33 секунды фантастики, ни минуты покоя. Шесть лет резонансной победе над Латвией на ЧМ

Последняя игра Грабовского в сборной и его шедевр, нервы Денисова и латышей.

Шесть лет назад хоккейный праздник, охвативший синеокую, приближался к кульминации. Если конкретнее – Беларусь рвалась в четвертьфинал и оставалось сделать всего один шаг.

В те дни наша страна в какой-то степени заново открывала себя миру. Подкрепить этот процесс спортивными успехами было необходимым для полноты праздника и создания атмосферы национального единства. Нам приятно, что нас всегда считают гостеприимными, но невероятно хотелось поучаствовать в борьбе за место под солнцем, а не только по привычке смотреть, как сильные мира сего решают свои вопросы на нашей территории.

Утром 19 мая 2014 года Беларусь и Латвия с девятью очками занимали соответственно третью и четвертую позиции в группе B. Три балла в очной встрече этих соперников гарантировали место в топ-4 и продолжение борьбы за медали.

На первый взгляд соперник не казался непосильным. Латвия – это ведь что-то близкое. Возможно, смотрящее в другую сторону и не всегда понятное, но при этом очень знакомое. Поэтому ты знаешь о проблемах, о сильных и слабых сторонах. Поэтому не так боишься.

Когда смотришь чуть глубже, то видишь, что до 2014 года Беларусь при положительном балансе личных встреч ни разу не обыгрывала своеобразных соседей на чемпионатах мира. За 18 предшествовавших лет четыре раза (1996, 2000, 2003, 2011) наши хоккеисты уступили и однажды завершили матч вничью (2001). По разу мы друг другу встречались по дороге на Олимпиаду. Из-за нас Латвия не поехала в Нагано. Из-за нас Латвия поехала в Турин. Картина для белорусов не самая позитивная. В самых важных матчах перевес на чужой стороне.

Не давал расслабиться и факт того, что латвийцы стали главным поставщиком апсетов в нашей группе. Они начали турнир с вырванной у финнов победы со счетом 3:2, а спустя пару матчей шокировали вновь, обыграв США 6:5. После таких результатов надеяться на успех против Беларуси – мало. На него нужно в таком случае рассчитывать. Даже без восходящей звезды, Гиргенсонса, которого дисквалифицировали после проверки на прочность ракушки Бурмистрова в матче с Россией.

Матч начался с преимуществом хозяев. Лаланда почти не беспокоили, Масальскис вступал в игру гораздо чаще. В середине стартового периода белорусам удалось провести фантастические 33 секунды. Сначала Платт шикарно бросил под планку, затем Калюжный отдал изумительный пас набравшему скорость Грабовскому, который дальше сотворил что-то невероятное. Взрыв в игре, позволивший задать ей тон на некоторое время:


К перерыву преимущество Беларуси исчезло, а во второй двадцатиминутке Латвия вышла не только играть, но и биться за победу. Они делали все, чтобы вывести соперника из себя, вложили в свой хоккей максимум эмоций и здесь появились шансы наказать за их излишнее проявление. Они не были использованы – игра в большинстве ужасала.

Команда Нолана перехватила инициативу и на фоне неудач Беларуси в неравных составах не прекращала наказывать физически. Пожалуй, поворотный момент произошел спустя пять минут после начала второй трети. Грабовский пытался хоть что-то сообразить в очередном большинстве, но его словил на бедро Пуяц. Михаил смог доиграть матч, но после этого момента исчезли острота и резкость, которые помогли ему забросить вторую шайбу в матче. Первая тройка, Калюжный - Грабовский - С. Костицын, больше не будет угрозой для соперника. Забегая вперед, напомним, что и в последних двух матчах Беларуси на ЧМ-2014 МиГ-84 не сыграет.


Вскоре Екабс Редлихс спровоцировал драку, толкнув Готовца на Масальскиса.


Дальше – больше. Марис Ясс бьет Ивана Усенко в голову, судьи дают только 2+10.


Проблема именно в том, что наказать за эти акции не получилось. Наоборот, давление соперника привело к тому, что наши остались втроем и пропустили после броска Кулды.


Нервы начали плясать еще сильнее в третьем периоде, причем у обеих команд. Латвия никак не могла найти ключ к воротам Лаланда. Игроки сборной Беларуси, скованные давлением, не плодили ошибки, но, казалось, играли уже с одной мыслью – дотерпеть. В атаке уже почти ничего не получалось, моменты у чужих ворот были редки. Отличный шанс был у Стася, который мог снимать все вопросы, но Масальскис не дал ему завести шайбу в ворота. 

Затем настало время настоящей драмы. За две минуты и семь секунд до конца основного времени Владимир Денисов выбросил шайбу за пределы площадки и уехал на две минуты страдать. Даугавиньш забросил при игре в формате «шесть на четыре», но шайбу отменили из-за нахождения Гинтса Мейи в площади ворот. Решение судей, может, и противоречило духу игры, но с точки зрения правил – единственно верное. Причем свистеть и выносить вбрасывание в среднюю зону можно было парой секунд ранее. Тогда у Каспарса Даугавиньша после матча осталось бы на одну клюшку больше.


– Вы не представляете, что было у меня в голове. И все это на глазах у белорусской публики! Я в тот момент подумал о маме, которой нельзя волноваться. Слава Богу, все хорошо закончилось – Серега Костицын в пустые ворота забросил. В раздевалке у меня эмоций не было. Радовались все: трибуны, вся раздевалка, все игроки, весь персонал. Все – кроме меня. У меня сердце выскакивало. Я перекрестился после того, как все закончилось. После игры Хэнлон сказал пару слов – это немного успокоило, – вспоминал совсем недавно Владимир Денисов.

Вот минуты, которые вывели Беларусь в четвертьфинал чемпионата мира в третий раз в истории:


После матча главный тренер Латвии предложил увековечить имя рефери Кейта Кавала в нашей стране.

– В первую очередь хочу поздравить Беларусь с победой. Не хотелось бы жаловаться, но сейчас очень интересно было бы посмотреть повтор незасчитанной шайбы. С моей позиции гол был чистым. Думаю, белорусам стоит назвать улицу в честь рефери, – прозрачно изложил свою позицию по поводу момента с незасчитанной шайбой Тед Нолан.

Глен Хэнлон отметил плохой второй период, но при этом выделил Грабовского и Денисова.

– Он [Грабовский] всегда гениален. Я никогда не устаю смотреть, как играет Михаил. Но в то же время хочу отметить, что у нас настоящая команда. Можно много говорить, например, о Ковыршине, у которого сегодня родился ребенок, но он все равно вышел на лед.

– Владимир Денисов получил удаление в конце матча, которое могло стать роковым, но его признали лучшим игроком матча. Почему?

– Потому что он был лучшим. Да, нарушение могло дорого стоить, но не стоило ведь в итоге, – сказал главный тренер сборной Беларуси.

***

Матч с Латвией – последний в составе сборной для Михаила Грабовского. Гол в первом периоде стал победным и навсегда останется одной из самых важных и красивых шайб в истории белорусского хоккея.

Больше на домашнем чемпионате мира сборная Беларуси не выигрывала. В последнем матче группового турнира проиграли России (1:2), в четвертьфинале минимально уступили Швеции (2:3). Тогда казалось, что чуда не произошло, ведь не получилось зацепить кого-либо из грандов. Спустя шесть лет выход в четвертьфинал уже кажется невероятным успехом. Это тот случай, когда со временем начинаешь ценить события из прошлого гораздо больше.


Текст: Константин Кораблев

Фото: Reuters