Экстралига Интервью 22 февраля 2025

«В себе игрока еще не убил». Денис Мосалев – о начале тренерской карьеры, ответственности за результат, диалоге с командой и общении с судьями

Большой разговор с исполняющим обязанности главного тренера «Бреста».

– Денис Александрович, позади остался важнейший отрезок регулярки – четыре матча с прямыми конкурентами. Как оцените итоги этих мини-серий?

– Не добрали свои очки. Играли дома, должны были на таком отрезке чемпионата и при нынешней ситуации в таблице забирать все игры. Определенные моменты не позволяют нам забирать максимум очков дома. Мы над этим работаем, разговариваем, исправляем ситуацию.


– Может показаться, что у «Бреста» самый легкий календарь на финише регулярного чемпионата. Но от «Авиатора» можно ждать сюрпризов.

– Конечно. И я на тренировке в четверг уже сказал команде: самое страшное, что с нами может произойти – это недооценка соперника. Неважно, с кем у нас матчи: мы должны концентрироваться на своей игре, на своих моментах. Нужно гнуть свою линию, не подстраиваться под соперника, а навязывать свой хоккей.

– В составе брестчан есть Илья Казьянин и Кирилл Никулин, за «летчиков» играют Станислав Герасимов и Алексей Селивоник. Им будет что доказывать бывшим клубам?

– Знаю по себе, что это будут не обычные, не рядовые игры для них. Бывшей команде всегда хочется что-то доказать, преподнести, скажем так, сюрприз. Это нормальное спортивное явление. Я к этому спокойно отношусь. А ребята, думаю, будут стараться и выжимать из себя больше, чем обычно.

– «Брест» до последнего отложил решение вопроса по выходу в плей-ин. Явно не такого результата ждали от серебряных призеров и руководство, и болельщики, и специалисты. Как считаете, в чем главная причина такого выступления?

– Тут много нюансов. Где-то вмешались травмы, была смена тренера, перестановка игровых действий, смена сочетаний, новые требования – на все это нужно время. Говорил после одного из матчей и повторюсь сейчас: чем быстрее ребята это усвоят, примут, «пережуют», тем легче будет и им, и тренерскому штабу. Будет быстрее вырисовываться та картинка, тот рисунок игры, который мы хотим видеть.

– «Зубры» в этом сезоне способны обыграть любого соперника, но далеко не у всех удается выиграть оба матча в мини-серии. Тонкости спаренных матчей или что-то иное?

– Сугубо мое мнение: ребята не концентрируются должным образом после побед. Решают, что уже какой-то результат сделали, какие-то очки взяли, не с пустыми руками. Часто видно по матчам, что выходят расхлябанно, начинают с пропущенных шайб. И это надо убирать. Всегда говорю, чтобы настраивались на каждую игру, чтобы концентрация на льду была на все 100%. Не надо думать, что было вчера и что будет завтра. У тебя сегодня есть игра – и ты должен победить.

– В этом сезоне вы, по сути, лишь начали тренерскую карьеру. Думали ли, что к концу регулярки придется нести на своих плечах такую ответственность за результат?

– Конечно, нет :) Первый сезон в роли тренера, я вообще поначалу немного «плавал»: что именно от меня требуется, какие задачи. Все было новым, незнакомым на этом этапе. Понятно, что есть какой-то опыт, но опять же – надо знать, как его донести. Больше психологические и педагогические моменты работы с коллективом. Уже не тебе говорят, что ты должен выполнять, а ты сам доносишь свое видение ситуации с другой стороны. С этим было тяжело. Думаю, и сейчас не на все 100% справляюсь. Но все приходит со временем, с опытом, я стараюсь, учусь, так что все идет по плану.

– С какими эмоциями восприняли декабрьское повышение, да еще и в разгар выезда при не самой удачной серии у команды?

– По-хорошему затрясло :) Это большая ответственность. Я понимал, что и команда находится в такой яме, и сам с этим не сталкивался – не было опыта. Но провели командное собрание, одно, другое. Ребята – и спасибо им большое – приняли хорошо, начали говорить и мне какие-то нюансы, что идет не так. Это нормальный процесс коммуникации с командой, от нее должна идти обратная связь. И только все вместе мы будем расти и как команда, и как тренерский штаб. Мы все – в одной лодке и должны друг друга понимать и быть на одной странице – только это даст результат. Много нюансов, которые нужно учитывать, и тут нужен диалог с командой. Не всегда нужно гнуть свою линию.

– То есть, «ветер перемен» в раздевалке коллектив воспринял позитивно?

– Думаю, для любой команды смена тренера – это всплеск. Новый тренер – новые амбиции. Ребятам в коллективе нужно показывать, на что они способны, заново доказывать, что они достойны места в составе, в ведущих звеньях, в большинстве и меньшинстве. Это всегда положительный импульс.

– В качестве «и.о.» вы провели уже почти два месяца. Что удалось изменить в команде за это время?

– На первый план вышла дисциплина. Как только меня назначили исполняющим обязанности, я сразу сказал команде: что бы у нас ни происходило, на первый план выходит дисциплина – бытовая и игровая. Выполнение игрового задания, чтобы каждый ехал не туда, куда захочет, а четко знал свои действия, свою зону ответственности и работал «от печки» и дальше-дальше до чужих ворот, проходил все нюансы игры.

– Говорят, хорошему тренеру нужно обязательно убить в себе игрока, чтобы добиться успеха на мостике. Так ли это? И как у вас лично прошла смена ипостасей?

– Скажу открыто – в себе игрока еще не убил. Понимаю, что для тренера это негативный момент, но на самом деле это не так-то просто сделать. И многие действия игроков я принимаю на свой счет, думаешь, как ты бы поступил в этой ситуации. Поэтому пока тяжело справляться с этими эмоциями, они захлестывают :)

– Поэтому вы часто на тренировках устраиваете челленджи с подопечными? Например, буллитные дуэли. Хоккейный азарт игрока просто так не пропадает?

– Да. Мне всегда нравится сам процесс. Хоккей – это игра, и мы должны получать от нее удовольствие. Поэтому я с удовольствием участвую и в буллитах, и в зонах «3 на 3», «5 на 5». Особенно если кого-то из игроков не хватает, с удовольствием подключаюсь всегда. Мне это интересно, я этого не скрываю.

– Заодно личным примером учите ребят, показываете какие-то премудрости?

– Подсказываю, конечно. Есть такие мелочи, которые немногие знают и используют. А эти мелочи очень добавляют в техническом оснащении игрока. И это надо передавать ребятам. Разговариваем, учимся, подсказываем. Рабочая обстановка.

– Практически в каждой игре возникают моменты, которые вы долго и обстоятельно обсуждаете с судьями. Тактические хитрости или искреннее желание прояснить для себя спорные эпизоды?

– Больше для себя. Иногда для меня непонятен выбор судейской стратегии на игру. Это для меня загадка. Поэтому для себя стараюсь прояснить спорные ситуации, понять, как судьи их видят. Потому что я-то их вижу иначе. Тут много нюансов. И я хочу понимать, какую стратегию судьи выбрали на каждый конкретный матч, будь то важные игры в концовке регулярного сезона, в середине или в начале чемпионата. Это надо обмозговать, чтобы понимать, как судьи видят те или иные эпизоды.

– Во второй половине сезона серьезно уменьшилась кадровая ротация с «Соболем»: игроки основы реже помогают фарму, из Березы в Брест тоже никого не поднимают.

– Здесь такой момент: у нас идет тренировочный процесс, идет новая тактика, объясняем новые требования. И я не могу просто так отправить молодых игроков в Березу, ведь они тогда не примут и не поймут, чего я от них хочу. Не примут новые задания, не усвоят новую тактику. Здесь именно такой момент, что идет перестроение команды, и ребятам нужно быть с ней. Неважно, играем мы или тренируемся.

Что касается молодежи из «Соболя», то мы вызывали после Нового года молодых ребят оттуда, но они пока не готовы к нашим требованиям. Я сказал им, над чем нужно поработать, в каких моментах добавить. У них еще будет шанс проявить себя в конце сезона, будут приглашения на тренировочные сборы.

– С начала сезона команду преследуют травмы основных игроков, некоторых мы уже и не увидим в деле. Нагрузка на оставшихся лидеров растет. Как с этими обстоятельствами боретесь?

– Всегда спрашиваю у ребят, как их самочувствие. После игр, перед тренировками. От этого уже строим тренировочный процесс, что дать на льду: сделать акцент на скоростные упражнения или, наоборот, заняться тактикой, чтобы ребята передохнули и освоили новые для себя действия. Игры идут плотно, больших пауз нет, 2-3 дня, плюс уже концовка чемпионата. Поэтому травмы сказываются на игре. Но это хоккей. Думаю, у каждой команды есть такие эпизоды. Самое главное – подойти к плей-офф в боевом составе, чтобы была свежая кровь в резерве, которую ты можешь при необходимости влить в команду.

– Ярослав Косов в последних матчах, кажется, нашел самого себя образца прошлого сезона. Выдохнули, когда у него стала идти игра?

– Конечно. Но я с Ярославом разговаривал и отмечал: самое главное, что у него есть моменты. Плохо, когда их нет. А когда есть, но ты не можешь забить, то тут можно поговорить, как-то раскрепостить игрока. И после первой шайбы – гора с плеч, у человека открывается второе дыхание, он на этой волне идет дальше. И это всех ребят касается. Неважно, нападающий ты или защитник. Все равно гол – это самое приятное действие, которое дает много эмоций и положительный импульс.

– Константин Татаренко – этакий полузащитник в команде, может сыграть и в обороне, и в тройке атаки, а иногда и затащить в отдельном матче. Довольны его самоотдачей и игрой?

– Да, в принципе, доволен. Не раз говорил: хорошо, когда в команде есть такой разносторонний игрок, которого ты можешь использовать и в защите, и в нападении. Когда у нас было много травм в атаке, мы использовали Константина в нападении – и он неплохо себя показывал.

– Если «Брест» попадет в плей-ин, ближайший из возможных соперников будет базироваться в Солигорске, а остальные – и того дальше: Орша, Новополоцк, Смоленск. Фактор переездов в этих напряженных матчах будет сказываться на игре команд?

– Думаю, да. Автобус – это всегда важный фактор. Если ты едешь больше 2-3 часов, то и организм по-другому восстанавливается, и ноги уже не такие свежие. Но мы будем находиться в равных условиях с любым соперником, так что этот фактор не должен влиять на общий результат. Результат будет зависеть от другого: кто лучше настроится, кто больше захочет, кто реализует игровые эпизоды. Эти нюансы будут решать.

– Думали ли о том, какой результат команды в этом сезоне позволит рассчитывать, что с вас снимут приставку «и.о.» в следующем сезоне?

– Честно – нет. Я просто прихожу и делаю свое дело, чтобы дать ребятам максимум. Самое главное, чтобы они меня услышали меня и поверили мне. Чтобы было доверие. Я ребятам доверяю, и если они будут доверять мне, тогда мы придем к чему-то единому. А что будет в следующем сезоне… Не буду загадывать, не люблю строить прогнозы. Есть здесь и сейчас, надо показывать максимум и работать каждый день, чтобы становиться лучше и давать результат.

– А что лично для вас будет такой «лакмусовой бумажкой», которая по итогам сезона станет внутренней оценкой вашей работы?

– Я для себя обращаю внимание на то, что должен создать семью внутри нашего коллектива – внутри разносторонних, разновозрастных ребят. Когда эта семья появится, вы увидите на льду совсем другую команду. Это ни для кого не секрет. И это главная тренерская задача. Любая тактика хороша, если каждый игрок ее понял и все вместе ее используют, все – на одной странице. Тогда все будет работать во благо.

Текст: Дмитрий Шиферштейн