«В Дании все должно работать как часы». Егор Чезганов – про МЧМ-2022, дебют в КХЛ и горячую драку за «Алмаз»
Нападающий Егор Чезганов – один из семи воспитанников жлобинского хоккея, которые составили почти треть ростера молодежной сборной Беларуси на предстоящем чемпионате мира в датском Херсхольме, где наша команда будет биться за путевку в элитный дивизион. В октябре 19-летний форвард дебютировал в КХЛ, причем сделал это, минуя минское «Динамо», что удается белорусам не так уж часто. Пока в его послужном списке всего два официальных матча за «Северсталь». Наверное, их могло быть и больше, если бы не подстерегший игрока коронавирус. Но сейчас эта неприятность позади, и Егор готов помочь нашей «молодежке» вернуться в класс сильнейших, где она не выступала с сезона-2017/18.
В интервью Hockey.by нападающий рассказал об атмосфере в сборной накануне МЧМ, вспомнил, как пробивал себе дорогу в КХЛ, поделился впечатлениями от работы с одним из самых ярких тренеров лиги Андреем Разиным, прокомментировал участие в сентябрьской драке «Алмаза» с московским «Динамо», где получил 43 минуты штрафа, и подчеркнул роль отца в своем хоккейном становлении.
– Что чувствуешь перед стартом молодежного чемпионата мира? Не поколачивает? И какое настроение перед турниром в команде?
– Настроение было позитивным на протяжении всего сбора. Волнения не было, у всех ребят горели глаза, все хотели попасть на чемпионат мира. Из-за пандемии у парней 2002 года рождения отменили юниорский чемпионат мира, потом – молодежный в первом дивизионе. Так что очень хочется сыграть в Дании и завоевать путевку в элиту.
О конкретных матчах и соперниках не думали. Больше концентрировались на тренировках, оттачивали взаимодействия до идеала, чтобы каждый знал свое дело. Уже в Херсхольме будем думать о предстоящих поединках и обсуждать команды, с которыми будем играть.
– В кэмп было приглашено много парней, тренерам нужно было произвести серьезный отсев. Конкуренция чувствовалась? И в чем она выражалась, как проявлялась?
– Конкуренция – это нормально для любой команды. Отбор – это уже работа тренеров, менеджеров. Они решают, кто на какую роль больше подходит, кто будет полезнее на чемпионате мира. Но на взаимоотношениях это не отражается. У нас каждый рад друг другу, очень хороший коллектив, все доброжелательно общаются, никакой напряженности в раздевалках, сплошной позитив. Понятно, что кто-то расстроился, не попав в выездной состав, но он будет лишь рад за тех, кто отправился в Данию. В свою очередь, те, кто пробился на чемпионат мира, поддержали тех, кто остается дома.
Молодежная сборная Беларуси определилась с ростером на чемпионат мира. В составе 23 игрока
– Молодежная сборная в ноябре здорово сыграла на турнире в Латвии, одержала три победы с общим счетом 18-3. Какие эмоции оставил выезд в Елгаву? Уверенные победы над соперниками по МЧМ, Данией и Латвией не расслабят вас?
– Классно, что выиграли, зарядились позитивом, эмоциями. Но все прекрасно понимают, что это лишь подготовка к чемпионату мира, где и составы у соперников будут другие, и отношение. В Херсхольме проигрывать нельзя, нет права на ошибку. Скоро про тот турнир в Елгаве уже никто и не вспомнит. А если Латвию и Данию обыграем на чемпионате мира, то это войдет в историю.
– В Елгаве «молодежка» забросила 18 шайб, но тебе не удалось ни разу поразить ворота, ограничился тремя результативными пасами. Переживал? Насколько вообще доволен остался своей игрой там?
– Не переживал. Я ведь тогда как раз только после болезни вышел, накануне коронавирус перенес. Не все получалось. Но я понимал, что если попаду на чемпионат мира, там буду чувствовать себя по-другому. Главное – это командный результат. Он в Елгаве получился отличным. Да и сам я неплохо отыграл, если учесть все обстоятельства. Глубоко разбираться в себе ни времени, ни смысла не было. Нужно готовиться дальше. Понимаю, что главное – помочь команде на чемпионате мира, там выигрывает только коллектив, индивидуальная статистика уходит на второй план.
– В Елгаве «молодежка» была без Сергея Стася. В декабре же на сборе он очень плотно поработал с командой.
– Ноябрьский кэмп был очень коротеньким, мы не успели все освоить за два дня. Сейчас же полностью отрабатывали всю систему игры. Думаю, будем намного лучше смотреться, чем в Елгаве. Все должно работать как часы.
– На МЧМ отправились сразу семь воспитанников жлобинского хоккея. Солидная диаспора в «молодежке» помогает чувствовать себя увереннее? В чем секрет продуктивности вашей школы?
– Круто вместе с ребятами, с которыми ты начинал в детстве, дойти до такого уровня. Они в сборной мне ближе всех, конечно. Это приятно. А что касается плодов школы – то это заслуга тренеров. Среди них был и мой отец, который работал с парнями 2002-2003 годов рождения, пока мы с ним не уехали в Санкт-Петербург. Потом эту команду принял Евгений Дубков, ему помогали Игорь Юшков, Игорь Руф. Думаю, благодаря им в Жлобине такое поколение выросло.
– В нынешнем составе есть два человека, Виталий Пинчук и Валентин Демченко, которые в 2019 году играли на домашнем МЧМ. Что они рассказывали про тот турнир? Что нужно сделать, чтобы не повторилась та история?
– Ничего не рассказывали. Да что уже его вспоминать? Впереди – новый турнир, многое поменялось с тех пор, будем играть не в Минске, а в Дании. Нужно писать новую историю, и каждый должен внести свой вклад в то, чтобы она стала победной.
– Так получилось, что у поколения игроков 2002 года рождения, в том числе из-за пандемии, не так много международного опыта именно на уровне сборных. Насколько это серьезная проблема?
– Ну да, парни 2003 года весной сыграли на ЮЧМ, в то время как мы пролетели мимо чемпионатов U18 и U20. Но не сказал бы, что это слишком серьезная проблема. Хоккей в целом один и тот же. Да и международный опыт у нас все же кое-какой имеется – пусть не на уровне чемпионатов мира, а на других турнирах, где тоже встречались с хорошими соперниками. Все равно за это время мы повзрослели, набрались опыта: кто – в экстралиге, кто – в КХЛ. А чемпионат мира в Дании я сравнил бы еще с матчами плей-офф на клубном уровне. Там схожие атмосфера и ощущения, когда у тебя нет права на ошибку. В прошлом сезоне это испытали на себе практически все наши ребята.
– Чем отличались матчи в Латвии от тех же игр в чемпионате МХЛ?
– Уровень сопоставим, ребята молодые, желание – через край. Разве что выступление за сборную больше ответственности добавляет.
– Ты хорошо провел прошлый чемпионат МХЛ, хотя получаться начало далеко не сразу. Зато в феврале вообще феерил: хет-трик, главная звезда дня в МХЛ, лучший игрок недели. За счет чего удалось так прибавить?
– В начале сезона играл по шесть минут за матч, за это время сложно было себя проявить. Меня даже в НМХЛ в череповецкий «Металлург» спускали, я там 12 бросков за игру совершал. Потом «Алмаз» обменял двух ребят, и где-то с декабря у меня появилось больше игрового времени, больше доверия со стороны тренеров. И сразу же пошли голы и передачи, дублем отметился.
– В плей-офф «Алмаз» проиграл в трех матчах СКА-1946, тебе не удалось набрать очков. Почему?
– Серия получилась очень короткой, но нельзя сказать, что соперник нас очевидно превосходил. В первом матче в Санкт-Петербурге переиграли хозяев по броскам, вполне могли побеждать, но уступили по буллитам. Вторую игру тоже могли цеплять, почти догнали соперника с 1:4, но уступили с разницей в один гол. Там и судьи где-то напортачили, наш клуб затем отправлял по этому поводу запросы. Ну а третий матч в Череповце уже сами проиграли, много ошибались.
Тем не менее, осталось чувство недосказанности. Очень обидно проигрывать серию 0-3, когда чувствуешь, что не особо уступаешь сопернику, и ребята это осознавали, ощущалась заряженность в раздевалке. Поэтому были расстроены, и близко не ожидали, что все так быстро закончится. Может, фарта не хватило? Все штанги и перекладины обстучали.
– Эту предсезонку ты ведь прошел уже с клубом КХЛ?
– Да, почти полностью. Лишь в начале меня отправили в команду МХЛ, на летние сборы «на земле». А когда вернулись в Череповец, вышел на лед уже с «Северсталью». Сезон я начал с «Алмазом», но буквально через две недели меня снова подняли в первую команду.
– Много ли, помимо тебя, во время предсезонки в «Северстали» было таких же молодых игроков, сверстников?
– Нападающие Никита Гуслистов, Александр Агапов, Максим Неволин, Прохор Корбит, Руслан Абросимов, защитники Иван Рогов, Тимур Каримов. Итого – восемь человек на два места для лимитчиков, конкуренция очень высокая!
– Это была самая сложная предсезонка в твоей карьере?
– Одна из самых тяжелых. В прошлом году из-за коронавируса было не особо тяжко. А вот в сборной U18 в 2019 году тоже хорошая предсезонка была, трудная. Да и вообще легких предсезонок, я думаю, не бывает. Этим летом она была сложнее за счет баллонов. У меня это впервые было, раньше их таскать не доводилось. Но это система подготовки Андрея Разина. Было тяжело, но все молодчики – выдержали! Заложили хороший фундамент на сезон, поэтому команда сейчас идет высоко в таблице, благодаря Андрею Владимировичу и сплоченному коллективу.
– Дебют в КХЛ как случился? Это было неожиданно?
– Я ждал этого. Меня вызвали в первую команду перед домашней серией «Алмаза», накануне игры со «СКА-Варягами». Вроде 12 сентября это было. Так что около двух недель работал с «Северсталью», ждал шанса дебютировать. Параллельно меня спускали помочь «Алмазу» в МХЛ. А когда поехали на выезд Рига – Хельсинки, то чувствовал, что пора. И перед матчем с «Йокеритом» ко мне Ваня Рогов подошел и сказал, чтобы я готовился. Ему сказали, что в следующей встрече место лимитчика займу я. Так и получилось. Это было 1 октября.
– Успел прочувствовать уровень КХЛ в матчах с «Йокеритом» и «Локомотивом», где проводил на льду по 7-8 минут?
– В Хельсинки, по статистике, еще получилось стать самым быстрым игроком матча :) Желание било через край, плюс предсезонка многое дала, я ведь там провел 6-7 игр. Знал, что надо делать, мандража особого не было. Просто старался выполнять свою работу. «Йокерит» тогда, конечно, был на ходу, вроде серия из 12 побед подряд, они на пике были. Да еще мощная зрительская поддержка. Очень тяжело было против них играть.
– Как тренеры оценили твой дебют?
– Подбадривали после каждого удачного действия или выигранного единоборства, чтобы становилось больше уверенности.
– С тех пор, как тебя в середине сентября вызвали в «Северсталь», ты в основном тренировался там?
– Ну да, до середины октября, пока не заболел. А когда выздоровел, пришел вызов в молодежную сборную на турнир в Латвии. Когда вернулся, то уже тренировался с «Алмазом», провел два матча в МХЛ – и снова приехал в сборную.
– Тренироваться с командой КХЛ – это плюс. Но другая сторона – это нехватка игровой практики.
– Дебютировать в КХЛ для молодого игрока – здорово. Спасибо «Северстали» за доверие и этот шанс. Согласен, без практики тяжеловато, но нужно быть готовым выйти в любой момент, сражаться за место в составе. Других вариантов нет, поэтому надо ждать свой шанс и цепляться за него. Когда командируют в «Алмаз», стараешься пользоваться этим по максимуму, как можно быстрее поймать игровой ритм. А это не так просто, потому что в «Северстали» и «Алмазе» система игры немного отличается. Но в этом и суть профессионализма игроков – уметь перестраиваться, выходить и показывать результат. Тем более, я слежу за «Алмазом», смотрю, как играет команда, и в любой момент готов помочь.
– В начале этого сезона ты был участником знатной драки в матче с московским «Динамо», получил больше всех штрафа, успел сцепиться с двумя соперниками.
– Да не сказать, чтобы прямо с двумя. Мы знали, что на следующий день после матча с динамовцами должны были поднять в «Северсталь» кого-то из нас троих – либо меня, либо Агапова, либо Неволина. Очень хотелось себя проявить. Но у меня в тот день шайба в ворота не шла, в конце встречи был немного сумбурный хоккей. Ну и начали заварушку. Хотя после первой стычки я не хотел продолжать, толкнул какого-то парня и уезжал уже с площадки, там еще с меня шлем слетел. И тут соперник, Игнат Коханин, стоявший возле нашей лавки, решил меня немного поучить, видимо. Но это у него не получилось :)
Концовочка матча закипела: 215 штрафных минут заработали на двоих московское «Динамо» и «Алмаз»
— Молодежная Хоккейная Лига (@MHL_rus) September 13, 2021
⠀#ЛигаСильных pic.twitter.com/Pz5FYFDCZy
– И выписали тебе 43 минуты штрафа в той встрече.
– Но это единственный из 12 матчей за «Алмаз» в этом сезоне, где я получил удаления.
– В сентябре 2019-го у тебя была еще одна заметная драка – с жлобинским товарищем Сергеем Кузнецовым. Ты тогда играл в экстралиге за сборную U18, он – за U20. Что тогда не поделили?
– Надо было заступиться за партнера. Ну и понеслось немного не в то русло :) Но все нормально. Мы, жлобинские, дружим между собой. Так что после этого руки пожали, да и дальше играли. Просто эмоции – и ничего больше.
– С этого сезона в «Алмазе» новый главный тренер – Андрей Шефер. Что изменилось по сравнению с прошлым годом?
– Каждый тренер вносит что-то свое, под требования каждого надо подстраиваться, в чем-то изменилась система игры. Но все нормально – сработались, стараюсь добиваться результата вместе с командой.
– Андрей Шефер вроде родился в Могилеве. Знаешь об этом?
– Да, он мне сказал об этом. У меня было свободное время, заглянул на тренировку «Алмаза» – поздороваться и пообщаться с ребятами. Пересекся с тренером, завязался разговор про Беларусь.
– «Северсталь» сейчас – одно из открытий сезона. Несмотря на один из самых небольших бюджетов в лиге, команда идет в лидерах Западной конференции, у нее была длительная победная серия... За счет чего это получается?
– За счет коллектива, благодаря четкой работе тренерского штаба под управлением Андрея Владимировича Разина и профессионализму массажистов, врачей, администраторов, начальников команды. Каждый вносит свой вклад, мы все работаем на победу. Отсюда и результат.
– Многие игроки тепло отзываются о Разине. Тот же Алексей Михнов из жлобинского «Металлурга» сказал, что ему под руководством этого тренера очень понравилось играть, и что он жалеет, что столкнулся с ним только под занавес карьеры. По его словам, Разин не загонял хоккеистов в какие-то рамки: ты обязан строго действовать в обороне, но в атаке была полная свобода. Андрей Владимирович и сейчас такой? Или стал строже?
– Вроде не изменился. Импровизация в зоне атаки только приветствуется. В пределах разумного, конечно. Ребята нарабатывают какие-то креативные вещи и пробуют это использовать. А в зоне обороны мы действуем строго. Наверное, поэтому и мало пропускаем. Так что согласен с Батей – с Алексеем Михновым.
– Разин много разговаривает с игроками индивидуально? Он как-то сказал в интервью, что дверь в тренерской всегда открыта для любого игрока. Не было желания зайти?
– Я молодой еще, особого желания зайти пока не было :) Мне кажется, он следит за каждым. Он говорил, что если увидит проблемы у игрока в физическом или моральном плане, то поговорит с ним и поможет разобраться. Здесь он крутой специалист.
– Можно ли сказать, что это необычный тренер? Встречались тебе в чем-то похожие специалисты?
– Андрея Владимировича не могу ни с кем сравнить. Это действительно особый человек и тренер, всё видит по-своему.
– Не знаю, помнишь ли ты, но весной 2020-го была и такая история, когда игроки «Северстали» выступили с открытым письмом против Андрея Разина. Они обвиняли его в том, что у него есть любимчики, и что наставник унижает игроков.
– Я об этой истории не знал. И даже как-то удивительно такие обвинения слышать. За то время, что удалось поработать под руководством Андрея Владимировича, не заметил любимчиков. Или чтобы кого-то гнобили. Как и у каждого наставника, у нас в команде соблюдается субординация между игроками и тренером. У меня только положительные впечатления. Если нужно, Разин заведет хоккеистов, и встряхнуть их может, и успокоить. Очень большой мотиватор, все делает своевременно. В немалой степени и по этой причине команда сейчас высоко в таблице.
– Кто тебе помогал освоиться в Череповце?
– Костантин Шостак и Владислав Кодола, белорусские игроки в составе клуба. Правда, Костя сейчас ушел, играет в Финляндии. Так что одного брата-белоруса мы пока потеряли :)
– С конца октября в «Алмазе» закрепился 17-летний Павел Камко. Ты чем-то помогал ему?
– Ну, он в системе «Северстали» оказался раньше меня. Для него это не новый коллектив. Он ведь играл и за юниорскую (U18) команду, и за «Металлург» в НМХЛ. Прошлую предсезонку с «Алмазом» проходил. Так что адаптация ему не требовалась. Все друг друга знают, между «Металлургом» и «Алмазом» коммуникация хорошо налажена. А меня, кстати, когда Пашу в октябре перевели в «Алмаз», там уже не было, потому что к тому моменту получил вызов из «Северстали».
– Ты когда стал центральным нападающим? Сам так захотел, или тренеры поставили?
– В детстве, когда тренировался и играл в Питере, отец решил попробовать меня в центре. Получалось неплохо. Но когда приехал в сборную U18, то весь сезон-2019/20 в экстралиге «Б» провел на краю. В Череповце первый год тоже начинал на фланге. А когда появились проблемы с центральными форвардами, обозначил желание играть в центре. Поэтому еще в прошлом сезоне в «Алмазе» стали пробовать на этой позиции. Так получилось, что после перевода в центр у меня и дела на лад пошли. Стало больше работы в обороне, да и в атаке не забывал команде помогать. Но если надо, я могу и на краю действовать – как справа, так и слева.
– Центрфорвард считается самой ответственной позицией в пятерке.
– Ну да, мозг звена, от него очень многое зависит. Так что согласен с этим.
– Тебе в центре больше нравится?
– Мне комфортно в центре. Поэтому, видимо, и остался на этой позиции. Нравится строгость в обороне, могу отобрать шайбу в нужный момент. Люблю, когда как можно меньше пропущенных шайб.
– Видел скриншот видео, где у тебя шайба в зубах. Что это за момент, и что тебе на это сказал судья?
– Это случилось в прошлом сезоне во время матча во Владивостоке, у меня там еще хет-трик был. Закончился период, и надо было отдать шайбу судье. Я решил сделать это в таком стиле :) Арбитр посмеялся. Получилось, поднял ему настроение.
– Ты учишься в Санкт-Петербурге на втором курсе по специальности государственное муниципальное управление, это образование в дальнейшем может позволить стать руководителем какого-нибудь предприятия. Почему выбрал такую специальность?
– Родители посчитали, что не помешало бы получить образование. У меня в школе хорошо было с гуманитарными предметами, подсказали, куда можно поступить. Мне понравилось, решил попробовать свои силы – получилось. За два с половиной месяца подготовился к ЕГЭ и поступил. Правда, в прошлом декабре взял академический отпуск. Совмещать оказалось слишком тяжело.
– Твой отец, Игорь Чезганов, в 1990-х годах играл за жлобинскую «Белсталь».
– Да, папа рассказывал мне. Сейчас они с мамой живут в Питере. Отец там работает тренером в детской команде. Он вообще в меня очень много вложил, вел меня до 15 лет. И до сих пор иногда делится своим опытом. Разбираем с ним мои игры, постоянно что-то советует, подсказывает, помогает улучшить какие-то компоненты, говорит, над чем надо поработать. Очень благодарен ему за это.
Текст: Сергей Вишневский
Фото: Hockey.by, almaz.severstalclub.ru, khl.ru, vtrhockey.com