«Я же хочу Канаду обыграть в один прекрасный день». Грабовский – о новой должности, стратегии «Динамо», детском хоккее и сыне Джаггере
Михаил Грабовский в интервью программе «Спорт-кадр» на телеканале «Беларусь 5» пояснил, почему сменил работу, рассказал о дальнейшей стратегии минского «Динамо», признался, чего ждет от Ильи Усова и Владимира Алистрова и за какую сборную будет играть его сын Джаггер.
– Новая работа в федерации – это новый вызов, как вы сказали, и безусловное развитие. Но есть ли у вас мечты вернуться на тренерский мостик?
– Ушел [с тренерской работы], потому что физически мне было намного труднее находиться там, отдавать всю свою энергию на игры и тренировки. Мне нужно было где-то переключиться. В роли менеджера получится уделять больше внимания объемной работе. После всех моих травм это для меня необходимо. Вернуться к тренерской работе в будущем я очень хочу, а тот опыт, который я сейчас получу, надеюсь, мне поможет в будущем. Теперь моя задача – больше работать с юношеским хоккеем, с национальной сборной, дать возможность ребятам проявлять себя.
То, что мы сделали в «Динамо» за последние два с половиной года, доказывает, что есть белорусские хоккеисты, которые могут играть на хорошем уровне. Да, пока чего-то не хватает, но над этим нужно работать.
– Невыход сборной на Олимпийские игры – это случайность или закономерность?
– Случайностью это назвать нельзя, но и закономерностью тоже нельзя. Надо проанализировать и понять, чего не хватает белорусскому хоккею. Мы все думаем, что нам не хватает катания, и многие говорят, что нам надо катание развивать, оно у нас плохое. А нам просто надо научиться голы забивать. Потому что раньше умели забивать – та же сборная, которая на Олимпиаде заняла четвертое место. Ребята умели голы забивать, а сейчас, к сожалению этого не хватает. Плюс, наверное, какого-то характера не хватает. Играть на победу – это самое главное. Когда ты отдаешь себя полностью, ты пытаешься на результат сыграть. Качество, которое надо передать юниорским командам, чтобы они чувствовали себя победителями. Чтобы выходили на игру и никогда не сдавались, работали до последнего.
– Пару лет назад минское «Динамо» изменило стратегию развития. И это уже не базовый клуб национальной команды, а площадка для развития молодых игроков. Так ли это?
– Все равно у многих в голове останется, что это клуб, где должны играть белорусы. В принципе, звучит неплохо. Но там должны играть те белорусы, которые на самом деле этого достойны. Те ребята, которые играли там за год до этого, показали, что они выдержали конкуренцию, и находятся в составе не потому, что они белорусы, а потому, что они хорошие хоккеисты. И доказывают, что могут играть сильнее, чем некоторые легионеры – на данный момент. Это радует. Хочется, чтобы эта конкуренция оставалась. Вместе с пониманием, что для белорусов здесь есть шанс – приезжайте и играйте! Доказывайте свою состоятельность, чтобы потом ехать и двигаться дальше. Хорошо, что некоторые ребята уехали, получают опыт в других командах. Это будет на пользу сборной.
Как-то я был на стадионе, и там многие спрашивали: «А где белорусы?» Не все до конца понимают, что на самом деле белорусы есть в команде, они играют. Тот же Усов тогда два гола забил. А до сих пор спрашивают. Наверное, все время так будет: «А где? Почему нашим не дают играть?» Поэтому с этим надо смириться и продолжать делать то, что мы делаем.
– У нас появилось много спортивных комплексов, где можно заниматься детям. Но, может вы видите еще какие-то направления для развития, может, еще не хватает инфраструктуры? Или, например, не хватает амуниции? В чем еще можно прибавить?
– Сразу всегда смотришь статистику. И катков у нас все равно мало. Их строят везде. В России практически в каждом дворе есть каток сейчас. Они совершенствуют их, делают так, чтобы экономилась энергия, используют современное оборудование. Плюс у нас не хватает тренерских кадров, которые могли бы помочь нашему хоккею. Есть лед, но на нем еще нужно уметь заниматься, провести тренировку. Федерация работает в правильном направлении, создавая новые программы, для тренерских кадров, привлекая даже родителей, юниоров, 20-летних хоккеистов, которые могут прийти и помочь, чему-то научить.
– Насколько интересно хоккеистам после завершения карьеры становиться тренерами и заниматься с детьми?
– К сожалению, после завершения карьеры многие хоккеисты не знают, что дальше делать, потому что ничего больше не умеют, кроме как жить в хоккее. Люди часто думают, что они все умеют. Я, например, собирался стать бизнесменом. Но над этим надо работать. А сразу после завершения карьеры игрок чаще всего может принести пользу только в хоккее. Поэтому, на мой взгляд, первое, что ему стоит попробовать – поработать тренером в детском или взрослом хоккее.
– Какая задача перед сборной во время ноябрьской международной паузы?
– Просмотреть кандидатов в сборную, у которых не было никогда шансов туда попасть. Дать ребятам возможность проявить себя, дать им толчок для движения вперед, чтобы они вернулись в клубы и почувствовали, что у них еще есть возможность играть лучше. Это также возможность тренерскому штабу поработать вместе, например, из «Спартака» будет Константин Кольцов. Ребят постарше, ветеранов, мы не вызывали, потому что мы знаем как они играют – те же Павлович, Китаров. Они всегда готовы приехать в сборную. И трогать их сейчас не имеет никакого смысла. Но они должны знать, что руководство за ними смотрит.
– Ваш совет хоккеистам: уезжать за океан или оставаться здесь?
– Любой путь – правильный. Хоккеист, который хочет, он всегда чего-то добьется. Поэтому и говорю Илье Усову и Владимиру Алистрову: «Хотя вы не попали на драфт в НХЛ, но у вас есть шанс оказаться в НХЛ в любое время. Вам просто надо работать лучше, чем работает тот же Шипачев, к примеру». Я тоже попал в НХЛ позже, только в 23 года уехал. А Усову сейчас только 21. Так что все впереди у этих ребят. Единственно правильного пути нет, у них у всех будет шанс. Но хотелось бы, чтобы они не просто сыграли там, а закрепились и показали лучший результат, чем предыдущие белорусы.
– Ваш сын Джаггер за какую сборную будет играть?
– Хорошо, если он вообще будет играть. Хотелось бы, чтобы он любил хоккей, как папа, чтобы больше уделял этому внимания. Он одаренный парень, есть способности, но кроме \этого надо еще работать и любить то, чем ты занимаешься. Думаю, к нему это придет. А за кого играть будет… Как вы думаете? Я же хочу Канаду обыграть в один прекрасный день. Поэтому за Канаду он точно играть не будет :)
Источник: прграмма «Спорт-кадр» на «Беларусь 5»