«Минск прекрасен, люди очень дружелюбные и приятные, наслаждаемся пребыванием здесь». Сэм Энас – о карьере, трофеях, Алексее Протасе, «Динамо» и КХЛ
Перед стартом нынешнего сезона Континентальной хоккейной лиги в очередной раз обновился легионерский состав минского «Динамо». Среди североамериканских новичков «зубров», пожалуй, наиболее ярко проявляет себя Сэм Энас, который летом перебрался в столицу Беларуси из столицы США. На данный момент американец является лучшим бомбардиром и вторым снайпером клуба. В интервью БЕЛТА нападающий поделился мыслями о команде на льду и за его пределами, рассказал о дружбе с Алексеем Протасом, а также признался в симпатии к Минску.
– Сэм, как прокомментируете первую половину сезона в КХЛ?
– Честно говоря, могло быть получше. Потенциально наша команда может занимать более высокое место, чем то, которое мы имеем сейчас. В этом сезоне мы проиграли несколько очень близких по счету игр, которые должны были выигрывать. Но ошибки – это часть роста. Посмотрим, как пройдет вторая половина чемпионата, но думаю, что мы финишируем повыше. КХЛ – очень хорошая лига, у меня были большие ожидания перед приездом, и они полностью оправдались.
– Как оцениваете личные показатели результативности?
– Стараюсь не зацикливаться на своей статистике, поскольку иногда она преувеличивает твой нынешний уровень, а иногда хорошие матчи не отражаются на цифрах. В целом показатели неплохие, но я знаю, что могу дать команде еще больше в плане создания моментов. Особенно ожидаю от себя максимума при игре в большинстве, мы с ребятами можем и должны создавать результативные комбинации.
– Какая атмосфера внутри коллектива?
– Команда собралась отличная. Сейчас очень хорошее время для белорусского хоккея, в вашей стране появляется много молодых талантов. Кажется, даже больше, чем было ранее. Это приятно видеть, и, надеюсь, мы поможем им в развитии и у них будет яркое будущее. Наша раздевалка – это микс белорусов, россиян и североамериканцев, мы отлично ладим, нет разделения на отдельные группы ребят, которые бы занимались своими делами в узком кругу. Нам весело вместе, это главное.
– Нет ли языкового барьера между легионерами и молодыми белорусами?
– У некоторых ребят не очень хороший английский, но у большинства владение языком гораздо лучше, чем я ожидал. Это облегчает общение. У пары ребят уровень английского очень высок, они переводят легионерам тренерские указания на тренировках и командных встречах. Конечно, мы тоже учим какие-то фразы на русском, которые необходимы при коммуникации на льду. Я уже запомнил пару фраз для обычной жизни, пока не могу общаться целыми предложениями, но пользуюсь какими-то словами в течение дня: «доброе утро», «здравствуйте», «спасибо» и так далее.
– Как вам играется под руководством Дмитрия Квартальнова?
– Меня очень впечатлило его резюме. Здорово играть в команде у специалиста, который тренировал многих хороших игроков, которые при нем достигли высокого уровня. Да, от нас он требует многого, но у него есть на это полное право. В этой команде просто так тебе ничего не дадут, ты должен заработать доверие к себе своим трудом.
– Что скажете о «Минск-Арене»?
– Бесспорно, это арена уровня Национальной хоккейной лиги. Очень приятно здесь играть, и я сейчас говорю не только о качестве самого объекта, но и о фанатах, они очень преданны и всегда поддерживают нас, несмотря на неудачи. Уровень производства медиаконтента также на высоте: это очень похоже на то, что делают в НХЛ.
– У вас греческие корни, и в этом плане вы в команде не одиноки – тем же может похвастать и Янни Калдис.
– Это довольно забавно, я прежде никогда не играл с ребятами греческого происхождения. Когда я увидел, что Янни тоже перешел в «Динамо» в межсезонье, мы связались в социальных сетях и поговорили о своих корнях. Янни – замечательный парень из отличной семьи, в поездках мы всегда делим одну комнату, поэтому очень много общаемся. Моим родителям было очень приятно узнать, что рядом со мной находится еще один грек. В Греции я был всего однажды в юности. Запомнил афинский Акрополь, но это была не просто туристическая поездка: я побывал и в деревне, откуда вышли мои предки. Незабываемые ощущения.
– Почему в свое время вы выбрали хоккей?
– Когда мне исполнилось два года, мой отец подарил мне на день рождения хоккейную клюшку. Он сам играл в хоккей в юности, был вратарем. Мне сразу же очень понравилось, в семейном архиве есть видео, где я играю на кухне. На коньки я встал в пять лет, а броски тренировал в подвале, куда папа поставил пару ворот – там я каждый день застревал на несколько часов. Часто к нам приходили родственники и друзья со своими клюшками, и мы прекрасно проводили время в этом подвале.
– Вы росли в Вашингтоне. Наверняка поддерживали «Кэпиталз» в детстве?
– Это правда. В моей комнате висело множество постеров с хоккеистами, но плакатов «Кэпиталз» было больше всего. Моим любимым игроком был Петер Бондра, а после него – Александр Овечкин, который изменил игру в нашем регионе. До его прихода в лигу можно было легко достать билеты на матчи, почти ничего не заплатив. А сейчас на каждой домашней игре нет свободных мест. Помню, как в 1998 году «Вашингтон» вышел в финал Кубка Стэнли против «Детройта», мне тогда было всего пять, но я уже болел за команду. Кстати, мои родители были на четвертом матче того финала, и «Ред Уингз» стали чемпионами у них на глазах.
– Эта привязанность к местным клубам сохраняется до сих пор?
– Да, я продолжаю следить за вашингтонскими командами во всех видах спорта. Был очень рад, когда бейсбольные «Нэшионалс» победили в Мировой серии в 2019-м, а «Кэпиталз» выиграли Кубок Стэнли годом ранее. Даже несмотря на то, что я тогда выступал за другую организацию, ребенок внутри меня был счастлив. Было круто оказаться в системе любимой команды в прошлом году, когда я играл за фарм-клуб «Вашингтона» в Херши.
– Вы отыграли два года в главной юниорской лиге США – USHL, где пересеклись с нынешней звездой НХЛ Кайлом Коннором.
– Кайл – отличный парень. В его первый сезон в «Янгстаун Фантомс» ему было только 15, он еще с брекетами ходил, и все равно был одним из лучших в команде. Уже тогда можно было сказать, что он вырастет в отличного игрока. И я думаю, что он даже превзошел все ожидания. Кайл – из тех ребят, которым все дано от природы, но при этом он хотел учиться и невероятно много работал над собой. К слову, связь мы поддерживаем до сих пор.
– На драфте НХЛ команды прошли мимо вас, после чего вы поступили в Квиннипэкский университет…
– Да, я тогда остался не замеченным радарами скаутов, а когда вышел из университета, то был уже слишком стар для драфта. Каждое лето я ездил в лагеря развития команд НХЛ, и после третьего курса мне предложила контракт «Миннесота». Я не сомневался в том, что мне стоит его принять, поэтому закончил университет за три года.
– С чем связаны лучшие воспоминания из студенческих лет?
– С партнерами по команде. Наше времяпрепровождение не ограничивалось только матчами и посещением спортзала каждую субботу. Мы ходили на занятия вместе, жили вместе, проводили все свободное время вместе. Прошло много лет, и лучшие друзья университетских времен остаются таковыми и сегодня.
– Расскажите о первом большом успехе в карьере, который пришел именно в университетской лиге.
– Мы дошли до национального финала, где проиграли «Северной Дакоте». Обидно до сих пор. Это было одно из лучших впечатлений за всю мою жизнь. Да, хоккейный «финал четырех» освещается не так сильно, как баскетбольное «Мартовское безумие», но для фанатов студенческого хоккея нет ничего престижней. Было здорово просто находиться в Тампе, играть на заполненной арене. Поддержать нас приехали члены семей и близкие друзья, это было незабываемо. У нас была прекрасная команда, но, к сожалению, нам не хватило одного шага. Я тогда играл вместе с будущими игроками НХЛ Коннором Клифтоном и Девоном Тэйвзом, оба – мои близкие друзья до сих пор. С Коннором мы учились в одном классе, Девон был на моей свадьбе, а я – на его церемонии.
– Дальше был продолжительный период игры в Американской хоккейной лиге за «Айову Уайлд»…
– Я находился в системе «Миннесоты» четыре года – с 2016-го по 2020-й, и это было прекрасное время. Отправляясь туда, я не знал, чего ожидать. Всю жизнь прожил в Вашингтоне, и вдруг мне пришлось ехать в Де-Мойн, штат Айова. Однако все сложилось как нельзя лучше, я получил большое удовольствие от игры с одноклубниками, но самое главное – там я познакомился со своей будущей женой. Поэтому Айова всегда будет занимать особое место в моем сердце.
– В сезоне-2019/20 вы стали самым результативным игроком лиги, но вызова в НХЛ так и не получили?
– С НХЛ не повезло, в «Миннесоте» не так часто травмировались игроки, чтобы их можно было заменить. К тому же «Уайлд» всегда нуждались больше в силовом игроке, нежели в техничном. Поэтому тренерский штаб вызывал хоккеистов, которые больше подходили под их стиль игры. Я в это число не попадал. Затем был год в «Сент-Луисе», где я пару недель находился в расширенном составе. Мог войти и в основную команду, но не вовремя был вынужден сесть на карантин из-за ковида и, к сожалению, шанса не получил. Но, тем не менее, я поиграл в форме клуба в предсезонных играх и немного прочувствовал атмосферу НХЛ.
– Сезон-2021/22 вы провели в составе «Спрингфилда» в АХЛ, после чего ваш игровой свитер оказался в Зале хоккейной славы. Как так вышло?
– Это стало сюрпризом для меня. Каждый год после финалов Кубка Колдера по одному джерси команд-финалистов на какое-то время выставляют в Зале славы. И мне повезло, что выбрали именно мое. В прошлом году мы играли матч в Торонто, а в провинции Онтарио как раз живет семья моего отца. Поэтому мы собрались родственным кругом и посетили Зал славы, посмотрели на мой свитер. Это было сюрреалистично. Сомневаюсь, что он висит там до сих пор, теперь на этом месте должны быть джерси финалистов предыдущего сезона.
– Этим летом в составе «Херши» вы стали чемпионом АХЛ. Каково это – поднимать такой престижный трофей, как Кубок Колдера?
– Один из тех моментов в жизни, которые сложно описать словами. Было просто невероятно, особенно учитывая то, как именно мы это сделали – в овертайме седьмой игры на выезде. Каждый раз, когда я вспоминаю об этом, у меня по телу бегут мурашки, а на лице появляется улыбка. То, что мы сотворили тогда вместе с ребятами, не забудется никогда. За сезон до этого я проиграл финал Кубка Колдера, будучи игроком «Спрингфилда», и год спустя было круто покинуть лед уже победителем.
– Чемпионский плей-офф вы отыграли вместе с Алексеем Протасом, что можете сказать о нем?
– Алексей – классный парень. Он отыграл весь сезон-2022/23 в НХЛ, а потом его отправили в фарм-клуб помочь в плей-офф АХЛ. Думаю, большинство игроков в этой ситуации были бы не совсем довольны, они бы уже хотели наслаждаться отпуском, но Алексей пришел в команду с отличным настроением. Он хотел работать, хотел побеждать, и на самом деле он – одна из главных причин нашего успеха в Кубке.
– Летом вы решили продолжить карьеру в белорусском клубе. Из каких вариантов выбирали?
– У меня были предложения из Северной Америки, Швеции и других команд КХЛ, но я посчитал, что «Динамо» – самый привлекательный вариант. После предложения от клуба я разговаривал с Алексеем, наши супруги тоже общались между собой. Одно дело узнавать о командах из интернета, но когда ты спрашиваешь у тех, кто играл и жил здесь, это куда более информативно. О Минске ребята говорили только самое лучшее, и нам с женой было важно услышать, что в Беларуси мы будем счастливы. Так в итоге и получилось, мы наслаждаемся пребыванием здесь.
– Тяжело ли далось это решение, учитывая, что вы впервые в своей карьере покинули пределы США?
– Решение было действительно непростым, и оно было принято в необычных условиях. Мы с женой определились во время нашего медового месяца. Тогда мы были на Арубе и размышляли, что делать дальше: оставаться на родине или попробовать в Европе. На этой стадии жизни такое решение уже не может быть для спортсмена личным, нужно учитывать не только свое желание, и этот выбор оказался лучшим именно для нашей семьи. После объявления клуба наши телефоны в Арубе оборвались от звонков, у многих были вопросы, но в конце концов все поддержали нас в этом выборе. Наши семьи и друзья поняли, что мы все серьезно обдумали, узнали многое о Минске и команде, поэтому они доверились нам в этом решении. И я вижу, что оно было правильным.
– И как вам белорусская столица?
– Город прекрасен, люди очень дружелюбные и приятные. Видимо, это заложено в вашей культуре. Мы с женой проводим много времени, просто изучая Минск. Когда мы приехали сюда в августе, стояла отличная погода для прогулок, и мы вообще не уходили с улиц. Больше всего нам нравится открывать для себя новые места – магазины, кафе. Еда здесь замечательная, у нас уже есть парочка любимых заведений итальянской кухни, также мы живем недалеко от греческого ресторана, где тоже бываем довольно часто.
– В этом году вы впервые будете отмечать Рождество вне дома…
– Это, пожалуй, самое тяжелое испытание для меня. Мы всегда праздновали Рождество в большом кругу, со всеми родственниками и друзьями. С одной стороны, жаль, что не получится присоединиться к семейной компании в этот раз, но с другой – я буду вместе с женой. Мы уже поставили в квартире небольшое дерево и постараемся сделать все, чтобы почувствовать ту самую праздничную атмосферу. В этот день обязательно созвонимся с родителями по видеосвязи.
– Как Сэм Энас предпочитает проводить свободное время?
– В межсезонье люблю поиграть в гольф, дома мне нравится готовить. Считаю себя хорошим игроком в карты. Когда мы с ребятами летим на выезд, то частенько играем, и я как правило побеждаю. Как человек, выросший на фильмах Уилла Феррелла и Адама Сэндлера, очень люблю комедии. Слежу за новинками в мире кино, я подписан на некоторые стриминговые сервисы, и сейчас мы с женой смотрим рождественские картины, чтобы чувствовать дух грядущего праздника. Что касается музыки, то слушаю все подряд: кантри, электронную музыку, классический рок, любовь к которому мне привил мой отец.
– В университете вы обучались ведению бизнеса. Уже есть предпосылки для работы в этой сфере по окончании карьеры?
– Пока планов в этом направлении у меня нет. Но когда мне исполнилось 30, я задумался: «Окей, а как долго я еще буду заниматься хоккеем?» И со временем я все чаще и чаще размышляю о том, что стану делать дальше. Все еще не уверен, чего хочу. Но меня правда привлекает бизнес-направление, и неважно, в хоккейном мире или нет. Рад, что у меня есть эта степень, она наверняка будет очень ценна для меня в дальнейшем.
– Если говорить о ближайшем будущем: что дальше?
– Я приятно взволнован перед второй половиной сезона, заключительный этап регулярного чемпионата будет очень интересным. На международный перерыв мы уходили на хорошей ноте, одержав пару важных волевых побед. Надеюсь, мы продолжим в том же духе и попадем в плей-офф, это лучшее время в году, и мы просто обязаны быть там.
Источник: БЕЛТА