Рикард Гренборг: сборная России – главный фаворит ЧМ. Без вопросов. Но Швеция тоже обладает большим потенциалом
Россия
– Любопытно, что вы думаете о нынешней сборной России.
– Ох, это удивительная команда. Сборная России уже достигла больших успехов – в том, чтобы заполучить в свои ряды одних из лучших игроков мира. И россияне – главный фаворит в борьбе за золото. Без вопросов. С другой стороны, мы, скажем так, тоже обладаем большим потенциалом. И, кстати, очень ждем последнего матча в группе – против России. Потому что он станет мерилом. По его итогам будет понятно, на что мы способны.
– Есть мнение, что тренировать звезд и, тем более, суперзвезд, которых хватает в сборной России, куда сложнее, чем игроков среднего калибра. Вы с этим согласны?
– Выбирая между звездой и средним игроком, я всегда выберу звезду. Потому что звезда дает тебе куда больший шанс на победу. Конечно, есть сложности. Самое сложное – найти каждому роль, в которой он будет органичен. Но если тебе это удалось – становится намного легче. И работать, и побеждать.
– По-вашему, что выйдет на первый план в матче с такой вот Россией?
– Во-первых, желательно вообще не давать этой команде возможности выходить в большинстве. Потому что у России невероятные спецбригады. Во-вторых, желательно сохранять высокую плотность в зоне защиты. А у нас очень крутая линия обороны, которая способна эту плотность выдержать. По крайней мере, я надеюсь на то, что она померяется силами с мощью российской атаки. В то же самое время мы рассчитываем на то, что проведем больше времени в зоне нападения – у ворот сборной России, и потому что мы на это способны, и потому что, на мой взгляд, это принесет нам успех.
– То есть собираетесь играть в атаку против России?
– Без атаки против такой России делать нечего.
– Кто является вашим любимым российским игроком?
– Ох... Я всегда восхищался Дацюком. Как он понимает игру – это что-то с чем-то. А если мы перенесемся немного назад – в прошлое: Макаров, Крутов, Ларионов – Игорь вообще великий хоккейный ум. В детстве восторгался Харламовым и Петровым. Честно скажу – я большой поклонник российского хоккея.
– А если взять нынешнюю сборную России?
– Да она прямо вся крутая. Взять Овечкина, а его трудно не упомянуть, учитывая, сколько лет подряд он колотит шайбу за шайбой. И при этом готов втыкаться в каждого. Малкин – элитный центральный. Кучеров – уф, просто невероятен. Я очень жду матча с Россией, чтобы насладиться им.
– Вы ведь наверняка отметили для себя связку Гусев – Кучеров.
– Да, это прямо волшебство. Не упомянул Гусева, чтобы не перечислять весь состав. Но Никита великолепен. Какой гол они с Кучеровым придумали – вау. И ведь до этого у них был выход «два в одного», до этого – «три в два», и они там тоже «начертили», не забили просто. Удивительно видеть такое. Как уже говорил, я – большой поклонник российского хоккея, особенно – вот таких проявлений. Эдакий фристайл (Гренборг употребил словосочетание free flow. – Прим. автора). И в своих командах я всегда старался внедрять похожие вещи. Чтобы игроки отталкивались от ситуации, обостряя игру, а не исходили из установок. Чтобы они были вовлечены в игру как таковую. И именно что играли. Русские хоккеисты – они ведь этим очень сильны. Мы бы хотели быть столь же сильны в этом, как и они.
Швеция
– К вам едет Габриэль Ландескуг. С кем в тройке вы его видите?
– Во-первых, это по-настоящему крутая новость для нас. Во-вторых, он настоящий лидер. Силовой форвард, который добавит нам мощи. У нас хватает нападающих, полагающихся на мастерство, а вот силовых недостает. Подобного рода игроки – важны как элемент успешной команды в современном хоккее. У нас уже есть Хернквист, который здорово работает на чужом пятаке, теперь будет еще и Ландескуг, тоже прекрасно с этим справляется.
– Как раз хотел вас спросить: прошлогодняя чемпионская команда была едва ли не самой жесткой и злой сборной Швеции на моей памяти. А нынешняя, на мой взгляд, куда мягче.
– Вот поэтому нам и нужен был Ландескуг. Он именно жесткости и мощи нам добавит. У нас и так достаточно злая команда, но Габриэль – один из лучших силовых нападающих в мире. Он идеален в этой роли, как вы могли убедиться по матчам «Колорадо». Не думаю, что найдется хоть кто-то, кто мог бы его затолкать или перетолкать. Кроме того, у нас есть Хернквист, есть Адам Ларссон – эти и некоторые другие ребята привыкли рубиться с кем бы то ни было. Они не сломаются, когда дело запахнет жареным, когда сломается грань между жестким и грязным хоккеем. И будут готовы отвечать тем же. Так что не беспокойтесь за нас.
– Поставите ли вы его к Элиасу Петтерссону? И почему Элиас пока выглядит не лучшим образом, постоянно себя при этом критикуя?
– Я не согласен с вами по Элиасу. Он все равно набирает очки. Просто пока не забивает. Именно поэтому он и вышел сегодня на лед (он был единственным из уже сыгравших на чемпионате мира шведов, пришедших на тренировку, и покинул лед последним – после Йона Клингберга и Филипа Хольма, которых должны вскоре дозаявить. – Прим. автора) и работал над броском. И это многое о нем говорит, о его внутреннем духе соревновательности: ему недостаточно быть просто «в порядке», он хочет быть абсолютно лучшим. А если ты хочешь быть лучшим – должен много и упорно работать. Он постоянно показывает, что готов к этому, вот и сегодня показывает. И здорово заряжен на следующий матч. Так что ждите от него голов. Очень, конечно, интересный молодой человек и по складу ума, и по своим навыкам, и, особенно, в том, как сильно он хочет стать лучше и соревноваться со всеми во всем.
– Петтерссон – один из 17 чемпионов мира в вашем составе. После двух побед на ЧМ подряд – таким ли желанным будет третье золото?
– Если вы думаете, что нас каким-то образом подкосит давление, потому что от нас ждут только победы – сильно ошибаетесь. Если ты представляешь сборную Швеции – должен быть готов к абсолютно любому уровню давления. По мне – это совершенно новое путешествие с совсем другой командой. Отличающейся от тех, что были в Кельне или Копенгагене. Но такой же крепкой и несгибаемой. Пока, впрочем, не выигрывавшей чемпионат мира. Чемпионы мира у нас есть, но совместно – я имею в виду всех 25 игроков – они золото не брали. Именно это для нас и является вызовом. А то, что год или два года назад побеждали – не важно. Другие команды в других ситуациях, других обстоятельствах.
КХЛ
– Я слышал, что у вас было по меньшей мере одно предложение из КХЛ. Так ли это?
– Скажем так, переговоров с клубами КХЛ у меня не было. Какие-то разговоры разве что.
– Жаль.
– Почему?
– Интересно было бы на это посмотреть.
– Я выбрал «Цюрих», потому что предложение швейцарского клуба было самым конкретным из всех, которые у меня были. Вел переговоры с клубами НХЛ, были разговоры с клубами КХЛ, но никакой конкретики во всем этом не было. Весь менеджмент «Цюриха» специально прилетел ко мне, устроил мне презентацию. Меня это очень заинтриговало. Тем более что это отличный клуб с прекрасной организацией. Что меня больше всего прельстило – их в принципе не устраивает условно второе место. Для «Цюриха» существуют только победы. Ни на что другое они не согласны. И такие ожидания руководства, ожидания болельщиков – мне очень понравились. Мне такое по душе. Может быть, следующим моим местом работы будет клуб КХЛ. Если я получу хорошее предложение. Но тогда этот клуб должен ставить такие же цели и соответствовать им.
– Когда узнал, что вы перешли в «Цюрих», сразу подумал, что вы идете по стопам Боба Хартли и Марка Кроуфорда. Они поработали в этом клубе, а затем – в их случае снова – получили работу в НХЛ. Или я не прав?
– В первую очередь меня привлекло, что это отличный клуб с большими традициями и ожиданиями. Либо я преследую высокие цели, либо лучше даже не браться за работу. Ну и – жизнь в Швейцарии привлекла тоже. Убедить жену переехать в Цюрих было не трудно, ха-ха. Будь это какой-то другой город – пришлось бы куда сложнее. А о примерах Хартли и Кроуфорда и дороге в НХЛ я даже не думал.
– Почему, на ваш взгляд, в НХЛ нет ни одного европейского главного тренера? Да и Иван Глинка с Алпо Сухоненом довольно быстро ее покинули.
– Мне самому интересно, при том, что меня много раз об этом спрашивали. Работая главным, я противостоял русским, чешским, финским, швейцарским тренерам. И я точно знаю, что в этих странах есть очень сильные специалисты, ничуть не уступающие канадским и американским. По-моему, НХЛ давно пора обратить внимание на европейских тренеров.
– А почему в КХЛ нет ни одного шведского тренера?
– Об этом вам лучше спросить генменеджеров клубов КХЛ. Континентальная лига – хороша. По-настоящему сильная лига, уступающая только НХЛ. И я надеюсь, что однажды смогу там поработать.
Источник: «Спорт-Экспресс»