Константин Кольцов: не люблю кричать в раздевалке, делал это всего раз

Главный тренер «Бреста» – о работе в городе над Бугом и результатах своей команды, новшествах в тренировочном процессе и делении экстралиги.

Сезон для «Бреста» получился неоднозначным: задача выйти в экстралигу «А» была не выполнена дважды. В Кубке Салея брестчане пропустили вперед «Лиду», в гладком чемпионате – «Могилев» и «Локомотив». Однако были в сезоне и позитивные моменты. Один из них – назначение главным тренером известного в прошлом белорусского хоккеиста, обладателя Кубка Гагарина, поигравшего в НХЛ Константина Кольцова. Для Константина Евгеньевича сезон в Бресте – событие значимое. Кольцов впервые попробовал себя в качестве главного тренера. О новой работе, команде и отношении хоккеистов к делу, болельщиках и результатах специалист рассказал в интервью hockey.by.


«Чтобы пройти в переходный турнир, «Бресту» не хватило самоотверженности»

- Вы начинали сезон в КХЛ, но ассистентом, а закончили главным тренером, но в экстралиге «Б». Как оцените для себя этот хоккейный год?

- В целом могу занести сезон себе в плюс. Работа главным тренером вне зависимости от лиги – большая ответственность и хорошая школа. В «Бресте» я старался донести до ребят свое видение игры, тренировочного процесса.

- Какое впечатление произвел на вас «Брест» при первом знакомстве?

- Команда меня приятно удивила. Ребята профессионально и ответственно относились к работе, к тренировочному процессу, к установкам на игры.

- Что скажете про бытовые условия в клубе?

- Вне зависимости от лиги все, что касается быта, должно быть на высоком уровне. В клубе, как в организации, нужно более профессионально ко всему относиться. Прежде всего, это касается раздевалки, хотелось бы ее обустроить. Ребята достаточно времени проводят там, это, можно сказать, их второй дом, поэтому мне бы хотелось, чтобы они чувствовали себя там комфортно и проводили в ледовом больше времени, занимались самостоятельно.

- Наверное, до своего назначения вы мало знали об игроках «Бреста». На кого планировали опираться в качестве лидеров, и справились ли эти люди со своей задачей?

- В первую очередь, конечно, на опытных ребят, на тех, кто постарше. В любой лиге, в любой команде без хорошего примера, без опытных игроков очень тяжело достичь какого-то результата. Я остался доволен возрастными игроками. Они действовали как лидеры, вели команду за собой во многих матчах.

- Вы пришли в «Брест» по ходу сезона, и, как сами сказали в одном из интервью, привнесли в работу хоккеистов много нового. Можно ли связывать именно с этим некоторый спад в игре команды сразу после вашего назначения?

- Не то, чтобы я привнес много нового. Но мы начали по-другому проводить анализ соперника, по-другому готовиться к играм. Не думаю, что спад в игре связан с этим. Скорее всего, ребята просто притирались ко мне, а я к ним. Было тяжеловато, ведь перед назначением я успел посмотреть только одну игру «Бреста», мне нужно было время, чтобы понять, кто на что способен.

- Среди новшеств, которые вы привнесли в работу хоккеистов, был курс тренировок на катание с Дмитрием Астапенко, работавшим с игроками НХЛ и КХЛ. На что были направлены эти занятия?

- На технику катания, контроль шайбы на скорости – это то, чем в летний период занимаются все профессиональные хоккеисты. Для ребят эта работа была новой и интересной. Хотелось бы, чтобы они занимались именно катанием как можно больше, это очень полезно. Во многих клубах НХЛ тренеры по катанию работают с хоккеистами и в течение всего сезона.


- После первой игры под вашим руководством (с U18, «Брест» проиграл 1-3 – прим.) многие болельщики негативно реагировали на ваше назначение. Как воспринимаете такую критику?

- Считаю, это нормально, когда болельщики заслуженно критикуют по игре, по другим моментам. Но 90 процентов того, что пишут в интернете, – это негатив. Поэтому комментарии я не читаю. Сам понимаю, когда мы сыграли из рук вон плохо.

- В «Бресте» достаточно опытных игроков, которые могут решить вопросы в большинстве, однако в этом компоненте у команды по ходу сезона случались проблемы. Игра в неравных составах зависит от тренерских указаний, или это исключительно вопрос мастерства?

- Это комплексная работа. Мы вместе разбираем соперника. Тренеры могут дать какие-то подсказки и наставления о том, как улучшить игру в неравных составах. Но именно от ребят, от их мастерства зависит, как они воспримут информацию и как ей воспользуются. В принципе, игрой в большинстве я остался доволен. Мы создавали хорошие моменты и играли качественно, даже когда не забивали.

- Стабильной игры у команды по ходу сезона не получилось. С чем, прежде всего, вы это связываете?

- У нас очень много молодых игроков, ребята не могут пройти ровно весь сезон. В некоторых моментах, когда мы, к примеру, проигрывали или выигрывали в одну шайбу, не хватало именно опыта, чтобы довести игру до победы или сравнять счет. Плюс мы допускали много индивидуальных ошибок.

- До середины февраля еще не было ясно, кто заполучит путевки в переходный турнир. Чего не хватило «Бресту», чтобы попасть в двойку лучших команд экстралиги «Б»?

- Есть один момент – называется самоотверженность. По-моему, это очень важное качество для любого хоккеиста. В этих играх, да и вообще по ходу чемпионата мы блокировали очень мало бросков. «Брест» – одна из худших команд экстралиги «Б» по этому показателю, а от него зависит очень многое. Самоотверженности не научить, она должна быть у хоккеиста в крови.

- Когда вы пришли в команду, многие узнали о том, что в «Бресте» есть два хороших вратаря.

- Оба сыграли здорово. В первой половине чемпионата больше доверяли Артуру Малкову, но для меня очень важно отношение к работе не только на играх, но и на тренировках. Я заметил, как здорово Игорь Петренко работает, как выкладывается на тренировках, поэтому начал давать ему шанс. Могу с уверенностью сказать, что Игорь этим шансом воспользовался и здорово провел вторую половину сезона, он не раз выручал команду в сложных ситуациях.

- Назовите самый удачный, по вашему мнению, матч «Бреста».

- Их было несколько. Мне очень понравились две последние домашние игры с Оршей. Да, мы уступили, но ребята старались и играли на очень высоком уровне. Естественно, памятной стала долгожданная победа над «Могилевом» дома. Ребята показали, что могут хорошо играть против лидеров, достойно обыгрывать и радовать болельщиков и тренеров.

- Есть ли игроки, выступление которых стало для вас приятной неожиданностью?

- Меня приятно удивили возрастные игроки «Бреста». Радует и то, что молодые брестские воспитанники не затерялись в основной команде.


«Сложилось впечатление, что экстралига «Б» принадлежит сама себе»

- На матчи «Могилева» в среднем приходит 1000 болельщиков. В Бресте это число в разы меньше. Единственный аншлаг наблюдался, когда вы бросили вызов болельщикам и пообещали сыграть за команду, если соберется полный стадион. Как думаете, что нужно сделать, чтобы привлечь зрителей на трибуны?

- Хорошей и красивой игрой мы сможем привлечь немного больше болельщиков. Но, мне кажется, во время и после матча должно быть какое-то шоу. Мне в этом плане нравится, как работают в «Каролина Харрикейнс» в НХЛ. После каждого хоккейного матча ребята устраивают для болельщиков настоящее шоу. Думаю, какие-то такие акции можно устраивать и в Бресте. Чтобы люди знали, что даже при неудачной игре после матча их ждет что-то красивое и авторское.

- В своей профессиональной деятельности вы постоянно совершенствуетесь, ездите на семинары для тренеров в Северную Америку, Европу. А есть ли такой тренер, который оказал на вас наибольшее влияние?

- Как раз когда приехал в Брест, начал размышлять на эту тему. И пришел к выводу, что от каждого своего тренера взял что-то особенное. Если называть фамилии, то это Сергей Светлов, Алексей Кудашов, конечно, Вячеслав Быков.

- Вы относите себя к тренерам демократического или авторитарного склада?

- Касаемо тренировочного процесса отношу себя к тренерам авторитарного склада. Люблю дисциплину во время тренировок и могу даже прикрикнуть, если кто-то филонит. В подходах к игре и в самих матчах стараюсь быть более демократичным. Это игра, здесь есть место импровизации, и я не хочу ставить хоккеистов в какие-то жесткие рамки и заставлять играть по системе. Соперник ведь тоже может перестроиться, и ребята с подсказкой тренерского штаба должны на это среагировать.

- Что вы обычно говорите в раздевалке, когда команда проигрывает? Что-то философское или, возможно, кричите?

- Все зависит от игры и от причин, по которым мы проигрываем. Если честно, я не люблю кричать в раздевалке. Единственный раз дал волю эмоциям после второго периода в Могилеве, когда мы безобразно сыграли, упустили преимущество. Там, естественно, нужна была какая-то встряска для ребят.

- В чемпионате Беларуси «Бресту» не удалось занять лидирующие позиции. Какие задачи ставились на Игры развития? Насколько нужно, по вашему мнению, такое продолжение сезона?

- В играх развития все игроки получили игровое время и в большинстве, и в меньшинстве. Мы подтянули молодежь из фарма и дали отдохнуть нашим лидерам. Мне кажется, было бы намного интереснее, если бы в экстралиге «Б» тоже был плей-офф. Верю в то, что именно в играх на вылет проверяется истинное мастерство и уровень игрока.

- Очень многие сейчас высказываются о делении экстралиги. Каково ваше мнение? И по силам ли «Бресту» играть в высшем дивизионе?

- Конечно, мне хотелось бы, чтобы команда играла в экстралиге «А». Мне кажется, если будет финансирование, это возможно. Касаемо деления чемпионата, здесь есть плюсы и минусы. Соглашусь, проходных матчей стало меньше и в экстралиге «А», и в экстралиге «Б». Деление имеет место быть, но мне бы хотелось, чтобы ко второму дивизиону было должное отношение. Это касается календаря, судейства и организации матчей в целом. В этом сезоне у меня сложилось впечатление, что лига принадлежит сама себе, на нас просто не обращали внимания.


«Мои дети заставляют улыбаться даже в самый обычный день»

- Давайте немного отойдем от хоккейной темы. 12 февраля в вашей семье произошло радостное событие – вы стали многодетным отцом. Расскажите о своих эмоциях после рождения сына.

- Абсолютное счастье и эйфория! Все эмоции от хлопот с малышом переживаем с женой как в первый раз. Когда родился третий сын, я стал еще больше ценить время, проведенное со старшими мальчишками. Для меня моменты рядом с семьей бесценны. Мои дети заставляют улыбаться даже в самый обычный день. Я счастлив быть многодетным отцом.

- В одном из интервью вы желали себе дочку… Все впереди?

- Не знаю, согласится ли жена родить еще одного ребенка :)

- Насколько я знаю, ваши сыновья не занимаются хоккеем. Не обидно ли вам? Наверное, любой хоккеист хотел бы, чтобы и его дети пошли по стопам отца.

- Я много играл в России и видел, как там работают с детьми. У мальчишек просто нет детства, они по шесть раз в неделю усердно занимаются на льду. Мне кажется, после таких тренировок просто отпадает желание заниматься хоккеем. Считаю, что задача любого тренера сделать так, чтобы ребенок сам захотел тренироваться. Я не нашел такого специалиста, к которому мои дети ходили бы с удовольствием. Проехав по городам Беларуси, еще раз понял, что не жалею, что сыновья не занимаются хоккеем.

Текст: Полина Корсакова