ИИХФ Событие 26 сентября 2021

Хочет Францию в КХЛ, извинялся перед белорусами, планирует реформу ЧМ (не в нашу пользу). Рассказываем о преемнике Фазеля

Кто такой Люк Тардиф.

В субботу Международная федерация хоккея (ИИХФ) приветствовала нового руководителя. После 27-летней эпохи Рене Фазеля президентом стал 68-летний француз Люк Тардиф. Выборы прошли в рамках конгресса ИИХФ в Санкт-Петербурге.

Кандидатов на вакантный пост было пятеро: белорус Сергей Гончаров, датчанин Хенрик Бо Нильсен, чех Петр Бржиза, немец Франц Райндль и сам Тардиф. Примечательно, что профессионально ранее хоккеем занимались лишь трое последних.

Несколько важных новостей по итогам субботних выборов:

Для избрания нового главы мирового хоккея потребовались все раунды. После первого круга откололся Бржиза (за него отдали всего 8 голосов). После второго раунда ушел Нильсен. В третьем круге из борьбы выбыл Сергей Гончаров. В финале Тардиф победил с комфортным преимущество – 67 голосов против 39 за Райндля;

Тардиф – второй француз во главе мирового хоккея. Первым был Луи Манью, который руководил мировым хоккеем с 1908 по 1912 годы – на заре становления ИИХФ;

Старшим вице-президентом избрали Петра Бржизу;

Сергей Гончаров освободил свое место в Совете ИИХФ. Белорус взял самоотвод;

Также были выбраны региональные вице-президенты и члены нового Совета организации. Самый известный новичок – легендарный экс-хоккеист клубов НХЛ и сборной России Павел Буре.

А теперь подробнее о Тардифе.


Родился в Канаде, но построил карьеру во Франции

Новый босс хоккея имеет два гражданства - Франции и Канады. Люк родился в городе Труа-Ривьер провинции Квебек, там же пришел в спорт. Но за океаном большую карьеру форвард не построил. В 22 года Тардиф перебрался в Европу, где достаточно успешно выступал в Бельгии и Франции. В послужном списке Люка выступления за «Брюссель Тайгерс», «Шамони», «Руан» и «Кан». Четырежды Тардиф становился лучшим бомбардиром французского первенства, а в 1990-м выиграл главный трофей, став с «Руаном» чемпионом Франции в 37 лет. Это был последний сезон для него в качестве профи.

В Руане Тардиф начал хоккейную карьеру вне льда. Затем с 2000 по 2006 год занимал пост главы Федерации ледовых видов спорта Франции, а с 2006-го стал президентом новосозданной Федерации хоккея Франции (трижды переизбирался). Кроме того, Люк был шефом миссии французской команды на ОИ-2014 и ОИ-2018, а с 2016-го занимал пост казначея ИИХФ.

Сын Тардифа играл за сборную и приезжал на ЧМ в Минск

Болельщики со стажем наверняка слышали фамилию Тардифа. Дело в том, что его сын Люк-младший долго выступал за сборную Франции и играл в том числе и против белорусской команды. На его счету семь чемпионатов мира (пять в элите) и семь десятков матчей за националку. Последний ЧМ Тардиф-младший провел в Минске. В 2014-м французы играли группу на «Чижовке» (не с белорусами), победили Канаду, вышли в четвертьфинал (8-е место), но Люк тогда набранными баллами не отметился. Тот турнир оказался самым успешным для французского хоккея под руководством Тардифа-отца. А вот на Олимпиаду при нем «трехцветные» отобрались лишь раз – в далеком 2002-м.


Практически всю карьеру Тардиф-младший провел в чемпионате Франции (лишь на год уезжал в ECHL), а после завершения работает в «Марселе», совмещая посты генерального менеджера и главного тренера. В прошлом сезоне команда впервые стала чемпионом второго французского дивизиона.

Хочет запустить французский клуб в КХЛ

Континентальная хоккейная лига с интересом поглядывает в Европу, стремясь расширить свое представительство на запад. Франция была одним из вариантов, а сам Тардиф с интересом говорил о возможности запуска команды в одну из самых ярких лиг Европы.

Команда из КХЛ предположительно могла появиться в Париже либо Марселе. Но второй вариант отмели практически сразу: Тардиф заявил, что в этом городе нет культуры хоккея. Со столицей не все так однозначно. Но после ЧМ-2017 руководители французского хоккея пришли к единому мнению, что Париж нуждается в новой современной арене на 9 тысяч зрителей. Вопрос строительства сооружения должен был обсуждаться с мэрией города и Министерством спорта.

Кроме того, Тардиф высказывал заинтересованность в принятии вынесенного матча КХЛ в Париже. Глава французского хоккея планировал привезти в столицу Франции ярославский «Локомотив», за который выступал уроженец Парижа Стефан Да Коста. Но эта идея в итоге заглохла.


Сразу после победы на выборах в ИИХФ Тардиф заявил, что вопрос интеграции французского хоккея с КХЛ все еще открыт: «Мы не отказываемся от идеи с клубом КХЛ во Франции. Скоро возобновим работу над ней. Проблема в том, что идею пришлось отложить из-за коронавируса, который длится второй год. К тому же, стоит вопрос с ареной, потому что «Берси», где проходил ЧМ-2017, принимает и концерты, в график стадиона невозможно вписать расписание клуба КХЛ. Мы бы очень хотели, чтобы лучшие французские игроки вернулись во Францию. Мы бы построили вокруг них команду из других наших профессиональных игроков. Это пойдет на пользу и нашей сборной».

К слову, о Тардифе в положительном ключе высказываются многие ведущие представители хоккейной отрасли России, а с победой на выборах француза лично поздравил президент Владимир Путин.

Во время домашнего ЧМ извинялся перед белорусами

ЧМ-2017 проходил в двух городах – Париже и Кельне. Наша национальная команда проводила свои матчи во французской столице. И перед стартом турнира с белорусами произошла неприятная история.

За несколько дней до чемпионата мира команда под руководством Дэйва Льюиса проводила заключительные контрольные поединки против хозяев в Бордо. После матчей белорусы на поезде отправились в Париж. И на вокзале в столице Франции наша команда попала в оцепление из полицейских. Местные стражи правопорядка досмотрели личные вещи каждого представителя делегации и с особой тщательностью проверили содержимое аптечки врача. Досмотр длился около 20 минут, после чего белорусскую сборную отпустили.

- Какая здесь может быть реакция, кроме возмущения? – недоумевал тогдашний руководитель ФХБ Игорь Рачковский. - Могу только представить, что было бы, встреть мы так хотя бы одну команду из числа гостей чемпионата мира в Минске. Наверное, объявили бы турниру бойкот. Вообще же, если не вдаваться в конспирологию, все это очень смахивает на продолжение истории с нашими гребцами (незадолго до этого на сборах во Франции у нашей команды по гребле на байдарках и каноэ также прошел дотошный обыск – Hockey.by).

Рачковский рассказывал, что на связь с белорусской делегацией после инцидента на вокзале выходил Люк Тардиф, который от лица Федерации хоккея Франции извинился перед гостями и заверил, что был не в курсе произошедшего. На одну из тренировок нашей сборной перед стартом турнира пришел Рене Фазель и принес извинения со своей стороны.


Планирует реформу ЧМ, хотя изначально не планировал выдвигать свою кандидатуру

В своей предвыборной программе Тардиф провозгласил 10 «принципов» и 10 «приоритетов». Основные пункты – внедрение современных технологий, финансовая стабильность и устойчивое развитие организации.

- ИИХФ – единственная федерация среди игровых видов спорта, которая ежегодно проводит чемпионаты мира во всех категориях. Это наш флагманский продукт, позволяющий финансировать все другие соревнования. Нам необходимо развивать хоккей и улучшать качество чемпионата мира, - говорил Тардиф перед выборами.

Интересен и пункт о возможной реформе чемпионата мира. Тардиф предлагает изменить структуру проведения турнира, насытив второй дивизион и уплотнив конкуренцию. Француз предлагает сократить элиту до 12 команд – это поможет уменьшить количество разгромов и предсказуемых результатов. Нынешние дивизионы А и В Тардиф хочет объединить и добавить в него четыре худшие команды из высшего света. Разумеется, для нас такой вариант не слишком приемлем, ведь если чемпионат мира реформируют прямо сейчас, Беларусь окажется в Д2.

Также в планах Тардифа популяризация шорт-хоккея (3х3) и увеличение количества членов ИИХФ. Второй вопрос планируется решить за счет представителей азиатского сектора. Француз считает, что две подряд зимние Олимпиады в этой части света могут поспособствовать увеличению интереса к хоккею в регионе.

Программа у Тардифа весьма громкая, но при этом сам новый босс ИИХФ утверждает, что не планировал участвовать в выборах.

- Сначала меня это не интересовало, но меня попросили баллотироваться. Я согласился, потому что с 2012 года входил в Совет и исполком ИИХФ, работал казначеем, принимал участие во многих важных решениях организации. Мы преодолели многие проблемы, сохранив финансовое здоровье федерации. Я не хотел оставаться в зале ожидания на этих выборах – хотелось быть игроком.

Но вряд ли стоит ждать, что при Тардифе в мировом хоккее произойдет моментальная революция. Француз подчеркивал, что знает принципы работы ИИХФ, намерен сотрудничать с другими кандидатами на пост президента и готов обеспечить преемственность поколений, не вызывая серьезных потрясений после эпохи Фазеля.

- Я работаю с Рене с тех пор, как вступил в Совет ИИХФ. Затем он дал мне роль казначея. В случае избрания я буду опираться на наследие Фазеля. Возможно, я не фаворит на выборах, но после потенциальной победы буду лояльным и независимым.


Текст: Вадим Кнырко