«Точно знал, что не опущу руки. Верил, что смогу вернуться». Александр Суворов – о травме, годичном простое, чемпионстве Жлобина и переходе в «Сочи»

21-летний нападающий не унывает и полон решимости перезагрузить карьеру.

Форвард сборной Беларуси Александр Суворов накануне подписал контракт с «Сочи», где будет перезагружать карьеру после годичной паузы. Восстановление после операции заняло времени намного больше, чем прогнозировалось, и в итоге нападающий, год назад вернувшийся из «Северстали» в минское «Динамо», в сезоне-2023/24 так и не провел за «зубров» ни одного матча. В интервью Hockey.by форвард рассказал историю своей травмы, о том, как прошел год вне игры, о варианте перехода в «Сочи» и целях на новый сезон, а также поделился впечатлениями от третьего кряду чемпионства жлобинского «Металлурга» и выступлении минского «Динамо» в Кубке Гагарина.


– Первый и главный вопрос: как здоровье? Полностью ли залечил повреждение? Готов тренироваться в полную силу?

– Со здоровьем уже все хорошо. Восстановился где-то на 90 процентов, остались мелкие детали. Тренируюсь в полную силу и на льду, и в тренажерном зале набираю форму.

За помощь в восстановлении хочу сказать огромное спасибо организации Sportlab. Там очень хорошая команда профессионалов, которые помогли мне, каждый сотрудник внес частичку своего труда, чтобы я стал здоровым. Познакомился с очень хорошими людьми. Все переживали, помогали. Особенно большой объем работы со мной проделала Ольга Юрьевна Литвинко.

– С кем и где тренируешься? Кто-то помогает тебе с составлением программы тренировок?

– В зале работаю с Алексеем Дашкевичем, который был тренером по физподготовке в минском «Динамо». Он меня досконально знает, уже не первый сезон с ним готовлюсь. Сейчас работает не только со мной, но и с Владом Колячонком, Никитой Пышкайло. Алексей Колосов сейчас немного отдохнет и тоже приступит. Много ребят готовятся с Дашкевичем, и это лето – не исключение.

На льду в Минске катаюсь с Владом Колячонком и другими парнями. Собираем народ, снимаем лед – как это обычно и бывает летом.

– Расскажи подробнее историю с твоей травмой. Это ведь застарелое повреждение?

– Первый эпизод, с которого все и пошло, случился в сезоне-2021/22, в матче за «Динамо-Молодечно». Защитник отдал пас не то, чтобы на убийство, но соперник уже шел в меня. Я его видел, но и передача ко мне уже шла. В общем, после столкновения упал, вбился плечом в лед.

Потом уже в КХЛ, в минском «Динамо», два эпизода были. В матче с «Автомобилистом» Патрис Кормье меня встретил. Хотя на следующий день уже вышел на лед, вроде все было нормально. Затем в игре против СКА был момент, во время плей-офф. Чувствовал неприятные боли, но они быстро отступали. Мог тренироваться в полную силу и играть, поэтому поехал завершать сезон в Жлобин, помогать «Металлургу» в Кубке Президента.   

Потом уже в «Северстали» случился подвывих плеча. Это был второй матч сезона-2022/23, играли в Екатеринбурге. Пропустил тогда три недели.

Ну и весной, в майском турне сборной, было несколько неприятных эпизодов, но я продолжал играть. А после повреждения 9 мая 2023-го в Красноярске дальше уже не смог.

Когда приехал обследоваться в Минск, побывал у разных врачей, были разные мнения. Кто-то говорил, что операцию не надо делать. Но в итоге ее сделали – в РНПЦ травматологии и ортопедии.

В общем, этой травме уже три года. Поначалу не было показаний к хирургическому вмешательству, и лишь после эпизода в Красноярске врачи сказали, что надо оперировать.

Ожидалось, что восстановлюсь в ноябре 2023-го. Тогда Дмитрий Вячеславович Квартальнов еще говорил мне, что поеду на Кубок Первого канала с национальной сборной Беларуси, наберу форму и буду остаток сезона играть за «Динамо».

Читал в интернете о том, что мне неудачную операцию провели. На самом деле, вторая операция не планировалась, мне просто из плеча удалили два винта. Они к тому моменту выполнили свою функцию, и их надо было извлечь. И уже после этого восстановление затянулось. Так что информация о том, что операция была проведена неудачно – некорректная. Удивился, откуда люди это взяли.

Рассчитывали, что смогу сыграть в плей-офф. Но в итоге не стали рисковать, решили, что надо окончательно восстановиться.

– Ты как-то отмечал, что по ходу сезона в «Северстали» не было времени толком залечить плечо, поскольку пришлось бы пропустить два месяца. Но позже выпал на год. Не жалеешь, что не занялся тогда здоровьем?

– Я тоже не раз задавался этим вопросом. Я не особо компетентен в этом, не могу сказать, глядя на снимок, нужна операция или нет. Врачи давали свои рекомендации, и решение о необходимости хирургического вмешательства было принято только в мае 2023-го. До этого были показания к консервативному лечению, рекомендовали закачивать плечо. Наверное, стоило не усугублять травму и заняться основательным лечением на более ранних сроках. Но кто же тогда знал, как оно все обернется? Теперь буду знать.

– Насколько тяжело психологически было пережить этот год вне игры? Кто тебе помогал с этим справляться?

– Тяжело. Иногда не хотелось даже ходить на матчи. Смотришь, как ребята играют, наслаждаются хоккеем, а ты не можешь… Но такая судьба, наверное. Очень скучал по хоккею, но старался не унывать. Точно знал, что не остановлюсь, не опущу руки. Верил, что придет время, и я смогу вернуться в хоккей, чтобы доказать себе в первую очередь, что я еще могу, и что все у меня получится.

Помогали с этим справиться родные и близкие. Некоторые ребята из «Динамо» поддерживали, интересовались, как здоровье, когда на лед. Да и многие люди писали, подбадривали.

Дмитрий Квартальнов очень ждал меня, спрашивал, когда я выйду, хотел со мной поработать. Но – не судьба пока.

– Минское «Динамо» и ФХБ задействовали тебя в различных медиаактивностях: Олимпийский день в Минске, утреннее шоу «В одном звене» перед матчами на «Минск-Арене», участие во Всемирном женском матче в Гродно в качестве тренера, приглашение в бригаду жюри, которое отбирало детей в отдел трендов для организации январского матча минского «Динамо» с «Сибирью» на «Минск-Арене». Эти вещи как-то помогали отвлечься и переключиться? 

– Да. Восстановление заняло целый год, такая длительная реабилитация – это рутина, монотонная работа, каждый день одно и то же. Это тяжело морально. И такие мероприятия действительно помогали разгрузиться, хорошо провести время.

– Как возник вариант с черноморским клубом, чем он тебя привлек? Были ли другие варианты?

– Интерес был со стороны разных клубов. Из ярославского «Локомотива» выходили на связь, активно обсуждали. Потом сам созванивался с Андреем Леонидовичем Козыревым, главным тренером «Северстали». Но он сказал, что нападение у него укомплектовано, были места разве что в четвертом звене, но меня в этой роли он, наверное, не видел. В первые дни после майских праздников звонили из нижегородского «Торпедо», из «Автомобилиста». В Екатеринбурге уже готовы были организовать мне углубленное обследование, чтобы получить ясную картину о моем состоянии, я уже собирался туда лететь.

После заключительного матча майского турне с россиянами в Минске поступило предложение продолжить карьеру в «Сочи». Там сказали, что видят меня в составе, дадут играть. И я решил, что это то, что мне надо после пропуска сезона. Позже представители «Сочи» созвонились с новым главным тренером Сергеем Зубовым, рассказали про меня. Зубов – большой хоккеист, провел фантастическую карьеру в НХЛ, включен в Зал хоккейной славы в Торонто. Ребята, которые поработали под его руководством, хорошо отзываются о нем как о специалисте. Выяснилось, что он про меня знает и, как мне сказали, вроде доволен, что я буду в его команде. Думаю, сейчас это лучший вариант для моего развития. Конечно, все зависит от меня. Надеюсь, все получится.

– Сам с Сергеем Зубовым ты пока не созванивался?

– Нет. Наверное, познакомимся с ним по приезде в клуб.

– Уже оговаривалось, на каких ролях тебя видят в «Сочи»?

– Зависит от того, как себя проявлю. Но там сказали, что я должен играть в топ-6, выходить в большинстве и быть тем Суворовым, который играл в «Северстали» в сезоне-2022/23, и даже лучше. Думаю, шанс у меня будет. А мне уже нужно будет им воспользоваться.


– В сезоне-2022/23 ты здорово раскрылся в «Северстали» у Андрея Разина, который в этом сезоне выиграл Кубок Гагарина с магнитогорским «Металлургом». Не звал он тебя в «Магнитку»?

– Хотел ему позвонить. Но потом стали возникать варианты. Например, с нижегородским «Торпедо». Я тогда подумал, что подошел бы под стиль игры этой быстрой, динамичной команды. А «Магнитка» – это все-таки топ-клуб. После пропуска сезона мне лучше подойдет молодая команда, в которой я могу закрепиться и играть хорошие роли.

– В Череповце мало развлечений, и можно было полностью сосредоточиться на хоккее. Сочи – южный курортный город у Черного моря. Это не станет расслабляющим фактором?

– Я думал об этом. Но я еду туда не отдыхать, а доказывать. Конечно, если будет свободная минутка или выходной – с удовольствием схожу на море, пройдусь по набережной. Был там много раз, еще с «Варягами» летал туда играть против лучших детско-юношеских команд России. И на матчи КХЛ летали в Сочи. Понимаю, что там немножко расслабляющая обстановка, но у меня другие цели. 

– Жлобинский «Металлург» третий год подряд стал чемпионом Беларуси. Как ему это удается? Ты мог предположить такое, когда в сезоне команда шла на 9-м месте?

– Если честно – нет. Думаю, и в Жлобине многие сами не верили. На самом деле у «Металлурга» в этом сезоне был очень хороший состав. Наверное, даже посильнее, чем в сезоне-2021/22, когда началась эта трехлетняя чемпионская серия жлобинчан. Хорошо проявила себя местная молодежь.

Хотя молодые игроки, конечно, везде заявляют о себе. Взять тот же магнитогорский «Металлург», где чемпионство взяли парни 2003-2004 годов рождения – Илья Набоков, Роман Канцеров, Данила Юров, Никита Гребенкин. Дмитрий Силантьев чуть постарше, но до этого сезона не имел опыта в КХЛ. Свежая кровь всегда нужна.

Что касается того, почему Жлобин так буксовал по ходу сезона – то мне сложно сказать. Не знаю. Но скоро об этом уже никто не вспомнит. Будут вспоминать то, что «волки» выиграли титул. Думаю, помог «Металлургу» и приезд Сергея Большакова, он внес очень серьезный вклад. Артем Антипов усилил команду, придя уже после начала чемпионата. Понравился Константин Лукин – еще довольно молодой нападающий.

– Где ты был во время плей-офф экстралиги? На многих ли матчах «Металлурга» побывал?

– В основном был в Минске – тренировался, реабилитацией надо было заниматься. Так что посещать матчи не особо удавалось. Но когда приезжал по делам в Жлобин, то заглядывал и на хоккей. Кажется, два матча посмотрел на арене. Но в интернете смотрел каждую игру «Металлурга».

– Не хотелось самому выскочить на лед и помочь своим друзьям – Пинчуку, Кузнецову и Спату?

– Хотелось, конечно. И не только в Жлобине, даже когда на «Минск-Арене» матчи проходили. Но нельзя было :)

– Минское «Динамо» снова не смогло пройти во второй раунд Кубка Гагарина, попало на победителя регулярки. Как тебе серия с московским «Динамо»? Чего не хватило?

– Возможно, не хватило кубкового опыта. Если оценивать серию с москвичами, то по игре Минск вполне мог проходить во второй раунд. Взять второй матч серии, когда минчане вели 3:2 до 52-й минуты, но затем случились два подряд удаления, и соперник реализовал сначала «5 на 3», а потом «5 на 4». Против команд, где есть такие мастера в спецбригадах, нельзя допускать подобных нарушений. А ведь до этого, я считаю, матч проходил под нашим контролем, и мы вполне могли увозить победу. Но счет в серии стал 2-0 в пользу Москвы. В целом же очень достойным был хоккей, можно сказать, что проиграли серию самим себе.    

– «Трактор» должен был сказать спасибо минскому «Динамо» за то, что наша команда так вымотала москвичей, что те сгорели 0-4 в следующей серии с челябинцами?

– После шестой встречи я разговаривал с защитником Даней Пыленковым (мы с ним вместе играли за «Северсталь» в сезоне-2022/23), и он не скрывал, что москвичи отскочили. Он сказал: «Вы бежите, как собаки, очень много сил в серии с вами потратили». Говорил, что рассчитывали выиграть серию 4-1, ну или 4-2, но при этом ожидали, что все сложится намного легче. Так что действительно очень вымотали москвичей.

– Чего ждешь от сезона в «Сочи»? Будешь ставить для себя какие-то снайперские планки? В минувшем сезоне, который пропустил, ты хотел забросить 20 шайб. Или сейчас главное – для начала просто вернуться в хоккей, обрести игровой тонус?

– Понятно, что после годичного простоя будет непросто войти в игру, нужно будет находить ее нити, потребуется время, чтобы привыкнуть, поймать игровой ритм. Но головой я к этому готов. Ставлю перед собой задачу вернуться в свою лучшую форму. И снайперская планка, конечно, есть. И Константин Евгеньевич Кольцов мне говорил, что я должен уже по 20 забивать, и Андрей Владимирович Разин на эту отметку нацеливал. На новогоднем корпоративе с Александром Леонидовичем Андриевским забились на ужин в ресторане, что я должен забросить больше 15-ти. Но я все равно нацеливаюсь на 20. Хочется преодолеть этот рубеж.

– Старожилом «Сочи» можно назвать белоруса Никиту Феоктистова, у него будет уже пятый сезон в команде, успел даже капитаном в ней побывать. Общался ли с ним? Обращался за советами, прежде чем принять предложение? 

– Нет. Дело в том, что я даже не обдумывал решение о переходе в «Сочи». Как только обрисовали, на каких ролях меня там видят, я понял, что это супервариант. Не стал ни с кем созваниваться или советоваться. Просто почувствовал, что это именно то, что мне сейчас надо.

Перед командой будет поставлена задача выйти в плей-офф, собирается довольно хороший состав, поэтому сразу принял предложение.

– А ты знаком с Феоктистовым?

– Когда я играл за «Северсталь», после матчей с «Сочи» перекидывались словами на рукопожатиях. Но не более того. Думаю, в процессе лучше познакомимся. Надеюсь, он мне поможет освоиться, может быть, возьмет под опеку.

– Еще один твой знакомый в Сочи – Данил Мокрушев. Ты с ним выигрывал чемпионство в Жлобине в 2022 году.

– Да, мы даже в раздевалке рядом сидели. Когда назревал вариант в «Сочи», я ему написал, что, возможно, снова будем играть в одной команде. Он ответил: «Супер! Я буду счастлив». Он хочет, наконец, закрепиться в КХЛ.

Из остальных ребят я многих не знаю. Но ничего, будем знакомиться, это нормальная практика.



Текст: пресс-служба ФХБ