«Отец всю карьеру подсказывал, давал советы. Теперь приходится самому». Михаил Стефанович – о пути в хоккей, «Донбассе» и карьере
Белорусский форвард Михаил Стефанович рассказал об отце, пути в хоккей, карьере в Беларуси и за океаном и переходе в «Донбасс».
О том, как пришел в хоккей
- Отец был хоккеистом, он тоже за карьеру неплохо попутешествовал. Тогда он играл в Польше, мне было 4-5 лет, отец начал ставить меня на коньки. Зимой ездили на озеро, брал меня после тренировок на площадку покататься. Уже в следующем сезоне мне нужно было идти в первый класс, мы переехали в Гродно. И там набирали мой год рождения в хоккейную школу.
Первый год я занимался с ребятами на три года старше. Они ездили уже с клюшками, с шайбами, а я просто вдоль бортика с покрышкой катался. Не знал, что за ворота нельзя ездить, так один раз меня чуть не прибило шайбой. Один сезон меня учили кататься, даже клюшку особо не давали, но дома клюшек и шайб хватало. Со следующего сезона уже по 1989 году попал в группу к Дмитрию Кравченко. Он тоже был хоккеистом, но получил тяжелую травму и стал детским тренером. Мы были его первым выпуском.
Первую официальную игру не вспомню. Мы практически каждый год ездили на довольно серьезный турнир в Новополоцк. Там играли команды из России, из Европы, несколько раз из Америки прилетали. Выше 6-7-го месте не занимали. Но помню первое чемпионство по моему году. Мы долго не могли выиграть, были вторыми-третьими. А потом в один сезон выиграли ВЕХЛ и чемпионат Беларуси. Потом отец переехал играть в Минск, мы с мамой за ним. Там как раз создали минское «Динамо». По возрасту я не мог играть за фарм-клуб, тренировался с ним, а выступал по своему году.
Отец собирал все медали, они до сих пор у него дома лежат. Но чтобы конкретно, ничего особенно не запомнилось.
О школьных годах
- Вначале я пошел в школу по месту прописки, потом во 2-7 классах ходил в спортивную группу, у нас все хоккеисты были. Потом все повторилось, когда мы переехали в Минск. Вплоть до выпуска чуть ли не каждый год школы приходилось менять. До класса 7-8 неплохие были успехи в школе. Очень нравились математика и география. Последние три года уже, мы тогда переехали в Гомель, отец закончил с хоккеем и стал тренером, нас было семь хоккеистов одного года в классе. Понятно, что мы большинство уроков пропускали. Экзамены были в девятом классе и в одиннадцатом, в десятом большую часть года школу пропускали. Этой же компанией потом поступили в университет в Гомеле.
О том, кто имел наибольшее влияние на карьеру
- Отец. Он сам профессиональный игрок в прошлом. Потом был тренером. Всю карьеру подсказывал, давал советы, рассказывал, как лучше, как хуже. Перед чемпионатом мира умер папа. Приходится уже самому.
Об этапах в карьере
- В Гомеле, когда я переехал туда в фарм-клуб, работал мой первый тренер. Он знал меня по детскому возрасту, я у него два сезона отыграл. Потом меня начали подтягивать в первую команду. Там провел сезон, а затем появился вариант поехать в юниорскую лигу в Канаду. Туда поехал, после первого года меня задрафтовали. Еще два года отыграл, но немножко не получилось с уровнем повыше, пришлось вернуться в Беларусь.
В КХЛ был сезон, в Беларуси, по «вышке» поездил. Был неприятный случай с допингом, попался, пришлось уехать на сезон в Америку. Последние пять лет играл в Беларуси. Один сезон в «Динамо», два года в Гродно, два в «Юности».
За океаном был языковой барьер. Поехал в Квебек, где все на французском, это все усложняло. Учил английский с репетитором. Старались общаться между собой. В команде же все в основном общались на французском. Тренер давал какие-то установки на английском, было несколько человек, которые чисто «англичане». Английский чуть-чуть подучил, но все равно не хватало практики. В Торонто потом, может, этого и не хватило, не всегда понимал тренеров.
На драфте-2008 не присутствовал. Помню, ездил на тестирование перед драфтом, серьезные тесты были. После драфта были кэмпы для новичков, там при всех подарили майку, кепку, до сих пор в доме висят. Больше ничего такого не было. Не было, как сейчас, ни звонков, ни видеосвязи. Сначала мне написал агент, потом я сам зашел в интернет, посмотрел, что выбрали. Как раз канадская виза у меня была, через неделю улетел в кэмп.
В КХЛ запомнилась первая смена, сразу получили гол. Мозякин тогда забил. Когда в «Динамо» последний раз играл, неудачно сезон сложился. Меня часто в фарм ссылали. Приятно было практически в самом начале забросить шайбу, обрести уверенность. Но начались подписания легионеров, нужно было освобождать место. Раз спустили в фарм-клуб, второй раз. Потом подняли, в команде много молодых ребят было, много проигрывали. С одной стороны, позитив, что играешь в КХЛ. Но от результата никаких положительных эмоций не было. Могли выиграть один матч за месяц, а еще десять проиграть.
Пять чемпионств в Беларуси? Может, повезло с командой. В первый сезон тоже не с самого начала проводил, мог только с ноября начинать играть. Регулярка вроде прошла не очень, в плей-офф более-менее сыграл. Костяк команды сохранился, второй сезон достаточно уверенно выиграли. На следующий сезон я попал под возрастной лимит, поступило предложение из «Юности». Там тоже достаточно сильная команда была. За регулярку мы проиграли только четыре-пять матчей. Очень уверенно выглядели, в плей-офф тоже только одну игру в финале отдали. На следующий год я большую часть сезона в «Динамо» был, в регулярке за «Юность» 11 матчей сыграл, но потом на плей-офф подъехали. Большой ростер был, говорят, за счет этого выиграли. Дескать, у всех 25 человек, а у нас 35 было. Но это неправда. По игре мы были лучше.
В прошлом сезоне были некоторые проблемы в полуфинале, до седьмого матча довели серию. Но все же выиграли и вышли в финал. В команде было много чемпионов, был опыт решающих матчей. А у «Гомеля», соперника по финалу, было много молодежи. У нас было больше опыта.
Так что секрет в том, что я попадал в команды, где уровень игроков был чуть-чуть повыше, чем в других. Но мы много работали для достижения успеха.
Для всех игроков честь – выступать за сборную. К концу года отбирается 25, или, как в этом сезоне, 27 человек. Понятно, что у кого-то травмы, болезни, какие-то причины не приехать. Но для меня честь, поехать на чемпионат мира и представлять страну на таком высоком уровне. Понятно, что мы не добились желаемого результата, заняли только 15-е место. Но такой опыт тоже полезен. Я готов в любой момент приехать в расположение сборной.
О сильных и слабых сторонах
- Голевая «чуйка», быть в нужном месте в нужное время, хорошо открыться. Достаточно поставленный бросок, могу и с кистей, и с хода бросить. Из минусов – немножко не охота играть в обороне. Но с каждым годом становлюсь опытнее и понимаю, что в первую очередь нужно хорошо отобороняться, и потом будет больше шансов в атаке. Чемпионат мира показал, что уровень игроков немножко другой, не как в чемпионате Беларуси. Больше приходилось обороняться. За счет этого у нашего звена неплохо получалось.
О переходе в «Донбасс»
- Сразу после чемпионата мира Павел Микульчик (главный тренер «Донбасса» - прим.) набрал, предложил такой вариант. Я попросил немножко времени на раздумья, сразу после окончания сезона еще не знал, как, что. Договорились созвониться через неделю. С агентом тоже обсуждали варианты, он свои очертил. Потом позвонили мне из «Донбасса» еще раз, уже более конкретно. Попросил еще несколько дней. С женой обсудили все за и против, согласился.
Меня звали для решения задач. Я уже участвовал в Лиге чемпионов. Знаю, что это за турнир. Будет непросто. Нам повезло с календарем, что начинаем дома. Должны хорошо сыграть, это придаст импульс. Первоочередная задача – выйти из группы. Там уже будет видно.
Из «Донбасса» пересекался только с белорусами. С Туркиным играли друг против друга, с Соколовским тоже против, а с Ногачевым выступали за «Юность» последние три года. Знаю, некоторые ребята тоже выступали в чемпионате Беларуси, за сборную Украины. В Будапеште на турнире играли с ними, когда у украинцев два вратаря сломались. Интересный опыт. Ждали 15 минут, не могли встречу закончить. Вспоминали здесь с ребятами, смеялись :)
Впечатления от Краматорска? Думал, будет хуже. И по карте посмотрел, и ребята говорили, что очень далеко, долгие поездки. По приезду снял квартиру недалеко от ледового и от стадиона, где мы тренируемся. По мне лучше жить в маленьком городе, меньше передвижений, ты сам себе хозяин. Не нужно ждать отъезда, захотел – потренировался в любое время. Маленький город – это плюс.
О Лиге чемпионов
- Высокий уровень организации. Свои правила, за несколько дней присылают экипировку: перчатки, гетры, майки. Администраторам надо в кратчайшие сроки все это подшить.
Понятно, что разные стили у команд из разных чемпионатов. Каждая страна играет по-разному. В первый сезон в Гродно мы неудачно начали на выезде, появился какой-то мандраж. Приехали домой, там всегда по три тысячи зрителей на матчи ходило. На эмоциях выиграли матч. На второй уже не хватило эмоций.
Судейство намного отличается. В Беларуси одним правила, приехал европеец, он по-другому судит. Помню, в одной игре семь подряд штрафов у нас было, даже не давали шансов в большинстве поиграть.
Источник: «Донбасс».