Дайнюс Зубрус: у Литвы молодая интересная сборная, задача – выигрывать в каждом матче
В хоккее даже играющий тренер, пожалуй, менее распространенное явление, чем в футболе. Тем более — играющий президент национальной федерации, коим собеседник избран летом 2018-го. Особенно когда до полутора тысяч матчей в НХЛ ты недотянул менее сотни поединков. Особенно если ты форвард сборной, которой вот-вот стартовать на чемпионате мира. В общем, 40-летний Дайнюс Зубрус на пороге ряда достижений, как бы ни выступила команда литовских соседей в Нур-Султане. А начинает она в понедельник матчем против сборной Беларуси.
— Кажется, таких прецедентов как «играющий президент федерации» в мировом хоккее еще не было?
— Не искал, думаю, журналисты справятся с этой задачей лучше.
— Это для вас четвертый «мир», причем второй подряд. Признайтесь, год назад, когда Литва победила дома в группе «Б» дивизиона 1, уже знали, что продолжите?
— Честно — нет. Более того, я и на выступление в Каунасе год назад решился не сразу. Все-таки несколько сезонов без практики.
— Что подвигло — патриотизм?
— И он, конечно, тоже. Но не только. Завершив клубную карьеру, тренировки не забросил, но все-таки позволил себе расслабиться, передохнуть. А когда снова стал ходить в зал, почувствовал себя неважно: прежние веса стали вдруг трудно подъемными. Не то чтобы обленился и растолстел — нет. Продолжал следить за тем, что и когда ем, сколько двигаюсь — многолетняя привычка. Даже наоборот: я несколько скинул массу. Но, видимо, в основном мышечную. «Так не пойдет», — сказал сам себе и занялся уже серьезно. Зал, лед — по полной программе. Но даже тогда еще не был уверен, выступлю ли на каунасском «мире». Решил прислушаться к себе через какое-то время. И только почувствовав, что, вроде бы, силы еще есть, решил опять надеть форму сборной.
А после Каунаса продолжил тренировки: ходил в зал с сыном и друзьями регулярно. И этой весной тоже прикинул: «Почему бы и нет?» Сила, вроде, есть, с выносливостью тоже порядок. Единственная проблема — игровая практика. У меня же после январского Рождественского турнира у вас в Минске — только пара спаррингов в составе сборной против Польши.
— Челиос «пылил» на высшем уровне до 48 лет, а Каспарайтис год тому дебютировал в сборной Литвы в 45. Маяки для Зубруса?
— Ну нет… Об источниках мотивации уже говорил. Хотя есть еще один: у нас сейчас довольно молодая сборная. И интересная. Это ближайшее будущее литовского хоккея, и чувствую, что мне есть что дать парням. В том числе пока — и на льду в качестве их партнера. А, если можешь, почему бы этого не сделать? Играть нужно, если можешь действительно играть, а не «гулять по льду».
— Каспарайтис, к слову, не желал обновить свой рекорд в Нур-Султане?
— Разговаривали. Пытался его уговорить, но у Дарюса не срослось: много дел, большая семья.
— Интересная ситуация у главного тренера вашей сборной Даниэля Лакруа: приходится давать установку и чего-то требовать от фактически своего же работодателя — президента федерации.
— Здесь никаких проблем. И потому, что мы знакомы уже сто лет, и потому, что я умею разделять, когда я президент федерации, а когда игрок. Пока я в джерси сборной, в раздевалке, на льду — я игрок. Такой же как все. Плюс у нас обоих немалый НХЛовский опыт, так что мы говорим на одном языке во всех смыслах.
— Но в одном Лакруа точно легче: нет смысла устраивать выборы капитана.
— За мной как будто уже зарезервировали эту должность на чемпионат, но отношусь спокойно. Когда приехал в кэмп, сказал, что приехал не капитан, а просто кандидат на попадание в ростер.
— Кстати, в раздевалке нашей сборной вас ждет привет.
— Ого, это от кого же, интересно?
— Сергей Брылин попросил передать. Он же сейчас тренерствует в АХЛовском «Бинхэмптоне», где играет наш Шарангович. Егор говорит, ваш партнер по «Нью-Джерси» немало удивился, когда узнал, что вы еще играете, да к тому же в сборной.
— Ха-ха, спасибо! Я тоже сейчас удивился: кто бы мог меня знать в сборной Беларуси, если я из нынешнего ее состава, кажется, ни с кем не знаком. Но мир действительно тесен.
— Сборная Литвы сейчас слабее или сильнее прошлогодней?
— Сказал бы сильнее, если бы не травмированные… Отвечу так: у нас сейчас просто молодая и перспективная команда.
— Насколько перспективная? Как скоро в НХЛ появится третий в истории литовец после Каспарайтиса и Зубруса?
— Когда-нибудь обязательно появится. Вот у Армалиса почти получилось: его подписал «Сан-Хосе», Мантас выступал за АХЛовский «фарм». Пока что-то не срослось, но сейчас он на хорошем счету в шведском «Шеллефтео». И расставаться с мечтой об НХЛ я ему не советую: у вратарей же расцвет наступает позже — годам к тридцати. Так что Армалис вполне еще может обратить на себя внимание НХЛовских клубов, таких примеров немало.
— Тот факт, что первый матч играете против белорусов, огорчает или радует?
— Скорее отношусь нейтрально. Просто встретятся соседи, у которых хорошие отношения. С удовольствием сыграл в январе на турнире в Минске, здорово наладили контакт с моим белорусским коллегой Геннадием Савиловым. Собственно, все — дальше наша цель проста: постараться выиграть в каждом матче, начиная с первого.
— Уже придумали, как бороться с нашей сборной?
— Пока еще видео не разбирали, но сейчас наверняка этим займемся.
— Интересная ситуация: обычно задачу сборной на чемпионат ставит глава федерации. А сейчас ему и ставить, и выполнять.
— Поправка: не ему, а всей команде.
— И как звучит задача?
— Уже говорил — выигрывать в каждом матче. Я совершенно искренне: маленькими шагами часто можно вернее прийти к большой цели.
— Что-то подсказывает, если вдруг получится добраться до самой большой на этом турнире и выхватить одну из двух путевок в элиту, вы уже прямо в Нур-Султане заявите о выступлении и на следующем «мире».
— Совершенно откровенно — нет. Уверяю, повторится история последних двух сезонов: буду тренироваться, работать и только ближе к Новому году оценю, готов ли я к новому вызову. Да и зачем сейчас смотреть так далеко — давайте посмотрим, что нам покажет ближайшая неделя…
Напомним, матч сборных Беларуси и Литвы пройдет в понедельник, 29 апреля, и начнется в 13:00.
Текст: Вячеслав Федоренков