Экстралига Интервью 03 января 2025

Андрей Геращенко: были случаи, когда после моего броска у соперников случались переломы

Защитник-бомбардир «Металлурга» - о сезоне в Жлобине, отцовстве, кубках и тяжелых тренировках с папой в детстве.

Андрей Геращенко в этом сезоне является одним из главных претендентов на звание лучшего защитника сезона. Игрок «Металлурга» уже набрал 24 (11+13) очка и вплотную подобрался к личному рекорду за сезон. А теперь пообщался с Hockey.by.

 Полгода в Жлобине. Как себя ощущаешь в «Металлурге»?

– Надо начать с того, что для меня это был определенный вызов. «Металлург» три раза подряд выигрывал чемпионский титул в Беларуси, чего добивается далеко не каждая команда. Разумеется, это добавляет ответственности. Было приятно получить приглашение от тренерского штаба приехать сюда, сам давно хотел попробовать себя в Жлобине. Знал многих ребят, которые играли за «Металлург». И все в один голос положительно отзывались о клубной структуре. Дмитрий Кравченко – очень хороший тренер, который любит ставить большие задачи и решает их. В общем-то, многие в Беларуси нацеливаются на кубок, но золотую чашу три раза подряд брал «Металлург». Это говорит о многом.

 Сыграл ли при переходе какую-то роль тот факт, что ты провел в «Металлурге» несколько дней во время прошлогоднего Кубка Дружбы?

– Был рад, что меня тогда пригласили, доверились. Пусть я провел тогда в Жлобине всего несколько дней. Мне очень понравилась атмосфера в команде, подход к делу. Но тогда мы ничего не обсуждали. У меня был действующий контракт с «Витебском», мы хотели добиться максимального результата в чемпионате, поэтому было бы неэтично по отношению к своей тогдашней команде вести какие-то переговоры о будущем с другими клубами. Общаться с «Металлургом» начали уже по окончании сезона и достаточно быстро пришли к положительному результату. 

- На какие больные точки надавил Дмитрий Кравченко, чтобы ты согласился на этот переход?

– Больные точки Дмитрию Санычу искать не пришлось :) Мы очень быстро пришли к общему знаменателю и пониманию, для чего и о чем мы говорим. Диалог сложился с первой секунды. Кравченко сказал коротко: «Ты и так все знаешь. Приходи, будем работать». Знакомы с тренером не первый сезон: он отлично осведомлен о моих качествах, я знаю, каков Дмитрий Александрович в работе. 

 Сразу сказал «да»?

– Согласился сразу, дальше обсуждали только детали. Так что переговоры получились быстрыми.

 Как тебя отпустили из «Витебска»? 

- Вроде бы там все отнеслись с пониманием к моему желанию. Я уже не молодой, чтобы меня удерживать всеми силами. Контракт с «Витебском» у меня был на один сезон. Я его отработал честно – претензий к моей работе возникать не должно было. Жлобин в межсезонье сделал более интересное предложение во всех планах – поэтому переход и состоялся. 


 Прошлый сезон у тебя получился лучшим по статистике за всю карьеру в экстралиге. Этот тоже пока складывается очень удачно. Чувствуешь ли ты, что находишься в прайме своей карьеры?

– Хороший вопрос. Признаюсь честно, не раз задумывался об этом. И, наверное, соглашусь с этим утверждением. С возрастом игра становится все увереннее, определенные моменты даются проще. Я это чувствую. Плюс иногда помогают везение и удача, но на эти составляющие все успехи точно списать нельзя. И, конечно, нельзя не отметить партнеров по команде – качественные напарники всегда способствуют улучшению игры и статистики.

 У тебя карьера получается чуть ли не образцово-показательная: статистика улучшается едва ли не каждый сезон.

– И здорово. У меня был хороший чемпионский сезон в «Юности», сходу давали много играть, набирал очки. А потом как-то действительно так получается, что с каждым годом получается набирать. Последними сезонами в плане личной статистики доволен полностью.

 Как ты вообще оказался в Беларуси?

– Через знакомство с тогдашним тренером вратарей «Юности» Дмитрием Карпиковым. Он играл в моем родном Воронеже, мы дружили с семьями. Минск в то время нуждался в защитниках с броском, пригласили меня. Так здесь и оказался.

 И большую часть взрослой карьеры провел здесь. 

– Думаю, первый приезд в Минск сыграл важную роль для меня. Один из определяющих моментов в моей карьере. Уехал подальше от дома, определенный вызов сам себе сделал. В Беларусь до этого приезжал, но впервые работал на контракте. Немного волнительно было, определенные риски имелись. Здорово, что мне помогали в адаптации, тот же Карпиков. В итоге я ни капельки не пожалел, что оказался в Беларуси. 

 В твоем возрасте наверняка часто задумываешься и задаешь себе вопрос: «А что было бы, если бы…?»

– Тоже хороший вопрос. И действительно такое часто проносится в голове. Но я ни тогда не понимал, ни сейчас, как могла бы сложиться моя карьера. Наверняка я сделал правильный выбор – сейчас ни о чем не жалею. 

 В России, возможно, тяжелее было бы пробиться из-за более высокой конкуренции.

– Ну в 25 вряд ли закончил бы :) Просто так я не сдался бы в любом случае. 


 Есть определенные недосказанности по карьере? Быть может, ты не сыграл где-то, где хотел бы сыграть?

– Прямо недосказанности нет. Но, возможно, определенной ошибкой стало мое возвращение из Беларуси в ВХЛ. Скорее всего, нужно было оставаться в экстралиге и продолжать играть здесь. 

 Ты даже за сборную Беларуси успел поиграть.

– Было неожиданно. Ехали с ребятами на тренировку и пришло сообщение, что меня вызывают в национальную команду. Очень удивился.

 Думал, что в Россию?

– Хах, нет, из России точно не ждал :) У меня тогда был хороший сезон в «Динамо-Молодечно», здорово работал с тренерами. Вызов в сборную был результатом той работы. 

 Твоя роль в «Металлурге» в целом понятна. Но что тебе говорят тренеры? Есть ли у тебя свобода в действиях или требуют большей четкости?

– Схемы у нас есть, но это больше касается обороны. А в атаке творчество никто не запрещает. Тренеры разрешают выдумывать, подсказывают что-то, но в целом рисовать можно что угодно.

 Судя по цифрам, художник ты неплохой.

– Стараюсь :) Спасибо партнерам. 

 Последние два месяца ты выступаешь в паре с Артемом Волченковым.

– Быстро нашли общий язык, поэтому нас и не разделяют. Объяснили друг другу какие-то игровые моменты – так и едем дальше. Плюс разговариваем во время матчей. Волченков уже опытный хоккеист, поэтому понимаем один другого хорошо.

 Тебя постоянно называют атакующим защитником. Нормально относишься к такому определению?

– Если получается атаковать, то это приятно. Почему бы не помочь команде заработанными очками? Думаю, меня в «Металлург» с этой целью и подписывали – чтобы я не только в обороне сидел, а еще и атаке помогал. 

 Но в то же время есть достаточно примеров атакующих защитников, которые много играют в атаке и набирают очки, но напрочь забывают про основные обязанности. О тебе такого не скажешь.

– Оборона все равно превыше всего. Если защитник собирает минусы, даже 20-30 очков за сезон особо работодателей не порадуют. Про защиту забывать никогда нельзя. Многие тренеры так и говорят: «Сначала подумай про оборону, а в атаку всегда успеешь».

 Попадались ли тебе такие тренеры, которые ругали тебя за то, что сильно увлекаешься нападением?

– Нет, всегда разрешали. Хотя порой случались моменты, что наглел – тогда могли высказать, прикрикнуть. Но с каждым годом таких моментов реже.


 У тебя один из сильнейших бросков в экстралиге. Ты рассказывал клубной пресс-службе, что папа в детстве заставлял тебя отрабатывать броски внеурочно. Как это было?

– Шайбы, шайбы, много шайб. Выходили с папой во двор, на хоккейную коробку, находили какие-то стенки бесхозные. Под ноги клали лист, который более-менее давал скольжение, и вперед – 400-500 бросков в день. Так и натренировал! Знаешь, бросать еще нормально, а вот после тренировки собирать все шайбы очень-очень скучно и долго :) Маленькому ребенку такая нудная тягомотина не очень нравится, а у меня такое было каждый день. Круто, что это дало результат. 

 То есть, он сразу закладывал тебе мысль в голову, что эти тренировки тебе пригодятся?

– Да. Ставил технику сначала, через количество пришло качество. Постепенно увеличивалась сила броска. Плюс папа менял шайбы: бросал то обычной, то облегченной, то утяжеленной. 

Однажды летом папа придумал челлендж для меня, я еще совсем маленький был. Дал две утяжеленные шайбы и поставил меня на более отдаленное расстояние. Сказал: «Куплю новые коньки, если добросишь обе шайбы». В итоге один конек утонул в луже :) 

 400-500 бросков – это очень много. Наверное, плечевой пояс очень страдает после таких тренировок.

– Повторю: долго и нудно. Но в целом справлялся, потому что очень хотел играть в хоккей. Плюс иногда погода вносила коррективы в наши индивидуальные тренировки. Сейчас понимаю, что все это было не зря. 

 Когда пришла польза от этих тренировок?

– В 9 лет меня забрали в подольский «Витязь». На тот момент щелкать еще особо не умел, но кистевой уже был хороший, очки зарабатывал, от синей добросить мог. Результат уже был заметный. 

 Как сейчас реагируют на твой бросок партнеры и соперники?

– Уже все понимают, чем это чревато, стараются играть плотнее, выдвигаются, нужно что-то придумывать. Но при этом знаю, что далеко не каждый хочет попадать под этот бросок :) Были случаи, когда после моего щелчка у соперников случались переломы. Неприятные моменты, но это хоккей. В игре бывает всякое. Умысла нанести травму у меня никогда нет: моя цель – забить гол. Случалось, что и мне попадали сильно, получал травмы. Без повреждений в этом виде спорта не бывает. Никто не застрахован. 

 Говорят, что на одной из тренировок «Металлурга» ты броском порвал ловушку вратарю.

– Да? Я и не заметил. Значит приложился нормально :) Вообще я стараюсь на тренировке сильно не щелкать, чтобы не было таких моментов. Основного вратаря всегда жалею. Значит щелкал по резервному, разминал его :) 

 Последний раз ты становился чемпионом с «Юностью» уже давно. Голод появился?

– Конечно. Да и от титулов не пресыщаешься, хоть каждый год выигрывай. «Металлург» трижды подряд чемпион, но парни все равно горят, стремятся к кубку. Хоккейный сезон – это долгий путь, за время которого предыдущие успехи отходят на второй план и забываются. Подготовка долгая и кропотливая. В июле ты еле ходишь и по земле, и по льду, проливаешь литры пота. Поэтому Кубок для любого хоккеиста долгожданный и желанный. А когда между трофеями проходит много лет, желанность увеличивается в разы. Хотелось бы повторить эти чувства с «Металлургом». 

 Но полтора года назад ты выиграл Кубок Салея с «Витебском».

– Ощущения очень приятные были. Здорово прошли тот турнир, без поражений. Хотя на нас все настраивались очень серьезно, никто не хотел допускать, чтобы «Витебск» второй год подряд забрал кубок. Но все сложилось для нас очень хорошо. Приятно выигрывать трофей через два месяца после перехода в команду. 

 Совсем скоро с «Металлургом» сыграешь в Кубке Дружбы. Какие ожидания от турнира в Туле?

– Интересно посмотреть на свой уровень в сравнении с клубами других лиг. Усиленно готовимся к этому событию, понимаем, что ажиотаж будет вокруг турнира. Тем более от Беларуси участвует всего одна команда. Надеюсь, нас будут поддерживать не только из Жлобина. Разумеется, едем в Тулу с одной мыслью о победе. Думаю, игры будут очень хорошие и по накалу, и по эмоциям. Постараемся не подвести Беларусь и Жлобин.

 Совсем недавно в твоей жизни произошло важное событие – рождение дочери.

– Было неожиданно, потому что факт рождения от меня до поры скрывали. Дочь родилась перед первой игрой с «Юностью», но мне ничего не говорили. Только после игры пришел домой, позвонила жена и сообщила эту приятную новость. 

 Чувствуешь себя батей?

– Пока нет, но чувства необычные. Дочку пока не видел, потому что супруга рожала в России. Увижусь с любимыми только в Новый год, когда у команды будут выходные. 

 Дочку назвали София.

– Да, решили, что София Андреевна звучит красиво. В больнице тоже сказали, что девочке имя подходит. 

 Спортсменкой будет?

– Посмотрим, как жизнь сложится и к чему будет душа лежать. Главное, чтобы здоровенькой росла. 

 Теперь у тебя двойная мотивация.

– Да, есть смысл больше работать :) Нас в семье было трое: я, супруга Яна и собака. Теперь четверо :)