Леонид Рубан: начинающий тренер хочет везде, все и сразу. Но с опытом понимаешь, что можно сделать меньше, но качественнее

Тренер вратарей сборной Беларуси U16 рассказал о подготовке голкиперов.

– Расскажите, почему вы решили стать тренером вратарей?

– Тренером вратарей я стал в 2020 году, когда закончил игровую карьеру. Работаю в детской школе «Юности», с 2023 года – в институте сборных.

– В какой момент у детей появляется профильный тренер, в частности, вратарей?

– Во втором году обучения. В первый год дети все катаются вместе, а на второй год мы начинаем отбирать вратарей.

– Как вы их находите?

– Первоначально выбираем тех, у кого есть желание. В течение трех месяцев мы предлагаем родителям, детям. И по остаточному принципу выбираем тех, кто лучше и техничнее.

– Есть ли такая практика, когда на протяжении сезона полевой игрок перешел в амплуа вратаря и наоборот?

– За мою карьеру такого не было, чтобы вратарь перешел в полевые. Если ты пришел в это дело, то тебе нужно идти до конца. Назад тяжело очень вернуть, все-таки и катание другое, и коньки другие. Каждый вратарь мечтает стать профессиональным игроком и думает, что это будет легче для него.

– Кажется, что к вратарю всегда меньше претензий, все-таки больше ругают защитников и нападающих.

– Вратари понимают, какая ответственность на них. В команде ребята не будут говорить вратарю о его ошибках.

– Тяжело разгружать голову детям?

– Тяжелее, чем взрослым. Иногда приходится быть злым полицейским. В основном это поддержка, базовые фразы. Разбираем на тренировках моменты, чтобы они чувствовали, что это просто, и тогда у нас все получается.

Есть вратари, которых можно вообще не трогать, они будут самостоятельные. А есть, на которых нужно накричать, с некоторыми мягко разговаривать. Все мы разные:)

– Сложно было перестраиваться с игровой карьеры на тренерскую?

– Я думал, будет легче переход. Три месяца все висело в воздухе, время на это потратил, но повезло, когда перешел работать в «Юность», там было много моих товарищей, с которыми мы вместе учились и играли. Из-за этого я быстрее вошел в коллектив, и начали делиться опытом. Сейчас я очень рад, что оказался тренером.

– К чему пришлось привыкать на тренерском этапе?

– Начинающий тренер хочет везде, все и сразу. А сейчас понимаешь, что можно сделать меньше, но более качественно.

– С чего начинаете учить вратарей?

– Первоначально мы их вообще не трогаем. Они выезжают, мы показываем им вратарскую стойку, как падать и отпускаться на щитки. Постепенно они начинают кататься, пытаются ловить шайбы, и мы добавляем все остальные элементы. Стараемся не давить психологически, чтобы они улыбались и были счастливы.

– Как вы работаете с тем, чтобы дети не боялись шайбы, или это врожденная история?

– Жизнь заставляет не бояться:) Если он захотел стать вратарем, значит у него была картинка в голове о том, как он будет ловить шайбы. Есть топовые игроки на детском уровне, которых мы пробуем в воротах, но они уворачиваются от шайбы. А тот, кто стал вратарем, явно видит, как он будет ловить шайбу. У каждого вратаря в определенном возрасте бывают моменты, когда он боится шайбы. Это все должны пережить.

– Есть ли специфические упражнения для вратарей, которые не делают полевые игроки?

– У нас монотонная работа. Иногда приходится креативить и добавлять упражнения с цветами и мячиками. Обязательно проводим растяжку, тазобедренным суставам уделяем внимание.

– Вратарями становятся или ими рождаются?

– Как говорил мой первый тренер: «Вратарями рождаются». Но, поработав тренером 5 лет, я все-таки думаю, что вратарями становятся. Это большой ежедневный труд и родителей, и детей. Талант в любом случае должен присутствовать.