Игорь Жилинский: концовка чемпионата будет держать болельщиков в напряжении не один тур. Но для тренеров это головная боль
– «Динамо-Молодечно» в начале недели закрыло вопрос о топ-шестерке в чемпионате. Повлияло ли это на «Локомотив» и его цель?
– Да нет, никак не повлияло. Для нас ключевой в борьбе за шестерку были вторая игра с Молодечно, которую мы при счете 1:1 отдали сопернику, и выезд в Жлобин, после которого оставались только теоретические, призрачные шансы. Я реалист и прекрасно понимал, что «Динамо-Молодечно», учитывая их подбор игроков, вряд ли упустит свое. Поэтому их проход в топ-6 на нас никак не повлиял.
– После Нового года почти в каждой мини-серии – серьезные перепады: с «Юностью» (3:0, 3:4), «Витебском» (4:3 ОТ, 2:5), «Динамо-Молодечно» (3:2 Б, 1:3) и «Гомелем» (1:8, 4:2). С чем связываете такие «качели»?
– Скорее всего, это формат спаренных матчей, потому что соперник разбирает свою игру и нашу игру. Тут ответ лежит на поверхности.
– Жаркая борьба в зоне плей-ин, жаркая концовка чемпионата. Сейчас была серия со «Славутичем», затем – с «Брестом»?
– Для болельщиков и журналистов это, конечно, определенная интрига, которая будет держать в напряжении еще не один тур. Но для любого тренера из пятерки команд, претендующих на плей-ин, это головная боль – как правильно распределить нагрузку, учитывая формат спаренных матчей и определенную модель ведения игры. Ведь каждая команда играет так, как ей позволяет соперник.
– Вероятно, с кем-то из этих же команд придется встретиться в плей-ин. Получается, в регулярке – генеральная репетиция или какие-то секреты придерживаете?
– Да нет, тут никаких секретов, думаю, ни мы, ни соперники уже не приберегаем. Тут задача у каждого коллектива одна: попасть в плей-ин. Тут не подгадать, кто на кого попадет, а первостепенно – просто попасть для начала. Мы исходим из этой стратегии.
– За счет чего, на ваш взгляд, «железнодорожники» должны затащить концовку чемпионата?
– Про сильные стороны команды говорить не буду, тут у нас все идет от головы игроков. От определенного запаса их мастерства, от концентрации и собранности – только и всего. За оставшийся промежуток времени уже ничего нового придумать нельзя, это показывают и наши последние матчи. Если мы выходим сконцентрированными, на сто процентов собранными, тогда у нас все получается. К сожалению, в последних играх у нас в каждом матче происходят перепады – то в концовке, то в начале. Поэтому хотелось бы поймать баланс от начала до конца.

– По ходу сезона вы часто сетуете на беззубую игру команды в атаке. Системная проблема или вопрос настроя игроков на конкретный матч?
– Это проблема уровня и мастерства игроков. Чтобы забить гол, нужно обладать определенными качествами. Если в начале сезона у нас был какой-то баланс между атакой и обороной – мы мало забрасывали, но и очень мало пропускали – то сейчас мы стали играть разбалансированно и очень много огрехов в обороне допускать. И это проблема не только игроков линии обороны, но и нападающих. Она, к сожалению, у нас осталась на прежнем уровне.
– В игроцком прошлом вы же были форвардом с отличным голевым чутьем. Есть секреты личного мастерства, которыми можете взбодрить подопечных и сделать их более результативными?
– Вы знаете, это уже все в прошлом :) Естественно, мы проводим разбор игры, указываем на тренировках, что должна быть нацеленность на ворота, правильный выбор позиции, голевое чутье. Но мое мнение и, наверное, не только мое: этому очень сложно научить, это все дается на уровне генетики. Все хоккеисты хотят забивать. Но не все могут.
– Однако у вас есть и те, кто могут. Правда, есть ощущение, что Максим Мельников и Максим Субботин по-настоящему раскрываются только в Орше под вашим руководством.
– Откровенно говоря, они должны играть еще сильнее. Сейчас играют с большими перепадами. Могут еще прибавить, но все это, опять же, в головах. Не надо довольствоваться тем, что мы имеем. Хотя, по большому счету, мы пока особо ничего и не имеем.

– Даниил Рогач проводит неплохой сезон для молодого защитника. Много очков, хороший показатель полезности.
– Не только Даниил у нас – молодой защитник, есть и Максим Толопило, тоже 2003 года. Много у нас ребят 2003-2004 годов, которые являются игроками основного состава. Этот возраст – оптимальный для роста мастерства при определенной их работе. И здесь тоже все идет от головы: кто и как воспринимает информацию, которая до них доводится, и кто как видит свою роль в команде и путь в хоккее. Даниил Рогач действительно прибавляет, но ему еще много над чем нужно работать. И если он будет двигаться в этом направлении, то вырастет в неплохого защитника.
– Как оцените потери и приобретения клуба перед дедлайном?
– Из приобретений – Илья Балаболкин и Евгений Оксентюк. Мы на них, конечно, рассчитываем, но нам хотелось бы большего.
– Евгений Оксентюк наверняка должен не только креатива добавить, но и стать одним из лидеров?
– Пока что креатива добавил, но не получается у их тройки игра в атаке. От слова совсем.

– После поражений вы довольно часто даете резкую оценку игре команды. Бывали ли такие матчи, когда говорить с игроками после матча вообще не хотелось?
– Конечно, бывали. Но все равно нужно находить определенные слова не только критики, но и поддержки, о чем я говорил и после первого матча со «Славутичем». Напоминал ребятам, что нужно играть не только последние 10-15 минут, а от начала до конца. У нас, к сожалению, в последних играх такие перепады происходят постоянно. Это, повторюсь, вопрос концентрации и собранности, а также того, что у ребят происходит в голове.
– А команда без тренеров в раздевалке часто может поговорить на повышенных тонах?
– Я под дверьми не стою в этот момент :) Но, естественно, ребята между собой общаются, разговаривают. Думаю, между собой у них есть диалог. К тому же сейчас вернулся Глеб Былина, которого в роли капитана заменял Антон Савельев. Ребята уже взрослые, поигравшие, поэтому определенный диалог у них в раздевалке есть.
– В январской программе «Ясно о хоккее» вы сказали, что в конце вашей оршанской карьеры хотите вывести команду в плей-офф. Выходит, это ваш последний сезон у руля клуба?
– Думаю, вы и сами знаете, что я не первый год работаю в Орше, с 2018 года. Оценивать свою работу не хочу и не буду – это должны делать специалисты и руководство. Это достаточно большой срок, и нужно что-то менять и команде, да и мне самому. Действующий контракт у меня до конца сезона. Но у нас такая работа – и я уже неоднократно с этим сталкивался – что этот контракт ни о чем не говорит.
– С учетом вашего богатого тренерского и управленческого опыта, есть ли в хоккее некий проект, который вам было бы интересно попробовать реализовать?
– Это такой вопрос, который требует очень развернутого ответа. Я недавно смотрел в программе КХЛ рубрику «Тренерский штаб», где один из тренеров «Нефтехимика» Марцел Озимак рассуждал на эту тему. Его ответ я, исходя из своего опыта, целиком и полностью поддерживаю. Звучал он примерно так: чтобы решать определенные задачи, необходим подбор исполнителей. Без этого очень сложно. Бывает такое примерно раз в сто лет. Это его слова, и я их полностью поддерживаю.
А что лично я бы хотел? Хотел бы, чтобы команда не менялась из года в год на 70-75%. А перед этим сезоном у нас она поменялась процентов на 80. Это первое. А второе – чтобы была определенная подпитка из местных игроков. Если посмотрите в статистику, у нас на первые роли выходят ребята 2003-2004 годов, а часть из них просто находится в аренде. Год из года хоккеист сыграл у нас, получил игровую практику, проявил себя – вернулся в свой клуб. Поэтому выстраивать определенную системность сложновато. Это если кратко. На самом же деле ваш вопрос требует куда более широкого ответа.
– В общем, сейчас все внимание на главной задаче – все-таки вывести «Локомотив» в плей-офф?
– Для начала – зацепиться за плей-ин. А дальше уже будем смотреть.












