«Есть голевое чутьишко. Но он может лучше». 19-летний Александр Скоренов решает исходы, хотя год назад не пробился на МЧМ

Hockey.by знакомится с бомбардиром «Гомеля», «у которого есть дар, но его нужно развивать».

19-летний Александр Скоренов выбился в число лучших бомбардиров «Гомеля». Воспитанник клуба осваивается в роли лидера и привыкает решать исходы матчей. В том числе и с такими соперниками, как «Юность», которую «рыси» недавно обыграли дважды за три дня. Юный форвард в этих встречах сыграл не только результативно, но и эффектно, чем и обратил на себя внимание. А еще он получил вызов в ноябрьский тренировочный лагерь сборной Беларуси, которой на этой неделе предстоит участие в турнире в Латвии. Hockey.by ближе знакомится с нападающим и рассказывает о молодом таланте подробнее, заодно запросив на него характеристику у главного тренера гомельчан Сергея Стася.


Александр Скоренов часто выходит на лед в стартовом звене вместе с опытными партнерами Ильей Серегиным и Александром Семочкиным и смотрится на их фоне очень уверенно, не боится креативить. У него уже 12 (7+5) очков в 21 матче, больше в команде только у 30-летнего россиянина Серегина (8+6).

«Он может лучше»

- Уверенность появляется, когда забрасываешь и помогаешь команде побеждать, а не от того, что выходишь на лед в стартовом звене, - говорит Александр Скоренов. - После каждого успешного матча растет вера в то, что мы можем выигрывать, берешь на себя инициативу и пытаешься влиять на исход матча.

Для меня нет разницы, в каком по порядку звене выходить. Главное, чтобы команда выигрывала. Когда наше сочетание стало выходить стартовым, тренер не акцентировал на этом внимание, просто назвал состав и все. Ни волнения, ни дополнительного давления по этому поводу не ощущал. Прибавилось разве что еще больше желания проявлять лидерские качества. Тренеры не запрещают импровизировать в зоне атаки. Но в обороне и средней должен действовать строго.

Главный тренер «Гомеля» Сергей Стась подтверждает, что не препятствует проявлению индивидуальных качеств, если это не во вред команде и человек знает, когда это можно сделать, а когда нельзя.

- Игра на игру не приходится, но то, что он одаренный и талантливый парень – тут нет вопросов, - отмечает специалист. - Это нападающий, который умеет обыграть один в один, причем на ровном месте. Может сделать это интересно, нестандартно. Красивые шайбы может забрасывать. Есть и голевое чутьишко, и чувство дистанции при обыгрыше защитника.

Насколько я слышал, этими качествами он отличался и в более юном возрасте. Значит, это уже скорее не приобретенное, а в крови у него с детства.

Для себя я отметил, что это талантливый парень, у которого есть дар, но его нужно развивать.

Прибавилось ли у него уверенности прямо по ходу нынешнего сезона? Знаете, он может лучше. Это показала и концовка прошлого сезона. Жду от него еще более уверенной и результативной игры. Есть еще у парня потенциал.

Тренер «рысей» также вспомнил, как сформировалась тройка Скоренов – Семочкин – Серегин и пояснил, что в его команде нет деления звеньев по значимости.

- Я бы не назвал это звено первым. Вообще не провожу в нашей команде такой градации. У нас в стартовой тройке иногда выходит мальчик 2001 года рождения Нассер Субхи. Есть четыре звена, и они равнозначные. На один матч стартовым может быть одно сочетание, на следующий – другое. Но у тех, кто начинает игру, нет статуса первого звена.

Скоренов и Семочкин прошлый сезон заканчивали вместе. Я понимал, что им нужен скоростной леворукий нападающий, который добавит движения, быстроты, чтобы поддержать Скоренова.

Семочкин – работяга, трудолюбивый парень, человек-диспетчер, который может «разбросать». Ему нужны были два быстрых нападающих. И так вот мы и слепили это звено.

В начале сезона у нас была тройка россиян Кокшаров – Тополь – Серегин. Но потом я решил их разбить, чтобы добавить больше движения. Не во всех играх, но это решение себя оправдывает.

«В ближайшие год-два будет кандидатом в сборную. Думаю, и минское «Динамо» может обратить на него внимание»

За одним из матчей с «Юностью» в Гомеле с трибун следил Михаил Захаров. Скоренову удалось здорово себя проявить, но при этом он признался, что сразу не знал о том, что за встречей наблюдает главный тренер сборной Беларуси.

- Перед игрой мне сообщили, что вызвали в тренировочный лагерь сборной, - говорит форвард. - Я порадовался, но не зацикливался на этом. Выходил на лед, как в любом другом матче, делал то, что умею, выполнял указания тренера. А о том, что Захаров на трибунах, узнал только в середине игры. Но на моих действиях это никак не отражалось. За несколько дней до вызова наш главный тренер Сергей Стась подошел ко мне и сказал, что рекомендовал меня штабу сборной. Но тогда еще не было известно, вызовут меня или нет. Просто продолжал работать в прежнем режиме.


Летом Скоренов впервые побывал в кэмпе национальной сборной, которым руководили Михаил Грабовский и Павел Перепехин, там было очень много ребят, и юный хоккеист увез оттуда много положительных эмоций.

- Если честно, назначению Михаила Захарова в сборную удивился. Все-таки он все время работал в «Юности», а потом – бац, и этот клуб больше не тренирует... Не думал тогда, что уже в ноябре меня пригласят в тренировочный лагерь национальной команды.

Лично с Захаровым Скоренов не знаком. А рекомендацию в сборную нападающему дал тренер «рысей» Сергей Стась. Хотя в юниорскую игрок даже в кандидатах не ходил, а в молодежную на прошлый чемпионат мира не пробился.

- Сколько людей, столько мнений. Может быть, не подходил под схемы тренера и его концепцию, - предположил Сергей Стась. - Я наблюдаю за Скореновым с прошлого года и вижу, что парень добавляет. И, повторюсь, он может играть лучше. Он молодой. Вижу в нем потенциал. В ближайшие год-два будет кандидатом в национальную сборную. Думаю, и минское «Динамо» может обратить на него внимание. Но, конечно, есть моменты, в которых ему нужно добавлять. И мы постоянно с ним говорим об этом, конечно.

Моя дверь в тренерской всегда открыта, и любой хоккеист может зайти и поговорить, обсудить, что его волнует. Может спросить, в чем ему прибавить или узнать, как я вижу ту или иную ситуацию. А как по-другому? Считаю, коммуникация между хоккеистами и тренером должна быть. Мне кажется, что спортсменов это раскрепощает, они стараются выполнить то, о чем их просят. Это ведь не дело, когда игрок ходит и не понимает, что происходит. А тренер при этом свои требования не доносит. И тогда оба - на разных волнах, и пользы от этого никому нет.

«Теперь от меня ждут уже чего-то большего» 

Рассуждая о том, чем нынешний сезон отличается от прошлых, Александр Скоренов отмечает, что стал взрослее.

- Не первый год в экстралиге уже играю. Опыт появляется. Чувствую, что с возрастом легче становится играть на таком уровне. Да, теперь от меня ждут уже чего-то большего, чем в первый год, когда я был моложе. Чувствуешь ответственность, это заставляет выкладываться по-максимуму, где-то взять игру на себя. Но вообще лишними мыслями голову стараюсь не забивать, стремлюсь приносить пользу команде, - поясняет форвард.

После серии неудачных матчей Сергей Стась был недоволен и жестко прошелся по хоккеистам на пресс-конференции, намекнув на то, что с некоторыми опытными игроками может расстаться.

- Мне кажется, это своего рода стимул был, мотивация, - считает Скоренов. - Чтобы кто-то задумался над своей игрой. Тренеру ведь, как и нам, тоже хочется, чтобы команда побеждала. Вот решил взбодрить хоккеистов. И со временем дела ведь пошли на лад. Думаю, наша предсезонная работа стала приносить результат.

Сергей Стась пришел на место Олега Хмыля в «Гомель» по ходу прошлого сезона.

- Перестроиться было непросто, - признается Скоренов. - Все-таки очень разные системы. У Олега Хмыля был более оборонительный хоккей, у Сергея Стася – агрессивный, атакующий. Но в то же время нельзя забывать и про защиту. Отсюда разница и в построении тренировок, в подготовке к матчам.

Наш тренер доверяет молодежи. Тот же Нассер Субхи в свои 18 лет получает много времени. Парень показывает очень хорошую игру для своего возраста, отрабатывает, играет на команду. Молодец! Я знаю, его вызвали в молодежную сборную. Считаю, что он достоин попасть в состав на МЧМ в Минске, хотя и моложе многих парней. Если он объективно сильнее – то почему нет! Да и физически он крепкий парень

«Хотел сыграть на молодежном чемпионате мира, горел этой мыслью. Мне просто пожали руку, поблагодарили за работу»

Первую половину прошлого сезона Скоренов провел в экстралиге «А» в составе молодежной сборной Беларуси. Был лучшим бомбардиром, но в состав на чемпионат мира, к удивлению многих, не попал, угодив под последний отсев.

- Тренеры не объяснили свой выбор. В ведущих звеньях они сделали ставку на других ребят, посчитав, что их лидерские качества будут нужнее. А в третью-четвертую тройки я, наверное, не подходил. Но это только мои предположения. На самом деле, здесь может быть много факторов. Конечно, хотел бы знать, по каким критериям не прошел в состав, над какими недостатками надо поработать. Но тогда был настолько расстроен, что даже не стал ничего спрашивать. Мне просто пожали руку, поблагодарили за работу. Я тоже сказал спасибо, и на этом разошлись. Никаких обид, - уверяет форвард.

После возвращения из «молодежки» он переживал с недельку, а потом в конце декабря поехал в Гомель, стал помогать команде.

- Это жизнь. Хотел, конечно, сыграть на чемпионате мира, горел этой мыслью. Но рассудил так, что есть кто-то сильнее меня и решил, что надо работать еще больше. Пожелал ребятам удачи, смотрел матчи, переживал за сборную. Но не примерял на себя на чью-то роль. Знаете, можно много говорить, что я бы там сыграл лучше, забил бы больше. Но никто не знает, как оно оказалось бы на самом деле.


Александр Скоренов так и не съездил ни на юниорский, ни на молодежный чемпионат мира.

- На юношеские меня вообще никогда не было даже в числе кандидатов. И я сам понимал, что есть парни посильнее. Вот в «молодежку» меня уже рассматривали. Сначала Юрий Александрович Файков в команду по 1998 году вызывал. И даже на турнир съездил, вроде неплохо себя показал, но в состав на ЧМ не прошел. А по прошлому вы уже все знаете. Теперь буду пробиваться в национальную сборную. Почему нет?

«В детстве непонятно, кто вырастет в хоккеиста, а кто – нет»

- В детстве далеко не всегда был на ведущих ролях, - вспоминает форвард. - Там тоже многое зависело от того, как решит тренер. Если он видит тебя лидером, будешь играть. Если нет – не играешь. Даже в детских командах у каждого тренера свое видение хоккея, свои схемы, и приходится под них подстраиваться. Ну и еще скажу такую вещь, что в детстве непонятно, кто вырастет в хоккеиста, а кто – нет. У кого есть желание работать, тот рано или поздно добьется результата.

Первым тренером был Владимир Владимирович Потапов. Ставил меня на коньки, очень многое дал нам. Чемпионами при нем, по-моему, четыре раза становились по своему возрасту.

Потом был Добья Андрей Георгиевич. Тоже хороший тренер и психолог. Сейчас он в Жлобине вроде работает.

В юниорском хоккее попал к Андрею Александровичу Андриевскому. А во взрослую команду меня уже подтянули Андрей Владимирович Пчеляков и Олег Владимирович Хмыль. Очень благодарен им всем за то, что давали мне шансы. Мне надо было только ими воспользоваться, - уверен форвард.

Первый тренер Скоренова Владимир Потапов когда-то уехал в Россию, в Санкт-Петербург, вместе с ним туда отправились и несколько его воспитанников.

- Да, было такое. Тот же вратарь Кирилл Устименко потом попал на драфт в НХЛ и заключил контракт с «Филадельфией». Молодец, пробился, рад за него. У меня конкретных предложений уехать в Россию не было. Но, наверное, к лучшему, что не поехал. Здесь все пока получается неплохо, есть возможности для роста и развития, - говорит хоккеист.

Легче ли раскрывать свой талант и играть дома, в родном городе? На этот вопрос у Александра однозначного ответа нет.

- Мне хорошо играть в Гомеле, я здесь вырос. Но считаю, неважно, в каком городе раскрываться. Но если бы мне представилась возможность проявить себя в другом месте, тоже был бы рад. Самое главное – доверяют ли тебе, дают ли игровое время. У меня сейчас все это есть, я пытаюсь этим воспользоваться и помогать команде, - отмечает форвард.

Половину прошлого сезона Скоренов прожил не дома, играя за «молодежку».

- У нас были очень хорошие условия. Жили в классной гостинице, полностью обеспечивались питанием. Было создано все необходимое, чтобы мы сосредоточились только на хоккее. А выходные можно было навестить родителей в Гомеле.

Хотелось ли попробовать свои силы за океаном? Конечно! Канада – родина хоккея. Но предложений не было. Так что сейчас пытаюсь в «Гомеле» доказать, что я чего-то стою, чтобы потом пробиться на более высокий уровень.


Текст: Сергей Вишневский

Фото: пресс-служба «Гомеля», неофициальный сайт «Гомеля»