«Я остался голодным и недосказанным». Ярослав Чуприс – о сезоне, Шалагине и желании выиграть кубок с «Шахтером»
Прошедший чемпионат «Шахтер» вновь завершил на пьедестале – причем во всех турнирах, в которых участвовал. Однако ни в Кубке Салея, ни в Кубке Президента «горняки» не добрались желанных трофеев, поэтому не могут считать сезон в полной мере успешным. Ни призовые места, ни победа в регулярке не удовлетворяют амбиций белорусского топ-клуба.
Тем не менее, причин назвать хоккейный год успешным тоже достаточно. Солигорчане часто радовали болельщиков, стали самой побеждающей командой лиги, устанавливали индивидуальные рекорды. Не будем забывать, что лучший игрок Betera-Экстралиги Михаил Шалагин выступал именно за «Шахтер». «Горняки» выглядели мощно и временами непобедимо, но немного не справились на финише. Что думает по этому поводу главный тренер Ярослав Чуприс, Hockey.by поинтересовался у специалиста на прошедшей церемонии закрытия.
– Отошли от сезона?
– Да, немного.
– Каким он получился?
– Интересным. К сожалению, концовка вновь подкачала. Два года подряд проводим классную регулярку, а финиш не тот, который должен был быть, которого хотелось бы. Но это уже история.
– Анализировали, почему так?
– Можно долго об этом говорить. Умничать, обвинять кого-то – себя, хоккеистов. Но это неправильно. Наверное, только время расставит все на свои места. Я остался голодным, недосказанным – это однозначно. Иду к цели, стремлюсь и добьюсь ее.
– Хотите досказать именно в Солигорске?
– Да, на 300 процентов. Приложу максимально возможные усилия, чтобы все получилось именно в Солигорске.
– Если отбросить финиш сезона, то получаем кубковый финал, первое место в регулярке и бронзовые медали. Многие команды и тренеры таким результатам позавидуют.
– Не я и не «Шахтер». Возможно, для кого-то они станут пределом мечтаний, но не для нас. Я максималист. Как и хоккейный клуб «Шахтер», как и город, как и руководители предприятия, клуба. У меня есть огромное желание доказать, в том числе самому себе, что Кубок Президента – трофей Солигорска.
– До кубков-то ведь совсем немного не дотягиваете.
– Да, везде по чуть-чуть. Вот оно, вот оно, уже кажется есть – а на финише где-то не хватает. Значит, пойдем немножко другим путем, будем учиться на своих ошибках.
– Оглядываясь на прошедший сезон, видим мощную регулярку «Шахтера». Возможно, она вредит? В том смысле, что слишком вкладываетесь в нее.
– Все может быть. Знаете, я еще молодой тренер и максималист, хочу всегда и везде быть первым. Возможно, это срабатывает в минус. Есть много нюансов, о которых я не могу рассказывать. И есть следующий сезон – посмотрим, как все получится. Может, действительно лучше в регулярке занять пятое-шестое место и выиграть кубок? Это покажет только история.
– Что-то подсказывает, в Солигорске вряд ли настолько терпеливы.
– Об этом я не могу рассуждать. Скажу лишь, что мы всегда и везде стремимся побеждать и быть первыми.
– Вы как-то говорили в регулярке, что найти победную волну очень сложно, а упустить эту нить легко.
– Так оно и есть!
– Так и получилось?
– Не то чтобы так и получилось... У нас не было какого-то серьезного провала, спада. Провели хорошую серию побед, которая затем прервалась. Но не сказать, что мы где-то что-то упустили. Мысли есть, почему так произошло на финише, есть выводы, анализ. Считаю, как тренер не могу выносить их на всеобщее обозрение. Выводы сделаю: по себе, по команде, по хоккеистам – по всему. Понимаю, что только единым коллективом, кулаком, и с огромным желанием можно что-то выиграть. Только так. Меня поймут те, кто прочтет эти слова.
– Михаил Шалагин сыграл потрясающий сезон. С одной стороны круто иметь в составе такого хоккеиста, с другой – команда в конце концов становится зависима от него.
– Миша – хоккеист, который даже на тренировках сходит с ума, лишь бы не проиграть какой-то микромомент. Знаете, у нас с ним день рождения выпадает на одну дату, я абсолютно его понимаю. С ним нелегко. Как и со мной.
Перед сезоном он был Михаилом Шалагиным, который пришел из «Динамо». Все максимальные возможности в реализации его потенциала никто не знал. Ну, пришел Шалагин и пришел. Михаил сделал то, к чему стремился, к чему стремились все мы, «Шахтер». Шалагин полностью отдавал себя в команду, никогда не тащил одеяло на себя. При этом без общего усилия всех ребят его индивидуальные результаты были бы невозможны.
– То есть, «Шахтер» не попал в ловушку и не стал командой одного хоккеиста?
– На 300 процентов нет! Вратарская линия, оборона, спецбригады, большинство и меньшинство – мы были лучшими в лиге практически весь сезон. Так получилось, что в концовке немного не дошло до вратарей, до защитников, но при этом мы имели отличную команду во всех линиях. Михаил сам прекрасно знает и постоянно говорит, что рекорды – не только его заслуга, сработала вся система, весь коллектив. Конечно, он забивал голы и отдавал передачи, но без общего вклада ничего бы не получилось.
– Не замечали, чтобы в команде ревностно относились к рекордам Шалагина?
– Нет, такого не было заметно – ни от одного игрока, ни от одного человека в клубе. Наоборот, все видели по соцсетям, как ребята были рады за Мишу в раздевалке. Если у кого-то что-то и было внутри, то это их проблемы, так не должно быть. Это общая победа, общий рекорд, как я тогда сказал, как Миша всегда отмечает. Повторюсь, он никогда не тянет на себя. Все, кто причастен к рекордам, прекрасно понимают и знают, что внесли свой вклад. Что будет дальше, только время покажет – где окажется Михаил, в какой команде, в какой системе. Хочу от души пожелать ему, чтобы он оказался высоко.
– В полуфинале плей-офф вы проводили некоторые матчи без Андрющенко, Анаркулова. Не жалеете сейчас?
– Нет, ни доли сожаления. Леха Снытко – отличный молодой вратарь, который должен был тоже быть на церемонии закрытия, но произошел «черт побери», который не позволил ему присутствовать. В плей-офф я взял на себя долю ответственности, доверился Лехе и ни в коем случае не жалею. Вообще ни капли! Даже сейчас не сомневаюсь в правильности решения. Леха – это команда. Он тот вратарь, тот хоккеист, на котором в дальнейшем можно строить всю систему. Командный игрок. Понятно, что он может куда-то уехать, и это хорошо для него в личном плане. Но это хоккеист, на которого можно и стоит опираться, что мы и делали.
По Славе. В силу определенных обстоятельств сыграли без него, приняли такое решение. Не знаю, поймет он или нет, но в хоккей играют не фамилии – в хоккей играют сердцем.
– Сильно ли изменится «Шахтер» в следующем сезоне?
– Время покажет. Но гонки за фамилиями точно не будет.
– Часто можно услышать, мол, «Шахтер» – магнат, богат, всех скупает. Миф?
– Ну это смешно! В нынешние времена все настолько ровно, что даже говорить не о чем. У нас нет каких-то спецусловий, спецконтрактов, спецпремиальных систем или чего-то сверхъестественного. Все привыкли жить с убеждением, что Солигорск – это сумасшедшие деньги. Нет, абсолютно! Все в равных условиях.
– Пеняли на количество легионеров.
– Якобы лишнее, да? Оно не лишнее. Считаю, молодой россиянин, который голоден до хоккея, может многое дать лиге, потому что зона комфорта для хоккеистов ни к чему хорошему не приводит. Посмотрим, как все сложится в следующем сезоне. Я люблю работать с молодыми игроками. У «Шахтера» в прошедшем чемпионате по среднему возрасту была одна из самых молодых команд в лиге [в четверке, чуть более 24 лет – прим.]. Это здорово. Как будет дальше? Покажет время. Но «Шахтер» точно будет биться за самые высокие места, по-другому быть просто не может.
Текст: Иван Грунтов