канаде, оттуда связывался. Произносит теплые, добрые, приятные слова. Подарки? Ну, не было такого, чтобы он там что-то такое необычное или сверхъестественное придумал или смастерил, обычно времени у него на это нет. Ему все-таки проще купить подарок.

Любой спорт – это всегда сложно. Тем более, спорт высоких достижений. Основную нагрузку по воспитанию Данилы как спортсмена взял на себя наш папа, где-то выполняющий роли и тренера, и менеджера. Он до сих пор плотно занимается развитием Данилы, хотя сын и находится в далекой стране, по ту сторону океана. Все равно старается ему что-то подсказать. Я, как мама, всегда поддерживала, жалела, это же мой ребенок. Очень сильно его люблю, это гордость всей нашей семьи. Но глубоко в процесс старалась не лезть. Они – мужчины, в этом жестком и тяжелом спорте лучше разбираются. Я в этом не особо понимаю :)  

– Хоккеист в семье отнимает много времени, сил, финансов. Если сын и папа сосредоточены на хоккее, очень сложно сделать так, чтобы мама не страдала от нехватки внимания.

– Они старались находить время и уделять внимание и мне. А я старалась – им. Всегда переживала, постоянно на связи: как там у сына дела. Было тяжело эмоционально, когда Данила в 13 лет уехал в минскую «Юность». Но проходит время, привыкаешь и к такому распорядку в жизни.

Когда он еще был маленьким, жил с нами и учился в школе в Пинске, старалась помогать максимально. Бывало, приезжает поздно вечером с каких-то игр или турниров, и усталый валится с ног. Тогда приходилось по ночам за него делать уроки. Потому что на следующий день надо в школу, ее мы по возможности старались не пропускать. Но потом, когда начались поездки на сборы, то, конечно, уроки приходилось пропускать, без этого никак.

– Вы часто путешествовали с Данилой на матчи, на турниры?

– Нет, я с ним практически никогда не ездила. На тот момент у нас был маленький ребенок, это дочка Полина, поэтому мне скучать не приходилось. Слава Богу, ей уже 16 лет :) А с Данилой старался ездить папа. Я же переживала, созванивалась.

– Как ваши мужчины компенсировали свое отсутствие в доме во время хоккейных поездок?

– Ой, да главное, чтобы возвращались все живы-здоровы и довольны. Как для мамы, это было для меня самым важным. Конечно, всякое бывало после турниров – и слезы, и радость. Старалась поддерживать в любой ситуации, потому что не всегда можно выиграть. Если в этот раз проиграли – значит, в следующий раз получится, и все будет хорошо. Главное – не останавливаться, идти к этому, больше работать, ни в коем случае не раскисать, брать себя в руки. Мы дома всегда старались делать все, чтобы он не зацикливался на неудачах, не замыкался в себе. Разговаривали с ним, отвлекали. Да и сам он мальчиком был спокойным, добродушным, все понимал.

– Может, были какие-то волшебные блюда, которые помогали быстрее забыть о поражениях?

– Я всегда старалась готовить Даниле его любимое блюдо, когда он приезжал. Это у нас как закон. Он у нас парень непривередливый, а любимое блюдо – салат с зеленым горошком – Оливье :) Даник – любитель покушать, поэтому всегда готовила ему все, что он хотел.


– Кто у вас в семье отвечал за занятия в школе? Контролировал оценки, проверял дневник?

– Я проверяла. Учился Данила неплохо, старался. Проблем с ним здесь не было. «Даник, делаешь уроки?» «Да, мама, делаю». Никогда не было жалоб типа «не хочу» или «мне это сложно». Он все прекрасно понимал, и в в этом смысле с ним было легко.

– Не приходилось выдвигать условий типа «не сделаешь уроки – не пойдешь на тренировку»?

– Нет-нет-нет. В первую очередь, всегда был наш хоккей. Но и с уроками вопрос без проблем потом решался. Не надо было заставлять из-под палки что-то делать.

– Никогда не появлялось таких мыслей: «А может, ну его, этот хоккей? Давай в программисты или в юристы?»

– У меня лично – никогда. Я знала, что ему хоккей очень нравится, он любит его с самых малых лет. Было ощущение, что это дело всей его жизни.

– Вспомните момент, когда вы четко поняли, что хоккей станет его профессией?

– Затрудняюсь на этот вопрос ответить. Никогда об этом не задумывалась. Может быть, муж сможет ответить на этот вопрос :) Мы отвели его на хоккей, как только у нас в Пинске открылся ледовый дворец. Сначала – просто покататься. Спросили: нравится ли, будет ли заниматься. Ответил: «Да, нравится. Буду заниматься». И с тех пор все как-то закрутилось-завертелось. Ритм жизни, конечно, стал таким, что не расслабишься.

– Папа Данилы рассказывал, что еще в детстве сын произнес фразу: «Я хочу в НХЛ». Осознавал ли он, что для этого нужен хороший английский, было ли у него рвение к этому предмету?

– Да, мы пытались повышать уровень его английского. Когда еще жил с нами в Пинске, ходил к репетитору. Это было в 4-5 классе где-то. Потом уехал в Минск, там день постоянно был загружен, не было особо времени на репетитора. Зато сейчас – молодец. За год улучшил английский, занимается с очень хорошим репетитором и сразу видно, что язык подтянул очень сильно. И ему стало там намного проще – и в быту, и на льду. Живя и работая в другой стране, хочешь-не хочешь, но со временем будешь разговаривать на том языке, который там используется. Надо ж ведь с людьми общаться, понимать, о чем речь идет.

«Слова «я хочу в НХЛ» звучали по-детски, но я его поддержал». Отец Данилы Климовича – о том, как сын дорос до драфта


– Есть такой стереотип, что едва ли не самый популярный вопрос у всех мам, это «Шапку надел?» К вам это относится?

– Да :) Часто задавала этот вопрос. Но Данила – парень исполнительный, всегда слушался, с этим проблем никогда не было. Надо – значит надо, никогда не пижонил в этом отношении.

– У Данилы есть младшая сестра. Какие у них отношения? Как она относится к хоккею?

– Полина интересуется хоккеем, ходит на матчи «Ястребов» в Пинске. И за Данилой следит. Переживает, конечно. Очень сильно скучает. Это же его единственный брат. Мы его вживую уже больше года не видели. Общаемся по телефону, по видеосвязи. Когда Данила был в Беларуси, они тоже не так часто виделись. Но когда приезжал в Пинск на выходные, то много общались, болтали постоянно. Особенно по вечерам перед сном.

– Из-за игрушек в детстве не дрались?

– Нет, никогда. Все было тихо-мирно.

– А Полина никогда не хотела стать хоккеисткой?

– Когда-то хотела. Спрашивала: «Мама, почему вы меня не отдали на хоккей?» Но я предложила ей кое-что другое – она закончила музыкальную школу по классу цымбал и вокала. Одного хоккеиста нам хватает в семье. Решили, пусть девочка чем-то другим занимается. Все-таки хоккей – довольно тяжелый вид спорта. И мальчик не всякий выдерживает, а тем более девочка :) Да и характеры у каждого ребенка разные.


– Данила недавно женился. Бытует мнение, что ранние браки не идут на пользу хоккеистам. Как вы относитесь к такому мнению?

– Мне кажется, это не так важно, ранний брак или нет. Главное – чтобы были счастливы и любили друг друга.

– Спрашивал ли Данила родительского совета перед тем, как решиться на этот важный шаг?

– Данила практически поставил нас перед фактом. Конечно, мы дали свое родительское благословление. Мы верим что все у Данилы с Настей будет хорошо.

– Когда смотрите хоккей, следите только за Данилой?

– Ну конечно! Это мой ребенок, и я очень переживаю, когда смотрю игру. Для меня это очень тяжело и очень эмоционально. В первую очередь, как и любая мама, волнуюсь за то, чтобы сын не травмировался. Ну и заодно за всю остальную команду – чтобы все здоровы остались.

– Громко кричите, когда он шайбу забрасывает?

– Нет, я стараюсь не кричать. Это папа у нас за двоих кричит, особенно когда гол. Я по-другому переживаю: во время игры бегаю по комнате :) Буду ходить от стены к стене и смотреть в этот телевизор…

– Прозвучала финальная сирена, закончилась игра. Какие у вас после этого эмоции и ощущения?

– Я выдыхаю и успокаиваюсь.

– Когда в детстве дарили Даниле на праздники что-то из хоккейной амуниции или инвентаря – он расценивал это как подарки или как нечто обыденное, вроде школьной формы?

– Всегда очень радовался. Мы часто дарили ему что-то из хоккейной экипировки, потому что на тот момент в пинской хоккейной школе ничего не выдавалось, все – за счет родителей. Но вообще старались радовать не только хоккейными штуками. Он у нас очень любит читать, особенно когда стал старше. Поэтому дарили ему книги.

– У Данилы день рождения совсем рядом с Новым годом. По отдельности эти праздники отмечаете или в разные дни?

– В последние годы в день рождения он постоянно на выездах. Так что угощал команду. Но раньше, если был в начале января дома, то, конечно, праздновали день рождения.

– А за тем хоккеем, где Данила не играет, вы следите?

– Да, читаю сайт Hockey.by. Болею за пинских «Ястребов», потому что у нас сейчас тут мальчишки играют, рядом с которыми Даник вырос. Они до сих пор общаются и дружат. Слежу также за братьями-близнецами нашими Ярутами, которые в солигорском «Шахтере». А в «Ястребах» – Никита Веренич и Виталий Антонович. За них очень сильно переживаем. Они молодцы, все стараются. И Даниил Боурош молодец, он тоже из пинских, только младше немного. Слежу за ним, как он там в Канаде, по вашему сайту и в инстаграме – обязательно каждый день захожу и смотрю новости. 


– А за кем из мировых звезд следите?

– Ну, это больше со слов Данилы. Например, он мне рассказывал, что ему нравится Александр Овечкин. Это бесспорно. Знаю, что и Данилу сравнивали с Овечкиным, наверное, из-за мощного броска.

– Как он к таким сравнениям относится?

– Положительно. Но Данила есть Данила. Каждый пишет свою историю.

Текст: Сергей Вишневский