ЧМ-2019 Интервью 30 апреля 2019

Глен Хэнлон: когда узнал о назначении Сидоренко, подумал, что это хорошая идея

Экс-наставник белорусской сборной рассказал о венгерском хоккее, а также вспомнил про жизнь и работу в Беларуси.

Сегодня во втором матче чемпионата мира в дивизионе 1А сборная Беларуси померится силами с командой Венгрии. В этой стране, что интересно, нынче работает хорошо известный всем нам Глен Хэнлон. Минувшим летом 62-летний канадец стал у руля «Мишкольца», который, правда, выступает в первенстве не Венгрии, а Словакии. Его команда заняла восьмое место в «гладком» чемпионате, а затем прекратила борьбу в первом раунде плей-офф. На просьбу поговорить о венгерском хоккее, а также вспомнить жизнь и работу в Беларуси Хэнлон откликнулся с удовольствием. По своему обыкновению, он попросил выслать вопросы по электронной почте и оперативно, в тот же день, подробно на них ответил. «Спасибо за возможность дать это интервью: оно напомнило мне о прекрасном времени, проведенном в вашей стране», — написал в сопроводительном тексте канадец...

— Что скажете о венгерском сезоне? Удалось ли достичь поставленных целей?

— Это был хороший год. Мои игроки оправдали все ожидания. Наш клуб провел дебютный сезон в чемпионате Словакии, и ребята очень старались. Организация в «Мишкольце» была на высоком уровне, так что опыт получился удачным со всех сторон.

— На ваш взгляд, хоккей в Венгрии прогрессирует? И если да, то за счет чего?

— Перед ним стоят те же задачи, что и перед белорусским: как развивать молодежь, как помочь перспективным ребятам выйти на высокий уровень? При этом в Венгрии меньше ледовых дворцов, чем в вашей стране. Федерация работает над тем, чтобы достичь прогресса. Местные клубы выступают в разных турнирах. Во-первых, в венгерской лиге, в которой достаточно крепких команд. Во-вторых, «Фехервар» играет в австрийской EBEL-лиге, а «Мишкольц» и будапештский МАЦ — в чемпионате Словакии. Это только помогает развитию хоккея в Венгрии.

— Словацкая лига вам должна быть знакома. Вы ведь работали главным тренером тамошней сборной.

— Это правда, но с тех пор турнир сделал заметный шаг вперед. Возглавляет лигу Рихард Линтнер, которого белорусские болельщики должны помнить по выступлениям за минское «Динамо». На мой взгляд, он выполняет потрясающую работу. Здесь быстрый хоккей, и лига расширяется за пределы Словакии — две команды из Венгрии уже вступили в нее, и, насколько знаю, хотят привлечь еще и клуб из Польши. Мне интересно, останется ли «Слован» в КХЛ. Если нет, он вернется в чемпионат Словакии и сделает его сильнее. В этом турнире много молодежи, он интересен для скаутов. Хоккеисты, которые хорошо себя проявляют, имеют отличный шанс перебраться в Чехию или Германию. Если сравнивать словацкое первенство с минорными лигами Северной Америки, то оно сильнее ECHL, но ниже уровнем, чем AHL.

— К работе со сборной Венгрии вас никоим образом не привлекали?

— Нет.

— Может ли она добиться успеха в Нур-Султане?

— Думаю, да. В прошлом году команда сражалась до последнего, уступив британцам лишь в овертайме заключительной встречи. И сейчас венгры будут бороться за путевку в элиту. У них очень хорошие вратари, а капитан Янош Ваш — потрясающий лидер. Балинт Магоши — еще один хоккеист, на которого стоит обратить внимание. Это человек, который сделает для победы все. Отличный парень, обожающий играть за свою страну. Эти ребята защищали цвета моего «Мишкольца», поэтому я их хорошо знаю. Уверен, венгры будут сражаться до конца. Они всегда хотят побеждать.

— Вы сами планируете следить за турниром в Нур-Султане?

— По мере возможности буду смотреть все матчи. К баталиям в дивизионе 1А у меня такой же интерес, как и к элите, — ведь там выступают сборные Беларуси и Венгрии. Болею и за тех, и за других — пусть обе команды пробьются в компанию сильнейших.

— Удивил ли вас прошлогодний вылет белорусов?

— Конечно. Но вообще скажу так: в мире есть шесть-семь топ-сборных, а за их спиной может произойти все что угодно. Уверен, хоккеисты вашей сборной настроены вернуться в элиту.

— Когда под вашим руководством команда заняла седьмое место на домашнем чемпионате мира 2014, могли ли представить, что скоро ситуация так ухудшится?

— Пять лет назад все было очень даже хорошо. Единственным плохим знаком было то, что сборные младших возрастов не могли закрепиться в топ-дивизионах — это важный аспект. К 2014-му Беларусь добилась прогресса: увеличилось число качественных тренеров, хоккейных школ, улучшилась работа с молодежью. И сейчас я уверен, что ваша сборная вернется в элиту и будет расти. У нее замечательные болельщики, и буду рад видеть новые победы команды.

— В нынешнем ростере белорусов много незнакомых вам фамилий?

— Есть и такие. Слежу за белорусским хоккеем в интернете, каждый день захожу на спортивные сайты. В курсе, чего ваши игроки добились и где они играют. Но лично знаю не так уж многих. Время идет, поколения меняются.

— В нашу страну больше не приглашают тренеров из Северной Америки. Это правильно?

— У вас должен быть белорусский коуч. Есть много специалистов, успешно работавших в КХЛ или чемпионате Беларуси. Хватает и молодых талантливых наставников, у которых есть современные идеи по поводу того, как играть и тренировать.

— Следите за КХЛ и минским «Динамо»?

— Да, и очень внимательно. Работая в Венгрии, часто смотрел матчи динамовцев, благо небольшая разница во времени позволяла делать это. Но наблюдал за командой как простой болельщик, а не критик. Желаю ей только добра — клубные руководители, хоккеисты и фаны заслуживают того, чтобы наслаждаться игрой. Думаю, следующий сезон станет для «Динамо» отличным.

— У «Динамо» и сборной Беларуси нынче один тренер — Андрей Сидоренко. Может ли подобное совмещение быть полезным для обеих команд?

— Когда узнал о его назначении, подумал, что это хорошая идея. У Сидоренко появилась возможность опробовать в клубе свою систему и работать на постоянной основе со многими кандидатами в сборную. Хотя параллельно трудиться в главной команде страны и клубе КХЛ очень тяжело. У рулевого сборной много обязанностей. Полагаю, ему необходимо принимать участие во всех национальных программах, чтобы в разных возрастных группах обучали одному и тому же. К тому времени, как молодой игрок достигнет должного уровня для попадания в главную команду, он обязан накопить много информации и знаний. Тренер же клуба КХЛ, в свою очередь, должен думать о следующем сезоне: просматривать видеонарезки возможных легионеров, общаться с агентами, начинать комплектацию и планировать предсезонный сбор.

— Вы знакомы с бывшим динамовским тренером Горди Дуайером?

— Нет, никогда с ним не разговаривал. Слышал только, что он очень позитивный человек и хорошо относится к людям.

— А есть ли в Беларуси люди, с которыми поддерживаете связь?

— Эдуард Занковец. Мы много лет работали вместе. Это один из лучших тренеров, которых я когда-либо встречал. Консультируюсь с ним по поводу систем игры, присылаю хоккейные видеоклипы — мне всегда интересно его мнение. Уверен, в следующем сезоне Занковец добьется успеха в санкт-петербургском «Динамо», выступающем в ВХЛ. Мы с ним вообще хорошие друзья, общаемся не только по хоккейным делам. Также контактирую со Славой Киселевым. Это первый человек, которого я в свое время встретил в Беларуси, и он по-прежнему мой друг. Сейчас Слава — хоккейный агент и благодаря многочисленным связям много делает для своих клиентов. Иногда звоню ему по поводу игроков — может, у Киселева есть кто-нибудь на примете для «Мишкольца».

— А с Дэйвом Льюисом и Крэйгом Вудкрофтом общаетесь?

— В основном только с братом Крэйга — Тоддом. Мы с ним больше времени работали вместе и хорошо знаем друг друга.

— Что из белорусской жизни вспоминаете чаще всего?

— Людей в хоккейной федерации. Игроков, которых я тренировал. Менеджеров по экипировке, докторов и потрясающих болельщиков сборной. Ваши фаны отличаются просто невероятной страстью. Помню, когда на чемпионате мира-2014 мы одолели в трудном матче команду Латвии, «Минск-Арена» сходила с ума. С ностальгией вспоминаю путешествия по Беларуси, когда мы останавливались в маленьких деревнях, чтобы попить кофе и перекусить. Это реальная сторона Беларуси. Но тоскую и по прогулкам по столице. Для меня Минск — по-прежнему любимый европейский город. Скучаю по гостинице «Планета», которая много ночей была моим домом. Но больше всего — по совместной работе с отличными помощниками и хоккеистами, по подготовке к чемпионатам мира. У меня только теплые воспоминания о Беларуси, и я знаю, что ваши болельщики в курсе этого.

— Когда последний раз были у нас?

— Собственно, во время чемпионата мира-2014. Уехал через два дня после поражения в четвертьфинале от шведов и с тех пор ни разу не возвращался.

— Ваши родные по-прежнему живут в Канаде?

— Да. Переселяться в Венгрию они не стали — только приехали на пять дней накануне Рождества.

— Как поживает ваш сын Джексон — наверное, уже совсем большой? Все так же увлекается горными лыжами?

— Ох, он так вымахал... И лыжи любит, да. Вспоминаю, как он впервые приехал на чемпионат мира в Вену и играл с утками на набережной Дуная возле отеля. Хоккеисты сборной Беларуси отлично к нему относились. Но время идет...

— Что вас заставляет постоянно уезжать из Канады и искать работу в Европе? Деньги, новые вызовы, любовь к путешествиям, что-то еще?

— Точно не финансы — они вообще никогда не были для меня определяющим фактором. Я люблю хоккей, тренерскую профессию, обожаю открывать для себя новые страны. Интересно, как в разных уголках мира живут люди, как тренируются спортсмены. Поработав в Северной Америке, Финляндии, Беларуси, Швейцарии, Словакии, Венгрии, вижу, что все страны очень разные. По-прежнему учусь чему-то и развиваюсь с каждым годом. Считаю, работа в другой стране делает тебя живым. Это как путешествия — они помогают узнать о мире и расширять кругозор, а не ограничиваться своим задним двором.

— Выучили хоть немного венгерский? И помните ли что-то по-русски?

— Я работаю в Венгрии недостаточно времени, чтобы освоить язык, который к тому же очень сложный. Да и все хоккеисты и тренеры там прекрасно знают английский. Что касается русского, то помню много хоккейных слов. Когда слушаю репортажи матчей КХЛ, что-то даже понимаю. Иногда просто так на ум приходят какие-то русские слова.

— А где лучше знают английский: в Венгрии или Беларуси?

— В хоккейном мире все говорят на нем очень хорошо. Даже не знаю почему. Может, учат в школе или имеют больше возможностей использовать. В целом же в Минске и Мишкольце, мне кажется, примерно одинаковый уровень владения английским. Хотя в Беларуси я не был пять лет — сейчас, думаю, «инглиш» у вас знают еще лучше. По крайней мере если сравнивать 2005 год, когда я впервые приехал в Минск, и 2014-й, то прогресс в этом плане был сделан заметный.

— По менталитету венгры сильно отличаются от белорусов?

— На самом деле у стран много общего. Обе не имеют выхода к морю. Столицы Будапешт и Минск — прекрасные города. И в Венгрии, и в Беларуси хватает маленьких деревушек, где обычаи остались такими же, как много лет назад.

— В 2021 году чемпионат мира вновь пройдет в Минске. Можете представить, что вас опять пригласят тренировать нашу сборную?

— Нет. Надеюсь, нынешний коуч сохранит к тому времени свой пост. Не хочется видеть, как рулевого меняют. А если не он, то, надеюсь, национальную команду возглавит другой белорус, с которым я вместе работал или же которого тренировал в вашей стране. Такова жизнь... Но я хотел бы приехать через два года в Беларусь как обычный болельщик. Поболеть за вашу команду, насладиться замечательной хоккейной атмосферой в компании людей, которых знаю и уважаю. Однако это будет потом. Сейчас же еще раз хочу пожелать белорусской команде удачи на чемпионате мира в Нур-Султане.


Источник: «Прессбол»
Фото: sport.sk