Экстралига Интервью 27 ноября 2023

Восстанавливается после операции, смотрит хоккей и рассчитывает еще сыграть. Как дела у Игоря Брикуна

Мы узнали.

Последний официальный матч в Betera-Экстралиге Игорь Брикун провел 4 апреля в Гродно. Вратарь сделал в нем 26 сейвов после 28 бросков, но «Юность» все равно уступила – 1:2. Историческая полуфинальная серия Кубка Президента приближалась к кульминации. Через несколько дней минчане вновь приехали в гости к «Неману», чтобы завершить выступление в сезоне-2022/23.

После его окончания Игорь расстался с «Юностью» и как-то совсем пропал с радаров. Рекордсмен лиги по количеству сыгранных матчей (566), четырехкратный чемпион страны и неоднократный медалист перенес операцию. Сейчас Брикун проходит реабилитацию и пока не планирует завязывать с хоккеем.

Иван Грунтов поговорил с Игорем о его травме и ближайших планах, сенсации из прошлого плей-офф, текущем сезоне, Александре Жидких и «Химике».


– Как ты?

– Все хорошо – тренируюсь, восстанавливаю ногу, которая немного пострадала в боях. Слежу за хоккеем, не выпадаю из темы.

– Расскажи о травме.

– Получил ее еще в Солигорске, где-то перед новым годом. По-хорошему, делать операцию нужно было уже тогда, но можно было повременить, я так и поступил. Восстановился, доиграл сезон. Затем летом ничего особо не тревожило, поэтому вновь отложил. Когда подписывался с «Юностью», понимал, что готов к хорошей конкуренции. Так сложилось, что Леня Фомин в Минске играл больше, но у меня в определенный момент даже без серьезной нагрузки все равно случился рецидив, и вновь встал вопрос о потребности в операции.

– Ты сделал ее уже после сезона.

– Да, решил доиграть. Была возможность дать паузу, подлечиться, выходить на лед с наколенником. Играть практически в полную силу. Поездив по специалистам и поговорив с клубным доктором уже после, мы пришли к мнению, что дальше затягивать нельзя. Речь шла даже не об игре в хоккей – просто об активном образе жизни. Когда вник во все эти моменты, понял, что откладывать не стоит. Активный образ жизни – то, что я люблю. Футбол, теннис. Поэтому занялся вопросом, сейчас прохожу реабилитацию.

– Где операцию делал?

– В Минске, спасибо нашим специалистам. Все сделали, все круто. Ездил к друзьям в Германию, показался местным врачам – убедиться, что все идет хорошо. Они дали высокую оценку белорусским мастерам. Сказали: «Все отлично, следуй графику восстановления».

– Ты мог бы лечь на операцию, когда играл за «Шахтер», за «Юность». Но пошел на это, находясь без клуба. Почему?

– У меня была возможность, силы, терпение, чтобы доиграть и первый сезон, и второй – я доиграл. Все честно. Дальше разбираешься со своим здоровьем сам. Зачем кого-то обязывать, напрягать? Это неправильно.

– Могли бы помочь.

– Мне помогли. Хочу сказать большое спасибо тогдашнему доктору «Юности» Андрею Мохареву, нашей федерации хоккея, в частности – Андрею Башко. Андрей Александрович поспособствовал решению определенных вопросов, ускорил процесс. Действительно очень благодарен!

– На какой ты сейчас стадии?

– На стадии восстановления. На лед мне пока нельзя, где-то на протяжении двух месяцев занимаюсь в зале. До этого разрабатывал ногу, проходил процедуры с физиотерапевтом. В начале октября приступил к тренировкам с реабилитологом.

– Когда будешь готов выйти на лед?

– Специалисты говорят, что в начале декабря можно попробовать. Полное восстановление после такой операции занимает минимум около полугода, я приближаюсь к финишу. Но загадывать нельзя. Нужно работать, следить за состоянием ноги, добавлять ей силу.

– В Новополоцке занимаешься?

– И в Минске тоже. В Новополоцке можно провести время с пользой, посвятить его делам на даче или съездить на природу, на рыбалку. В Минске – решить какие-то сопутствующие семейные вопросы.

– Тоже рыбалку любишь? Почему?

– Да у меня с юных лет эта тяга. Отец и мать родились и выросли в деревне, возле озер – мы там с братом у дедушек и бабушек все детство провели. Всегда ловили рыбу, теперь это как хобби. Раньше на поплавок, сейчас на спиннинг. Когда появляется время, выбираюсь – отвлечься, погонять мысли какие-то. Главный трофей? Наверное, щука килограммов на пять с половиной.


***

– Ты ведь еще планируешь поиграть в хоккей?

– Первоочередная задача – восстановить функцию прооперированной ноги, чтобы чувствовать себя так же, как до травмы. На сегодняшний день желание вернуться есть. Хочется испытать те же эмоции, азарт от игры, почувствовать командный дух раздевалки.

В плане реабилитации все неплохо идет, определенный результат достигнут. Если все будет продолжаться так же хорошо, то не исключаю, что еще сыграю на профессиональном уровне. Если пропустить год в моем возрасте, потом будет сложно вернуться. Сейчас такая перекладная ситуация, когда ты задаешься вопросом: поиграть или, может, хватит? У меня пауза в карьере из-за травмы. Когда залечусь, хотелось бы еще попробовать порубиться. Если восстановление пойдет удачно, будет интерес ко мне и мне самому это будет интересно, то не исключаю, что все получится.

– Азарт и желание не утратил, в общем.

– С этим все в порядке!

– В чемпионате стало совсем мало хоккеистов «35+». Почему?

– Ну да, почему? Если открыть какой-нибудь европейский чемпионат, там их будет гораздо больше [более 30 в чемпионате Швейцарии – прим. Hockey.by]. Причины могут быть разными: от здоровья до мотивации.

– У тебя в данный момент вопрос в здоровье.

– Именно. Хочется еще поиграть. Разговаривали как-то с моим хорошим другом Ваней Мяделем. Он сказал: «Поиграй, зацепись, пока есть возможность. Через год уже вряд ли сможешь, а потом жалеть будешь». У меня такое же чувство. Я еще хочу и могу.

– Какой вообще видишь точку в карьере?

– Слушай, я ее вообще не вижу и не высматриваю, все идет своим чередом. Сил и азарта у меня не стало меньше, чем десять лет назад. Чисто морально готовиться к тому, что скоро 40 и скоро должен закончить? Об этом не думаю. У меня сейчас травма. Со всеми ведь такое может случиться, верно? Хватает примеров, когда через травмы проходят и в моем возрасте.

Встречаю вот Сашку Жидких. Каким он был 15 лет назад, таким и остался – идет такой же озорной, подпрыгивает :) В наше время, конечно, сложнее представить хоккеиста, который играет на профессиональном уровне в 40 лет. Когда нам было по 20, у нас перед глазами примеров было больше. И мы не смотрели на этих мужиков, как на динозавров каких-то.


Объективно, сейчас в чемпионате Беларуси ты не можешь заработать огромных денег. Думаю, ребята, которые продолжают играть в солидном возрасте, делают это больше из-за любви и страсти к хоккею.

– Поиграть ведь можно и «3 на 3», и в любительских лигах.

– Нет, совсем не то. Мое мнение – это уже не совсем хоккей, а коммерческие проекты. Не та ответственность, не тот коллектив. Нет болельщиков, драйва, азарта – все по-другому. Я так вижу.

***

– Ты вспомнил Александра Жидких. В чем его феномен?

– Сложно объяснить его феномен. Саня из тех, кто испытывает огромную любовь к хоккею. Он игровичок. Маленький, юркий. И не сильно подвержен травмам, хотя они тоже у него случаются, вот как недавно.

– Андрей Шевелев тоже таким был, но закончил много раньше.

– Они разноплановые игроки. И в разное время появились. Когда играл Андрей, хоккей был прям очень жесткий. Не щадили никого. Шевелев и Жидких – похожие игроки по антропометрии, но разные по стилю. Андрей чаще играл с опущенной головой, поэтому был больше подвержен травмам. Саша лучше видит площадку, голова всегда поднята – и в обиду себя не дает. Но иногда у него на пути все равно встречаются топоры, которые рубят в область над номером :)

– Ты рассказывал, что пересекался с Жидких.

– Встретились не так давно на «Химике», Саня в зал бежал после льда. Остановились поболтать. Вижу, что ему и поговорить хочется, но и тренироваться надо идти, чтобы дисциплину не нарушать. Он-то может себе позволить позже молодых появиться, но все равно поглядывает, чтобы не опоздать и чтобы никто не сказал: «Сашечка, а где это ты застрял так?» Жига – красавец! Классно, что Бог дал ему здоровья, и пусть еще больше даст! Он мастер. Еще много пользы принесет белорусскому хоккею.

– И новополоцкому.

– И новополоцкому. «Химик» идет в шестерке, причем там много своих ребят. Любой может открыть статистику и посмотреть, сколько в команде местных, на каких они ролях и как влияют на результат. Тот же Саня Жидких, Пашка Чернов, Алексей Котеловский, Артем Землянкин, Денис Кирпиченок и много кто еще. У Новополоцка самобытная команда. Они молодцы. А Саня, как венец, у нее во главе.

– Веришь, что «Химик» может сделать шаг вперед в этом сезоне?

– Почему нет? Мне не все матчи удавалось смотреть, но считаю, что эти ребята сейчас на своем месте. Они по делу в первой шестерке.

***

– Прошлый чемпионат «Юность» закончила сенсацией со знаком минус. Как пережил 3-4 от «Немана» в полуфинале?

– Для меня это был удар. Еще одна причина, по которой хотелось бы вернуться в хоккей – заканчивать на таком моменте вообще не круто. Это пипец. У меня в карьере было, когда с 3-1 проиграли 3-4: первый полноценный сезон, финал с «Юностью». Теперь вот из 3-0 – 3-4.


– Похожие поражения?

– Нет, абсолютно разные ситуации. Когда мы уступили в 2009-м, там была «Юность», которую почти нереально было остановить. Они были суперкрутыми! Нас Александр Леонидович Андриевский тогда собрал, грубо говоря, из «г##на и палок» :) Кто-то чуть ли не закончил уже, в кого-то не верили, третьи молодые. Но у нас был классный коллектив, отличная атмосфера в команде. Могли выиграть – не выиграли. Сложно объяснять такие моменты. Ну, так получилось. Возможно, там опыта было побольше, который в итоге сыграл. Мы со своей стороны сделали все, что было в наших силах.

– Что по прошлому плей-офф?

– Вот это уже было прям жестко :) Но как ни странно, объяснить такой результат проще.

– Попробуй.

– Определенные хоккеисты начали думать не о победе команды, а о каких-то личных достижениях, тянуть одеяло на себя. Были такие моменты, я их замечал. Нам ведь везде не хватало по чуть-чуть, все могло закончиться раньше седьмой игры, намного раньше. В плей-офф всегда тонко. На выходе все равно виноваты мы вместе.

– Какая эмоция была в раздевалке после поражения в Гродно?

– Никаких истерик ни со стороны тренерского штаба, ни со стороны лидеров команды. Все абсолютно спокойно, без лишних эмоций. Тренеры сказали слова, затем старшие ребята. Молодым сделали напутствие. Все-таки в подобную ситуацию за всю карьеру можно ни разу не попасть, а кто-то на таком может ее и закончить. Для кого-то уже на старте офигенный пример, что 3-0 – это еще не победа, если серия продолжается до четырех. Нормально, адекватно поговорили, никто ни на кого не кричал, бочки не катил. Какой смысл? Из такой ситуации нужно выносить урок, а не устраивать истерики.

***

– В начале интервью ты говорил, что следишь за чемпионатом.

– Да, слежу за Betera-Экстралигой и за нашими белорусскими ребятами из КХЛ и других лиг.

– Кого бы из КХЛ отметил?

– Многие парни в своих командах не на последних ролях. Вовка Алистров в Питере зажигает, Костя Шостак и Сашка Скоренов тащат «Северсталь». В «Торпедо» наши красавцы – Бокун, Белевич, Кульбаков. Слава Грецкий хорош в последнее время в «Амуре», Кирилл Готовец всегда хорош в «Динамо». Ваня Дроздов в «Салавате», и это еще наверняка не всех вспомнил. Приятно, что белорусы на видных ролях. Минские динамовцы тоже молодцы.

– Что у «зубров» сейчас не получается?

– В одну калитку они никому не проигрывают, везде по чуть-чуть. У всех есть спады и подъемы. Текущую задачу команда выполняет, идет в зоне плей-офф. Добавят – и в Кубке Гагарина могут хорошо выступить. В «Динамо» много молодых ребят, причем они не просто статисты. Это игроки, которые вносят весомый вклад. Но молодежи свойственна нестабильность, что сказывается на результатах. Стабильность приходит с опытом. Если сейчас им не давать играть, то опыта парни никогда не наберутся.


– Кто в этом сезоне лучший вратарь экстралиги?

– Макса Малютина отметил бы – молодец, держит марку! Вадик Вашкевич, Леня Фомин... Слушай, да можно пол чемпионата назвать. Все красавцы, каждый в своей команде делает свою работу на отлично.

– В последние годы чемпионат стал ровнее. Почему?

– Федерация сделала для всех такие условия. Это интересный ход. Поначалу изменения принимались в штыки, но сейчас мы видим, что действительно стало интереснее, плотнее. Хорошо сделали! «Витебск» вон на первых местах, но к этому были предпосылки.

– Ты любой матч можешь включить и посмотреть с интересом?

– Когда есть возможность, все время включаю.

– Даже условный «Витебск» – «Могилев», лидер с последней командой?

– Смотрел «Витебск» с «Лидой». Команды с полюсов, а «рыцари» победили. Шла хорошая интересная заруба, мне понравилось.

– Почему «Металлург» барахлит второй сезон подряд?

– Я за «Металлург» не парюсь. Там Дмитрий Саныч [Кравченко], он свое дело знает. Сейчас такой чемпионат, что в любой момент фаворит может измениться. Да, барахлит Жлобин, но это ведь не пропасть, когда по 0:7 влетаешь – почти все в одну-две шайбы. Чемпионат только на середине, еще можно усилиться, укрепиться, пару человек подписать, легионеров или белорусов. Такой регламент, что главное в десятке идти. В Кубке Президента и с таких позиций можно побороться.

– То есть, ты веришь в историю, когда в принципе любая команда, попавшая в плей-офф, будет претендовать на трофей?

– В таком чемпионате, который есть сейчас – да, уверен.

– Сам-то рассчитываешь еще что-то выиграть?

– Пока рассчитываю просто залечить ногу. Появится возможность – вернусь в хоккей. И если вернусь – расскажу :)


Текст: Иван Грунтов