В Казахстан на авто. Вячеслав Федоренков проехал 3500 км и рассказывает, каково это

Полевые заметки об интересном опыте.

Наконец-то дошли руки до темы, не описать которую было бы грешно. Так вышло, что автор этих строк добирался в столицу Казахстана не прямым авиарейсом с командой, а по земле — на микроавтобусе федерации с частью амуниции сборной. Тяжело? Не сказал бы, особенно когда покрываешь более чем 3-тысячное колено в четыре руки. Скорее интересно и познавательно.

Узнав о перспективе подобного путешествия, поймал себя на интересной мысли: а я ведь никогда так подробно Россию (примерно 2,5 тысячи км пути) не видел. Казахстан (более 800) — тем более. Нет, в один из сезонов на хвосте минского «Динамо» случалось пролететь по КХЛовским просторам с залетом в тогда еще Астану. Но то ж пролететь… В общем, об интересном опыте — в эмоциях.

ОЗАРЕНИЕ

Расстояния. Вообще-то, будучи в прошлом победителем городской школьной олимпиады по географии и любителем автопутешествий ныне, мог бы прийти к такому выводу и ранее, прикинув концы по атласу. Но было как-то недосуг, и для меня российские просторы восточнее Москвы всегда были чем-то далеким «справа по карте». На самом деле не все так далеко. Теперь знаю, что если, например, нужда сподобит выбраться на авто в Казань, это плечо реально покрыть залпом без ночевки. Особенно если повезет с проскакиванием подмосковно-московского трафика. Тем более если в машине есть сменщик с правами. Двигая на родину Андреев (Сидоренко и Мезина — это Челябинск, кто не в курсе) или Александра Алексеева и Леонида Фатикова (Уфа), можно обойтись одним ночным пит-стопом в мотеле. В Нур-Султан — двумя. Короче, «Куба далека — Куба рядом».


ОТКРОВЕНИЕ

Дороги России. Вопреки известной поговорке о российских бедах — вполне себе нормальные. По крайней мере — магистральные. Свернув с давно объезженной М1, ведущей из Минска в Москву, мы изрядно проехались по российским М7 («Волга») и М5 («Урал»). Понятно, далеко не везде 4-полосный автобан, но по крайней мере качество покрытия не вызывает особых нареканий. «Разрешенные» 109 км/ч (в России начинают штрафовать за превышение от 20) можно спокойно держать, не рискуя оставить подвеску в какой-нибудь выбоине.

В городах, как и у нас, похуже, но не фатально. Единственное, что напрягало (и в российских городах, и между ними) — явно наплевательское отношение местных дорожников к нанесению разметки. Причем ее не видно не «после зимы» (у нас после нее хоть что-то из прошлогоднего да заметно до весеннего обновления), а, такое ощущение, в принципе. И если вне населенных пунктов границы своей полосы вычислять еще несложно, то, например, в Уфе на 6-полосном перекрестке да еще с левым поворотом припомнил здешним ДРСУ всех их башкирских матерей.

В Казахстане — примерно так же касаемо покрытия. Правда, нужно не забыть перестроить внутренний спидометр назад на белорусские параметры: казахстанские полицейские, как и наши ГАИшники, начинают штрафовать за превышение от 10 км/ч. Я вот не успел перезагрузиться — попался. Радары тут практически в каждом населенном пункте. Причем как правило — на борту едущей навстречу полицейской машины, то есть отмигаться фарами встречным не получится. Штраф, кому интересно — 6 с небольшим тысяч тенге. Это около 30 рублей на наши за превышение на минимально наказуемую величину (11 км/ч).

УДИВЛЕНИЕ

Антураж вдоль трасс. Теперь прочувствовал, почему россияне часто характеризуют Беларусь как «бедненько, но чистенько». За первую часть не скажу, не привык лазить в чужие кошельки, но во втором смысле у восточных соседей в самом деле «грязненько». Правда, пытаются бороться: обочины дорог периодически обрамлены наполненными мусорными пакетами. В них то ли дорожники, то ли неравнодушные волонтеры собирают придорожный мусор. Их (пакетов, понятно) возлежание вдоль дорог, признаться, напрягает. Особенно в темное время суток. Поди разбери с ходу в свете фар, что это — плоды борьбы за чистоту, или готовая ломануться под колеса дикая животина. Или, того хуже, «пешележ».


Что еще удивило — замусоренность и неухоженность (а часто — просто заброшенность) придорожных строений больше бросается в глаза в Подмосковье и на Нижегородчине. В национальных республиках, начиная с Чувашии (и далее Татарстан, Башкортостан), в этом смысле как-то получше — почти как у нас.

ШОК

Российско-казахстанская граница. Вообще-то думал, что Таможенный союз (в который, на секундочку, входит и Казахстан) в плане границ — это нечто вроде Евросоюза. Где границы стран обозначены простой табличкой. Кое-где — с рудиментами когда-то работавших, но ныне невостребованных пропускных пунктов. Собственно, на меже Беларуси и России до недавних пор так и было, пока русские не «психанули» после введения нами безвиза для стран ЕС и прочих цивильных государств. Теперь за Оршей на въезде в Россию опять шерстят паспорта.

Но это — мелочь по сравнению с тем, что увидел за российским Троицком. Здесь между двумя государствами Таможенного союза полноценная граница. Со сплошной «колючкой», шлагбаумами, наблюдательными вышками (!), паспортным контролем «в окошке», печатями в паспорте и прочей бюрократической тягомотиной. Три часа на нее не всегда приходилось тратить даже на Варшавском мосту и в Каменном Логе, а здесь — такое «внезапно».

Более того, что-то заподозрив, российские погранцы загнали наш бус на рентген! С таким вообще сталкивался только однажды в своей богатой автокарьере. В общем, планируя поездку в эти края, на трансграничность накиньте еще минимум пару часов.


ОТКРЫТИЕ

Степь. Она начинается как-то резко и внезапно аккурат в районе границы. Кажется, еще час назад ты созерцал привычные леса по обе стороны дороги. А чуть ранее — экзотические для белоруса красоты южноуральских перевалов. И вдруг — как отрезало. Знаете, чего никогда не будет в Казахстане, по крайней мере северном? Вернее — кого? Партизан. Борцам народного сопротивления (неважно кому и чему) тупо негде будет спрятаться. Ибо на много километров вокруг — поле от горизонта до горизонта.

Нет, понятно: «примерно так я себе все и представлял». Но увидеть — другое. Довольно необычно, когда взгляду, кроме дороги и встречных машин, буквально не за что зацепиться. Разве что за редкие — километров через 30-40 один от другого — населенные пункты на 800-километровом казахстанском плече. Да степные пожары, которые — не такая и редкость.


ВЫВОД

Попробовать можно. Не будучи обремененным командировкой и имея выбор, в будущем для автопутешествия все-таки скорее выберу привычное западное (или, как вариант, северное балтийское) направление. Но об описанном опыте точно не сожалею. И хоть раз попробовать рекомендую.


Текст: Вячеслав Федоренков

Фото: автора и брата по дороге Михаила Карпеко