«Если нужно было бы умереть – каждый из нас умер бы». 10 лет назад Беларусь последний раз победила на Олимпиаде
20 февраля считается особой датой в истории белорусского хоккея. Именно в этот день 18 лет назад сборная Беларуси одержала, возможно, самую сенсационную победу в истории нашего спорта, одолев в четвертьфинале Олимпиады-2002 звездную Швецию. Невероятный гол Копатя, сумасшедшая игра в воротах Мезина, эмоции Новицкого и вот это вот все.
Но немногие вспоминают, что 20 февраля для нашего хоккея связано не только с Солт-Лейк-Сити. Ровно 10 лет назад в Ванкувере случилась последняя хоккейная победа белорусов на Олимпиаде.
Что было до 20 февраля
В Канаде наша сборная под руководством Михаила Захарова попала в группу C. Безусловными фаворитами считались Финляндия и Швеция. Немцам с белорусами была уготована честь разыграть третье место. Благо в плей-офф выходили абсолютно все команды из группового этапа – победа в матче с немцами была важна в первую очередь для более благоприятного посева в нокаут-раунде.
В первых двух турах Беларусь и Германия предсказуемо проиграли фаворитам. Наши на старте олимпийского турнира попали под финский каток (1:5) и покусались со шведами (2:4), а вот немцы за две первые встречи не забросили ни разу – 0:2 от «Тре Крунур» и 0:5 от «Суоми».
Очная встреча была намечена на 20 февраля на главной арене Ванкувера. Цена была велика – победитель в 1/8 финала встречался бы со Швейцарией, проигравший – с Канадой. Если бы матч завершился за пределами основного времени, уступивший коллектив встречался бы со Словакией.
Что представляла собой Германия
Немцы переживали смену поколений и готовились к домашнему чемпионату мира – через пару месяцев команда Уве Круппа займет дома четвертое место (лучший результат с 1953 года до наших дней). Основу сборной Германии в Ванкувере составили игроки DEL-Лиги, но главной ударной силой являлись семь хоккеистов из НХЛ – вратарь Томас Грайсс («Сан-Хосе Шаркс»), защитники Кристиан Эрхофф («Ванкувер Кэнакс»), Деннис Зайденберг («Флорида Пантерз») и Александр Зульцер («Нэшвилл Предаторз»), а также форварды Йохен Хехт («Баффало Сэйбрз»), Марко Штурм («Бостон Брюинз») и Марсель Гоч («Нэшвилл Предаторз»). Немцы ставили задачу выйти в четвертьфинал.
- Конечно, это был значимый матч, - вспоминает тогдашний и нынешний главный тренер сборной Беларуси Михаил Захаров. – До немцев мы очень хорошо сыграли со шведами. До последнего сражались, минимально уступали, в штангу попали. Обсуждали потом эту ситуацию со шведским тренером. Он говорил, что его команде было непросто играть с нами после ситуации в Солт-Лейк-Сити. Но мы ожидали, что с немцами тоже будет непросто. Понимали, что они собрали на тот момент сильнейшую команду в своей истории. Семь энхаэловцев в составе – это очень серьезный уровень.
Кто играл за белорусов
За нашу команду из-за травм не смогли сыграть все сильнейшие хоккеисты. Главные потери – форварды из НХЛ Михаил Грабовский и Андрей Костицын.
- Мы до последнего надеялись, что Андрей сыграет, держали его в расширенном ростере, - вспоминает Захаров. - Он даже с нами тренировался в Канаде, но убрали его из списка буквально в последний день. Жаль, но Костицын-старший так и не сыграл на Олимпиаде до сих пор. Как и Грабовский. Но для Миши мы даже место тогда не держали – за пару недель до Олимпиады врачи заверили, что он не успеет восстановиться.
На матч с Германией белорусы вышли в таком составе: Коваль (Мезин); Салей (К) – Костюченок, Кольцов – Калюжный – С. Костицын; Макрицкий – Карев, Мелешко – А. Стась – Кулаков; Рядинский – Стасенко, К. Захаров – Заделенов – Угаров; Денисов – С. Колосов, Демагин – Михалев – Антоненко.
Как прошел матч
Не сказать, что команды со старта отсиживались в обороне или играли в разведчиков, но первые минуты получились весьма аккуратными. Разжигать первыми стали белорусы: Салей по борту выбросил шайбу в среднюю зону, Кольцов включил ноги, обошел защитника и бросил низом – Грайсс отбил клюшкой.
Через несколько минут после этого судьи удалили Константина Захарова. Нападающий в чужой зоне толкнул соперника на борт. До того дня немцы ни разу не забросили за 120 минут в матче со шведами и финнами. С белорусами на реализацию первого пауэрплея они потратили 13 секунд: капитан Штурм прострелил от лицевой через вратарскую, защитники и Коваль эту передачу прервать не смогли, а на замыкании был удачлив Деннис Зайденберг.
Через пять минут наши отыгрались. Гол имени Алексея Угарова. Форвард блокировал бросок защитника, перехватил шайбу, убежал из своей зоны и мастерски с бэкхэнда отправил шайбу в девятку ворот Грайсса.
Тут же белорусы едва не вышли вперед. Ветеран Олег Антоненко мастерски действовал после вбрасывания и опасно швырнул с кистей – Грайсс не среагировал, но его спасла перекладина.
В середине второго периода наши забросили второй раз. Алексей Калюжный прошел через фланг в центр, перетерпел сопротивление защитников и отправил шайбу в уже пустую рамку.
После двух периодов белорусы вели 2:1, но по броскам подавляющее преимущество было у соперника – 11-24. Виталий Коваль не делал суперсейвов, но благодаря идеальному выбору позиции пропускал очень мало.
Самое интересное в третьем периоде началось в последней 10-минутке, за которую 17 тысяч зрителей Canada Hockey Place увидели сразу пять шайб. Открыли этот фестиваль белорусы. Очень быстрый Кольцов в очередной раз переключил скорость на максимум, заставил ошибиться Фиценеца и отдал в центр на Сергея Костицына – тот точно выстрелил из-под защитника в верхний угол.
После этой шайбы хоккей превратился в сумасшедший. Заделенов с Захаровым не реализовали выход «2 в 1», Коваль спас в оборотке, но не спас после затяжной атаки немцев – Виталий чуть выпал из ворот и не успел среагировать на добивание Триппа.
Еще через 21 секунду немцы вернулись в игру окончательно. Стась не удержал Гоча и немецкий энхаэловец со второй попытки пробил Коваля.
Благо кураж немцев удалось быстро сбить. Помог Александр Кулаков, который своими активными действиями в чужой зоне заставил сфолить Зульцера.
На реализацию большинства наши потратили чуть больше минуты. Руслан Салей мощно выстрелил в ближний угол после передачи Калюжного. Как оказалось, эта шайба стала победной.
- Несмотря на возраст, Руслан был лучшим защитником в нашей команде, - говорит Захаров. - Он был им до той Олимпиады, он оставался им на Играх и остается до сих пор. Не было у нас лучше. Даже близко в нашем хоккее к нему пока никто не подобрался. Руслан провел отличную и долгую карьеру только благодаря тренировкам. Он очень много тренировался. Сомневаюсь, что кто-то из нынешних хоккеистов повторит те объемы, что перелопатил за карьеру Салей. У парня все время была расписана программа: штанга, велосипед, бег, восстановление. Он отдыхал около 12 дней в году и не останавливался даже после приезда в Минск летом.
- Но он тоже мог не сыграть в Ванкувере?
- Да, перед Играми он провел всего один матч в НХЛ. У Руслана была тяжелейшая травма спины. Я вспоминаю, как созванивался с ним по скайпу перед Олимпиадой – он тогда еле до дивана доходил. Я не верил, что он приедет на Игры. Но Руслан сказал: «Не смотри, как я хожу – к Олимпиаде я буду готов». Это говорит про уровень. Человек с большой буквы, который был предан родине. Он пообещал, что наберет форму – и сделал это.
Сам Руслан так прокомментировал свой гол:
- Когда стараешься реализовать большинство, порой необходимо уловить единственный момент для нанесения броска, так что мой гол был очень своевременен. Он состоялся именно тогда, когда больше всего был необходим. Мы вновь почувствовали уверенность в собственных силах еще в матче со шведами. А команда Германии все-таки не так хороша, как те же финны и шведы.
За минуту до сирены Алексей Калюжный оформил дубль и установил окончательный счет – 5:3.
- Первая пятерка сегодня расцвела, и это закономерно, ведь в ней собраны наши лучшие силы, - отмечал после матча действия Калюжного, Костицына и Кольцова Михаил Захаров. - Я не спешил, ребят не дергал, ведь им нужно было время, чтобы сыграться. Не забывайте также, что Калюжный у нас играет в центре нападения, что для него в последние годы является не совсем привычным, ведь в московском «Динамо» он действует на краю. Поэтому ему здесь тяжело. Перед игрой с Германией много говорили с ним один на один. Обсуждали предстоящую игру.
Сейчас Михаил Михайлович вспоминает тот матч с холодной головой, но тогда эмоции бурлили. Просто взгляните на лицо тренера в последней 10-минутке.
- Когда счет стал 3:3? Конечно, занервничал. Я понимал, что ситуация может обернуться в любую сторону. Семь хоккеистов из НХЛ – это очень серьезно. Но в то же время я видел, что ребята играют уверенно и могут добиться положительного результата. После тайм-аута наши хоккеисты успокоились и мы снова стали вести свой хоккей.
Одним из лучших хоккеистов в составе сборной Беларуси стал Виталий Коваль. Вратарь отразил 37 бросков.
- Тренеры обеих команд, наверное, не скажут спасибо своим игрокам за игру в обороне, - сказал после матча Коваль. - И у тех, и у других было много потерь в средней зоне. Безумно приятно, что выиграли. Это была моя первая победа на Олимпиаде, и ее я запомню на всю жизнь. Если бы для победы нужно было умереть, то, думаю, каждый бы из нас умер на льду в этот день.
Что было потом
В 1/8 финала белорусы встречались со Швейцарией. Наши быстро повели, потом пропустили дважды в большинстве и сравняли счет. Основное время и овертайм закончились со счетом 2:2, а в буллитной серии на точные броски Дерунса и Лемма наши ответили только голом Мелешко.
Две следующие Олимпиады прошли без Беларуси – наши хоккеисты уступали в финальной олимпийской квалификации словенцам. В августе у нас будет новая попытка отобраться на Игры – надо быть сильнее словаков, австрийцев и поляков.
- Конечно, очень хочется вернуть Беларусь на Олимпиаду. Все хотят, - говорит Михаил Захаров. - Но память о Ванкувере у меня останется навсегда. Многие признавали, что именно в хоккейном плане это были лучшие Игры в истории. На каждом матче собирался полный стадион, непередаваемая атмосфера, многие местные за нас болели. Я удивлялся такой посещаемости очень сильно. Думал, на матч с финнами пришло много из-за того, что матч открытия. Но потом и на шведах полные трибуны. Думал, с немцами будет спокойнее, но нет – снова аншлаг! Этот момент удивил, конечно. Ажиотаж невероятный. Повторить это хотелось бы. Как ни встретимся с Калюжным, мы все время вспоминаем Олимпиаду.
- Будете пересматривать тот матч с немцами?
- После нашего разговора захотелось :) У меня есть записи всех тех игр. Будет интересно пересмотреть.
Кстати, пересмотреть матч белорусов с немцами на ОИ-2010 можно по ссылке.
Текст: Вадим Кнырко