Главный архитектор «Минск-Арены»: если бы все, что Захаров советовал, было выполнено, арена была бы просто идеальной

Валерий Куцко поделился воспоминаниями о возведении комплекса.

– Когда вы проектировали арену, к хоккеистам обращались за помощь, советами?

– Все началось с этого. Хотя и понятно, что на «Минск-Арене» можно сейчас проводить соревнования по 26 видам спорта, но арена в первую очередь возводилась к чемпионату мира-2014. В следующем году, дай Бог, матчи турнира снова пройдут здесь.

Так вот, началась тогда работа с согласования всех вопросов со спортивными федерациями Беларуси. Федерациями по тем видам спорта, которые могли бы провести свои соревнования на «Минск-Арене». Они прислали нам свод правил и требования к площадкам, которые способны провести у себя чемпионаты мира по конкретным видам спорта. И мы должны были все требования учесть и соблюсти еще на стадии проектирования. Выполнили, согласовали с федерациями. И, например, в прошлом году во время Европейских игр на «Минск-Арене» прошли соревнования по спортивной, художественной гимнастике. Естественно, были соблюдены все требования и для того, чтобы в 2014 году принять чемпионат мира по хоккею.

– Какие требования было сложнее всего соблюсти?

– А таких, по сути, и не было. Когда ты изучаешь вопрос, понимаешь весь функционал, каких-то сложностей при соблюдении определенных требования нет.

– С кем из хоккеистов, тренеров советовались?

– Большую помощь в этом плане оказал Михаил Захаров, нынешний главный тренер сборной Беларуси. То, чем он мог помочь в тот момент, помог. Со временем он, конечно, приобрел новые знания и, возможно, что-то бы еще подсказал. Например, когда возводилась «Чижовка-Арена», по его совету блок раздевалок был сделан на порядок лучше, чем на «Минск-Арене». Например, хозяйская раздевалка там больше. Если откровенно, я бы тоже хотел видеть раздевалки такого размера на «Минск-Арене». 

– Какие советы давал Захаров?

– Все с точки зрения удобства и комфорта для хоккеистов и тренеров. Просто в то время у нас была немного корявая нормативная база. В каком смысле? Например, площадь на одного хоккеиста и все в таком роде. Нормативы были еще с советских времен. Сейчас они уже немного изменились и больше соответствуют мировым стандартам.

Михаил Михайлович советовал очень много ценного, и если бы все, что он говорил, было выполнено, арена была бы просто идеальной. Но получилось как? Сперва Захаров советовал нам, помогал, потом случилась пауза, и тренер вновь стал помогать, когда уже шло активное строительство. Можно было бы что-то переделать по просьбам Захарова, но пришлось бы демонтировать, например, часть перегородок. Чтобы ту же раздевалку увеличить. Это были затраты, на которые руководство стройки не пошло бы, считалась каждая копейка. Было решено так: если соответствует норме, тогда оставим. Да, могло быть лучше, но остановились на том, что есть.


– С хоккеистами советовались?

– На первоначальном этапе прибегал к их помощи. С кем общался? Не помню, честно говоря. Наверное, всю сборную собрали и общались с ними :). Но понимаете, как там получилось. Игроки там увидели что-то, там – и постоянно предлагали свои варианты. Я понял, что сработаться будет очень тяжело. А вот почему было комфортно работать с Захаровым? Он видел все на перспективу, у него объемное представление. На стадии проектирования он рассказывал свое видение по функционалу, а когда прошла информация, что, возможно, «Минск-Арена» будет отдана «Юности», у Михаил Михайловича появился больший интерес и желание нам помогать. К слову, прибегнуть к помощи Захарова мне посоветовали в федерации хоккея.

– Ею в то время руководил Владимир Наумов?

– Да, и он принимал многие решения, давал указания, согласовал все планировочные решения. Вы знаете, на удивление очень адекватный дядька. У многих представление: как силовик может руководить хоккеем и данной стройкой? Объективно с Наумовым было приятно работать. За строительством объекта он следил, контроль был жесткий, но при этом все замечания и пожелания были достаточно конструктивные. Наумов – прирожденный руководитель, он все схватывал очень быстро и, повторюсь, оставил о себе очень приятное впечатление.

– С какими еще чиновниками вы общались в процессе создания «Минск-Арены»?

– С бывшим мэром Минска Владимиром Ермошиным, он был как представитель президента. Очень грамотный человек, умный, хозяйственник. Он прекрасно владел вопросами строительного комплекса.

– Почему было решено строить именно 15-тысячник?

– А это уже не мои вопросы. Нам пришло задание на создание арены именно с такой вместимостью. Конькобежный стадион – три тысячи человек на трибунах, велодром – две тысячи. Почему так было решено изначально, не знаю. Но, в принципе, считаю, это достаточно оптимальные цифры. Есть арены и больше, есть и меньше. Но для Минска это хорошая цифра. И, как вы помните, долгое время арена была самой посещаемой в КХЛ. Пока «Динамо» играло. Может, когда-то команда снова заиграет нормально, тогда и арена будет заполняться.

– При проектировании «Минск-Арены» основной упор делался именно на хоккей?

– Нет. Объект создавался как многопрофильный спортивный комплекс. А сама «Минск-Арена», по своей сути, многофункциональная спортивно-зрелищная арена. Вы же видите, какие мировые звезды тут выступают. Если бы не было такого объекта, в столицу Беларуси, может, никогда бы не приехали ни Элтон Джон, ни Стинг.

Все подобные объекты проектируются по схожему сценарию, просто в каждой стране есть профилирующие виды спорта. В Канаде первичен хоккей, но на местных аренах можно проводить соревнования по другим видам спорта, концерты. В Гамбурге приоритет отдан гандболу, но это не значит, что и там нельзя проводить, например, хоккейные турниры. То же касается и «Минск-Арены». Основной упор – на хоккей, но при этом спокойно можно проводить другие мероприятия. Лед не растапливается, на него кладется специальное покрытие. Буквально за ночь можно все подготовить, поменять.

Кстати, мы как-то были в Катовице, и там при нас меняли покрытие на арене. Растопили лед, завезли опилки, постелили их по всей площади, соорудили трамплины, трассы – и проводили соревнования по прыжкам на мотоциклах.

Источник: by.tribuna.com.