Михаил Захаров: в ближайшие два-три года белорусский хоккей пойдет вверх
По завершении исполкома ФХБ Михаил Захаров держал ответ перед журналистами. Во время разговора было затронуто много тем, касающихся его новой должности. На все из них Михаил Михайлович постарался ответить в меру своей осведомленности.
- Поздравляем с назначением! Что скажете, что чувствуете? Много работы предстоит сделать.
- Работы действительно много. Чемпионат мира в 2021 году будет проходить в Минске, мы много общались с коллегами, сейчас наш хоккей забуксовал, нет хоккеистов уровня Калюжного, Грабовского, Кольцова, Костицыных. Но несмотря на это, будем работать и идти дальше. Руки никто не опускает, задачи есть, и мы можем их выполнить вместе с тренерами и федерацией. Когда станем одним целым – эти задачи будут по силам.
- Вы упомянули чемпионат мира в Минске. Значит ли, что с вами заключен контракт до этого турнира?
- Да. Я заключил контракт на два года. Сегодня мы хорошо пообщались, в ближайшие два-три года хоккей пойдет вверх. У нас уже есть наработки, все тренеры готовы помочь.
- Кто будет входить в штаб сборной?
- Сегодня мы это не обсуждали. В любом случае все решения будем принимать вместе с тренерским советом. Не будет такого, что «я хочу этого, а от этого отказался». Мы должны вместе обсудить этот вопрос, но в сборной должны быть только лучшие тренеры.
- За счет чего наш хоккей должен пойти вперед, как вам кажется?
- За счет работы детских школ. Я поговорил с Геннадием Геннадьевичем [Савиловым], и у него цель, чтобы в стране не только «Динамо» и «Юность», но и «Гомель», «Неман» подтягивали свои школы, а позже играли своими воспитанниками.
- Это в долгосрочной перспективе. А как мы можем спрогрессировать к Минску-2021? У вас есть план?
- План есть, но он пока не обсуждался. Только назначение произошло, я же не могу сразу начать разговаривать с руководителями, с хоккеистами. Сегодня мы больше говорили не о новом главном тренере для сборной, а о том, как будем развивать хоккей в стране.
- Будете ли думать о натурализации?
- Ну, я вам так скажу: в сборной Казахстана 14 хоккеистов натурализованных: два русских вратаря, один швед, канадцы, американцы. Что касается сборной Беларуси, пока ответить на этот вопрос я не могу. Но на сегодняшний день нам бы не помешала натурализация, так как пока школы наши забуксовали. Все области должны воспитывать игроков для сборной. Сегодня две из них вообще не представлены в экстралиге «А»: Витебская и Брестская. Ни одной команды, это плохо.
- «Динамо» будет базовым клубом?
- Надо подождать. Этот вопрос не только ко мне – надо поговорить и с Дмитрием Басковым. В прошлом году сборная Беларуси выполнила задачу и вышла в элиту, но хоккеисты минского «Динамо» не забросили ни одной шайбы. Забрасывали только ребята из чемпионата Беларуси и «легионеры».
Пока сложно говорить о минском «Динамо» – для начала мне нужно переговорить с его руководителями. Сейчас они в Риге на предсезонном турнире.
У «зубров» есть своя задача – попадание в плей-офф. Ее нужно выполнять. У «Динамо» есть свой регламент – пять легионеров. Русские ребята не будут считаться легионерами. Слышал, что они собираются взять кого-то из России – и это правильно. Мы не можем отказать русским хоккеистам, потому что наши игроки в этой стране не считаются легионерами. Мы должны играть по одним правилам.
- Будете совмещать посты в сборной и «Юности»?
- Да. Считаю, что тренер не должен работать только со сборной. Когда ты работаешь в таком режиме, понижается КПД, появляется расслабленность – это неправильно.
- Какую задачу поставили перед сборной на этот сезон?
- Давайте вопросы о задачах лучше адресуем руководителю ФХБ. Ее должен озвучивать Геннадий Геннадьевич [Савилов].
- У вас были сомнения по поводу того, браться за это дело или нет?
- А как не браться? Надо хоккею помогать. Не самый хороший вопрос.
- Многие считают эту должность «расстрельной».
- Конечно, будет тяжело. Все признают, что хоккей находится в проблемном состоянии. Это не только мои слова. Могу с уверенностью сказать, что через 4-5 лет в Беларуси будет хоккей.
- «Отказники» при вас вернуться?
- А кто у нас «отказники»? Не знаю, откуда у вас такая информация – она не соответствует действительности. Я не знаю, откуда все это пошло и кто это муссирует. Я смотрел расширенный состав перед последним чемпионатом мира – ни одного отказника там не был. Стась был готов приехать, но помешала тяжелая травма. У Коробова спину прихватило. В голову Стасенко шайба попала. Все ребята были готовы приехать, но не позволили травмы. Я еще не слышал, чтобы кто-то от паспорта отказался.
- Владислав Кодола сыграл за олимпийскую сборную России...
- Он-то сыграл, но это было неофициальное соревнование. Он может и за нас играть. Гальченюк тоже выступал в свое время за сборную России. Отказником считается только тот, кто сыграет за чужую команду на чемпионате мира. Кодола сыграл – хорошо. Проверили его там.
- У вас были не самые простые отношения со спортивным директором ФХБ Владимиром Бережковым. Сработаетесь?
- Я не помню такого. Наверное, я просто говорил то, что думал. И сейчас скажу то же самое: я не считаю, что у нас плохие отношения с Бережковым. Возможно, мы просто по-разному обсуждали одинаковые темы: у него была своя точка зрения, у меня – своя.
- Вы критиковали ФХБ, федерация также делала нелестные заявления в ваш адрес. Будет ли единство теперь?
- Это вопрос к федерации. Я находил общий язык со всеми, с кем работал. Стараюсь работать не на себя, а на белорусский хоккей.
Мы посчитали: в «Динамо» на просмотре 10 хоккеистов из «Юности». Ничего страшного. Вчера нам позвонили: они еще хотят забрать. Не вопрос.
- Президент страны уже знает о вашем назначении?
- Не знаю даже. Он на работе сейчас. Думаю, не знает.
- Как считаете, он обрадуется?
- Этот вопрос надо ему задавать. Как я могу отвечать за Александра Григорьевича? Давайте не про политику, а про хоккей.
- Что нужно в первую очередь сделать, чтобы в 2021 году сборная выступила хорошо на домашнем чемпионате мира?
- Работать, работать и еще раз работать. Два года есть. Больше всего волнует вратарская позиция. Нет первого номера – все остальное я примерно вижу. Не будет вратаря – будет очень плохо. Лучшие вратари в истории сборной Беларуси – не белорусы.
- Где будем искать голкипера?
- Время есть – будем искать. Нашли же казахи трех вратарей.
- Будете ли как-то использовать наработки вашего предшественника?
- Я готов пообщаться. У меня всегда были хорошие отношения с Сидоренко. Я спросил у Бережкова, как у него сегодня дела обстоят. Парень ведь работал – и работать умеет. У меня с ним хорошие отношения – вот у него со мной не очень. Зря он обижался, что состоялась серия «Динамо» против сборной экстралиги. Всем понравилось – все игроки были только «за». У кого ни спрашивали – все так отвечали. Лисовец, Хенкель, гродненские ребята. Даже отец Крыскина приходил и благодарил, что такой матч состоялся.
- Калюжный, Грабовский, Пушков – неплохой мог бы получиться штаб?
- Неплохой. Но тут в первую очередь мы берем по рейтингу тренера, а не игрока. Тому же Мише Грабовскому нужно еще поработать на тренерской должности, чтобы доказать свою состоятельность. Хотя хоккеист он был великолепный, всем все доказал.
А ведь есть у нас еще Кольцов. Чем он хуже? А Стась, а Хмыль?
- Но из тренерского штаба «Динамо» надо будет кого-то внедрять в тренерский штаб сборной.
- Мы будем внедрять кого-то из «Динамо» тогда, когда посмотрим, сколько хоккеистов из «Динамо» попадет в сборную. Потому что на последнем чемпионате мира «зубры» не выполнили задачу, которую перед ними ставили. Именно в статистическом плане. За сборную будут играть хоккеисты, которые заслужили.
- Вам не удалось попасть в минское «Динамо».
- Это все не ко мне. Все вопросы по «Динамо» задайте Баскову. Мне про этот клуб вопросы не задавайте.
- Возможно, должность тренера сборной – это своеобразная компенсация?
- Не знаю. Компенсация? :) Не очень интересный вопрос. У минского «Динамо» есть тренеры – не надо их обсуждать. Это не мое. Я работаю там, где работаю. Неэтично обсуждать мое место в минском «Динамо», когда я от вас в первый раз об этом слышу.
- Какое выступление сборной Беларуси на домашнем чемпионате мира можно будет признать успешным?
- В каждом матче боремся, не сдаемся и не опускаем руки.
- А если говорить про итоговое место?
- Конечно, хотелось бы повыше.
- Медали? Плей-офф?
- Через 10 лет медали будут. А в Минске будем стараться подняться как можно выше. Когда объявят задачу, тогда и будем ориентироваться. Пока никакие задачи не обсуждались. Пока даже контрактов нет – просто состоялся разговор. Надо засучить рукава и работать 24 часа в сутки. Федерация понимает проблему и работает над ее устранением. И я уверен: через пять-шесть лет будет результат. И неважно, кто будет во главе сборной. Это однозначно.
- Почему в белорусском хоккее так мало сильных хоккеистов?
- Потому что работает одна школа – «Юность». Вот и все.
Текст: Вадим Кнырко