Игорь Горбенко: у нас очень хорошая команда. Это взрослые ребята, которые аккумулируют коллектив в одно целое, и молодежь, которая учится у элитных легионеров
– Вы вынужденно завершили игровую карьеру, и ключевым моментом дальше стала встреча с Дмитрием Квартальновым?
– Я работал в хоккейной школе и познакомился с ним. Знал, конечно, что есть такой великий игрок, он еще не был тренером. Дмитрий Вячеславович как раз только закончил, и мы познакомились в хоккейном лагере. Так, по работе пересеклись. Потом я трудился в «Витязе», а он пришел в ЦСКА. И как раз Чебатуркин позвонил и сказал, что нужен тренер. Отправил свое резюме, его согласовали, и я приступил к работе. Уже десять лет трудимся вместе. Мы не только работаем, могу сказать, что мы близкие друзья.
– А чем Дмитрий Вячеславович отличается от других тренеров?
– Ну, конечно, своим темпераментом, азартом, жаждой победы. Он очень требовательный и очень честный по отношению к людям, к себе так же очень требователен. Повторюсь, абсолютно честный перед игроками, перед персоналом. Всегда нужно держать эту грань, очень тонкую, понимать, как все должно выглядеть. Его фанатизм и честность подкупают. Когда я пришел в ЦСКА, они работали там с Никитиным. Недели через две понял: «Боже мой, я-то думал, что я много работаю». Да я мальчик по сравнению с ними. Они с Никитиным, конечно, в ЦСКА такую планку в лиге дали по работе. Я был очень приятно удивлен этой работой.
– Даже сейчас заметно, как Дмитрий Вячеславович переживает во время игр.
– Горит постоянно. Мы уже знаем, как работает Дмитрий Вячеславович. Нужно его где-то за пиджак дернуть, чтобы лишний раз к игрокам не приставал :) Сейчас – молодец, намного спокойнее, чем раньше. Это азарт, страсть, темперамент никуда не спрячешь. Ты можешь приспособиться, но не можешь измениться. Дай Бог, чтобы он у него не угасал.
– Многие болельщики ценят его за афористичный язык, за фразы, которые уходят в народ.
– Работая с ним, не замечал этого совсем. Он говорит, а я же постоянно с ним, постоянно слышу это. В свое время я работал в «Юнисоне» главным тренером. Была задача выиграть кубок в НМХЛ. Команды не было, собрали игроков, и мы с Чебатуркиным вместе там трудились. Когда выиграли кубок, сели в автобус, вся команда стала кричать высказывания, которые говорю постоянно. Я просто обалдел. Получается, фразы Квартальнова в меня влетели, и это все выливалось там. Когда команда стала это кричать, а у него очень много моментов с высказываниями по поводу игры, это, конечно, запомнилось.
– Какие фразы, например?
– Например в моменте: «А ты ножками не хочешь поработать, дорогой?». Или: «Карасик не должен дремать». Много разных вещей. Постоянно говоришь их, а команда, как губка, запоминает. В обратку многое прилетает. Хорошо, что он находит эти вещи, которые народ запоминает. Каждое его высказывание.
– Вы говорили, что очень любите работать с молодыми хоккеистами. В «Динамо» таких много. Что скажете о белорусской молодежи?
– Мы провели в июле сбор с командой в Бобруйске. Во-первых, те условия, которые созданы там для молодежной команды, конечно, очень хороши. Отлично, что есть такие условия: дворец в их распоряжении, они не ограничены, я так понимаю, со льдом, с залами. Это очень большой плюс для ребят. К тому же, есть внимание руководства клуба к молодежной команде. У них есть все условия для подготовки, для того, чтобы они превращались в хороших, элитных хоккеистов. И плюс еще, конечно, свой чемпионат, своя школа. Тоже очень много уделяется внимания именно детскому хоккею, юношескому. Здесь, конечно, предстоит большой объем работы. Но, я так понимаю, в стране пристальное внимание уделяется тому, чтобы ребята росли, прогрессировали, все условия для них есть. С хорошей работой, при правильном подходе, при том, как взаимодействуют и федерация, и хоккейный клуб «Динамо», хороших игроков будет появляться все больше и больше.
– Вы много работали с молодежью в России – в Ярославле, в Мытищах. Если сравнить молодежь с той, которая была 10-20 лет назад, есть какие-то отличия?
– Конечно, меняются поколения, меняются ребята. Сейчас молодежь приходит, она другая. Хоккей меняется, жизнь меняется. Но есть определенные принципы и ценности, которые мы должны закладывать в ребят. А они потом уже определяют характер и многое другое. Это самое главное. Сейчас ребята более продвинутые. Эти ребята намного более раскрепощенные, чем мы, или те, кто постарше. Почему? Считаю, много очень информации вокруг. Они эрудированнее в жизненном плане. Каждое поколение прекрасно в своем промежутке времени.
– Как бы ни критиковали гаджеты, с другой стороны, многие следят за питанием, смотрят какие-то добавки, консультируются со специалистами, как лучше подготовиться летом.
– Критикуют, конечно, что они сидят в телефонах, но давайте возьмем любую среду сейчас, где даже есть взрослые люди. Все возрасты в гаджетах. Почему? Потому что это интересно, это информация. Сидеть в компьютерной игре сутками, конечно, нельзя, это убивает тебя. Спортсменам мы всегда объясняем, что они могут играть, но должны и отдыхать хорошо. Питание, сон и тренировка — самое главное. Конечно, ты должен развиваться, в интернете посидеть, почитать что-то, узнать. Может, и в игры поиграть, но самое главное – у тебя должен быть режим, ради какой цели ты живешь и чего хочешь добиться. А как ты хочешь добиться этого? За счет чего? За счет каких средств? Ты же не можешь сидеть ночью играть, а потом выйти на тренировку, потому что ты не выспался. Как будешь воспринимать информацию?
Сейчас хоккей другой. Ты не можешь просто выйти и поиграть в него как раньше. Тебе нужно запоминать множество схем, потому что все команды играют организованно, умеют обороняться и атаковать. Тебе нужно играть правильно. Чтобы это делать, нужно выполнять определенные моменты. И эти схемы, конечно, должен запоминать и выполнять. Нужна хорошая центральная нервная система, чтобы она была не загружена. Ребят нужно на это направлять, когда речь идет о гаджетах. А так, конечно, это вспомогательные вещи, они нужны.

– В «Динамо» есть легионеры, как с ними построена коммуникация и насколько удается выстроить микроклимат?
– Климат строит и сама команда. Считаю, у нас очень хороший коллектив, прежде всего, конечно, это ветераны, ребята взрослые, которые этот коллектив аккумулируют в одно целое. Плюс молодежь, которая пришла. Они понимают, что здесь элитные легионеры, у них можно научиться, чтобы выйти на их уровень. Поэтому, конечно, смотрят на них, это очень большой плюс, что эти ребята в команде. То, что делает Энас на тренировках, скажу, как даже детский тренер, как тренер молодежных команд, который проработал десять лет в КХЛ, это невероятно. Иногда к нему подходишь и говоришь: «Слушай, как ты этому научился? Как?» Образно, мы работаем, он забивает гол, я говорю: «Подожди, ты посмотрел на вратаря, как он двигался, посмотрел свободную зону. Я это вижу. Но почему ты бросил ему в щиток?» По вратарской технике он двигается так, как его учили. И он говорит: «Я ходил на вратарские тренировки, всегда слушал, как говорят тренеры вратарей, как он должен правильно играть, а я со стороны нападающего должен его обмануть, чтобы забить гол». И он эту информацию воспринимает и переваривает, на льду это делает. Можешь просто послушать, что тренер сказал, и у тебя это вылетело из головы, а можешь послушать и через себя пропустить, получить эту информацию для того, чтобы забить гол.
Ты должен всегда учиться и тренироваться. Можно и десять раз тренироваться в день, а толку не будет никакого. Нужно правильно это делать. В нашей команде, именно для молодежи, очень большой потенциал и рост, потому что есть очень мастеровитые ребята. И коллектив, конечно, дружный. Особенно плей-офф в прошлом году их сблизил, сплотил. Команда всегда на поражение или победу реагирует.
– Коммуникация налажена с ребятами-легионерами?
– У нас есть полное понимание. Всегда, как и в любой семье, наверное, есть какие-то трудности. А из трудностей всегда есть выход. У нас спокойно могут ребята зайти в тренерскую, переговорить. Не проблема, мы всегда услышим. Мы также реагируем, они же понимают, что у нас есть определенный опыт. Когда есть какая-то неприятная ситуация, можно ее даже не озвучивать, но сразу видишь, как тренер, начинаешь добиваться, что случилось, где она у тебя: где-то внутри, в семье, в раздевалке, на льду? Как эту проблему найти, выяснить и решить? Потому что, когда она остается с тобой, это твоя проблема. А когда о ней знаю я, то она уже наша общая. И мы пытаемся решить. В этом плане у нас все четко, все здорово.
– Были ли у молодых ребят проблемы личного характера, с которыми они к вам обращались?
– Это тоже бывает. У меня такой пример был: парень перед игрой сидит как убитый, грустный. Спрашиваю: «Что случилось? Заболел или что-то дома?» Начал добиваться, говорит, с девушкой расстался. А я ляпнул: «Приведи девушку». Стучится в тренерскую кто-то – девушка пришла. Она говорит: «Он не ходит со мной в кино, не гуляет, уделяет мало-мало внимания». Я говорю: «Проведите с ним день один завтра на тренировке, просто посидите и посмотрите». Вот она посмотрела, как тренируются утром, потом зал, вечером тренировка. Ну, и поняла, что тут не до кино, до постели бы добраться, просто упасть парню, отдохнуть, нагрузка колоссальная, конечно.
Такие периоды есть у каждого: влюбленность и все такое. Важно, как ты с этим борешься, переживаешь. И как ты переживаешь славу, которая на тебя выпадает. Ребята чувствуют внимание в городе. Они приходят, и везде их узнают. Тот же Пинчук, Бориков, Липский, Мороз. Как ты с этим справишься – это тоже тяжело. На них выпадает огромная нагрузка, но молодцы, справляются.
– Можно ли сказать, что Зак Фукале – самый русско-белорусский хоккеист, которого когда-либо тренировали?
– Много было ребят-легионеров, которые пошли по такому жизненному пути. Он очень темпераментный и азартный для вратаря, весь такой живой. От него не уходит ни одна мелочь, он везде «фишку сечет». И, конечно, он дает коллективу такую своеобразную энергию жизни. Вратари же разные все: кто-то в себе закрывается. Он очень позитивный парень, экстраверт, а это что-то непривычное, наверное, для вратаря.
Мало вратарей таких, могу сравнить с Тимуром Биляловым в Казани. Вот он такого плана парень, я ему всегда говорил, что на вратаря он вообще не похож. Зак – молодец. У них такой тандем с Васей Демченко: один такой «эгегей!», а второй – спокойный парень. Они друг друга дополняют, конечно, когда на них смотришь.
– Вы работали с капитаном «Динамо» Андреем Стасем в ЦСКА. Сейчас этот хоккеист изменился?
– Андрей Стась – это центральный нападающий. Сколько он выигрывает вбрасываний? Это борьба один в один, это характер. Андрей Стась – пример элитного хоккеиста, трудяги, который сам себя сделал. Я знаю Стася давно, работал с ним в ЦСКА. Он тоже там был хорош. Но вот после того, как Андрей взял Кубок Гагарина в «Авангарде», стал настоящим капитаном команды. Это стержневой боец, оплот команды, на таких ребят равняться нужно. Это пример для всей молодежи, как нужно работать, относиться к делу, потому что в 37 лет играть столько времени и так тащить такое... И все это молча, тихо, без всяких вопросов. Он скромный парень, но очень качественно делает свою работу и делает ее настолько здорово. Как тренер, конечно, снимаю шляпу перед ним.
– Когда пришли в «Динамо», какие ставили для себя цели, что хотели привнести и добавить?
– В декабре пришел, как раз на Кубок Первого канала поехали со сборной Беларуси. До этого смотрел игры. Когда Дмитрий Вячеславович Квартальнов пришел в Минск, всегда смотрел игры «Динамо». Как-то мы разговаривали, я делился своими мыслями по игре. И, конечно, команда хорошая, мастеровитая. Очень был счастлив, что сюда попал. Такая работа вдохновляет, конечно. Тем более, прошлый сезон был хорошим для команды, эмоций столько было больших.
– Про «Минск-Арену» вы много говорили, называли уникальной. Что еще можете отметить?
– Комплекс очень продуманный, многофункциональный для всех видов спорта и для концертных программ. Скажу конкретно о хоккее. Почему другие команды КХЛ едут в Минск и здесь тренируются? Потому что вся инфраструктура создана идеально для подготовки команды. Здесь есть хоккейные площадки, есть большой закрытый лед, конькобежка, которой мы тоже пользуемся. Это очень помогает. Спортивные, тренажерные залы. Все для этого есть. Не нужно никуда ездить, все – в доступности. Очень здорово, очень удобно. Плюс очень много катков. «Минск-Арена», конечно, уникальное сооружение. Здесь все под рукой. Раньше в России выезжали в Финляндию на сборы, а сейчас едут сюда, а мы здесь на месте находимся. Для нас вообще, конечно, шикарно.
– Ну, и болельщики, конечно.
– Чувствуется, как здесь любят команду. Клуб работает ради этого. Все заточены на то, чтобы привлечь зрителей. Сколько детей ходит на матчи! Много программ для детишек, для молодежи. Сколько в городе для этого делается! Везде – «Динамо-Минск». Народная любовь чувствуется на каждом шагу. Честно скажу, когда просыпаюсь в день матча, хочу вечером услышать «Седую ночь». Прямо жду этого! Во-первых, хочется выиграть, во-вторых, конечно, атмосфера шикарная, зашкаливают эмоции. Очень круто. Шоу, которые делаются клубом, тоже всегда запоминаются. Болельщики приходят на хоккей с семьями, они не будут разбираться, как мы из зоны выходим и так далее. Люди приходят посмотреть хоккей, получить хорошее настроение. Дети приходят влюбиться в эту игру. Наша задача – заинтересовать их, чтобы они полюбили этот вид спорта, эту атмосферу, то, что люди могут здесь общаться, получать удовольствие. Это главное.

Источник: sport5by




