Оценка игроков на спартакиаде будет производиться по системе скаутов НХЛ. Что это значит?

Объясняет скаут ФХБ Артем Жандоров.

За участниками республиканской спартакиады школьников, которую с 29 марта по 1 апреля примет Новополоцк, будут пристально следить селекционеры федерации хоккея и минского «Динамо», главный тренер юношеской (U17) сборной Дмитрий Шульга, генеральный менеджер сборных Михаил Грабовский и другие специалисты. Как уже отмечалось, этот турнир станет смотром кандидатов в младшие сборные Беларуси нового созыва. А оценка игроков впервые будет производиться по системе скаутов НХЛ. Hockey.by с помощью скаута ФХБ Артема Жандорова объясняет, что представляет из себя эта система. Кроме того, мы покажем вам пример карточки для оценки игроков.

Система оценки представляет собой модель 4 компонентов навыков хоккеистов и наличие ограничивающих факторов по ним, – говорит Артем Жандоров. – Ниже мы перечислим эти компоненты:

1. Техническая составляющая

2. Тактическая составляющая

3. Физическая составляющая

4. Психологическая составляющая

В свою очередь, каждый их этих компонентов делится на множество пунктов.

Например, техническая составляющая владения клюшкой включает в себя такие показатели, как дриблинг, работа на ограниченном участке льда, контроль шайбы на высокой скорости и так далее.

Для оценки хоккейного чутья выбраны несколько пунктов, которые, в свою очередь, делятся еще на несколько подпунктов. Если взять, к примеру, предвидение ситуаций, то здесь учитывается то, как хоккеист читает игру и реагирует на разные игровые моменты, как выбирает позицию, предвосхищая развитие ситуации, как видит возможности для перехода в контратаку и так далее.

Итого всего 40 показателей, на основании которых производится оценка игрока.

Вот только небольшая часть карточки для оценки игрока:


После анализа всех показателей выносится итоговое заключение и по игроку и оценивается его потенциал:


Что касается ограничивающих факторов, то они означают, что тот или иной компонент игры хоккеиста недостаточно развит, и одновременно с этим он может ограничивать и другие компоненты.

Устранение ограничивающих факторов может происходить за счет:

наследственности (генетики, раннего или позднего полового созревания)

установки на рост игрока (мотивация, амбиции, лидерские качества, дополнительная работа на льду и зале и т. д.)

правильно организованного тренировочного процесса (баланс тренировок, восстановление, питание, сон и т.д.)

Таблица оценок уровня игрока будет производиться по 10-балльной шкале:

1-2 – плохо;

3-4 – средне;

5-6 – хорошо;

7-8 – очень хорошо;

9-10 – отлично;

После выставления оценок с хоккеистами проводятся беседы, в которых акцентируется внимание, над чем им надо работать. В Северной Америке упор делается на самостоятельную работу. У нас же, к сожалению, это игрокам донести сложнее. Плюс у нас не так много площадок, где оборудованы бросковые зоны. И это одна из причин того, что у нас мало игроков, обладающих хорошим броском, и в частности, со средней дистанции. Они бросают либо слабо, либо мимо. На это же обращал внимание и Михаил Грабовский.

Бросок состоит из трех основных качеств сила, быстрота, точность. И часто у наших игроков присутствует только одно из них, реже два. Но в будущем наличие именно всех трех компонентов броска будет выделять хорошего хоккеиста, и над ними надо работать.

Очень важно, чтобы у игроков была установка на рост. Для этого нужно, чтобы парни нормально воспринимали критику и информацию о своих недостатках. Надо чтобы они понимали, что их критикуют не потому, что они не нравятся, а для того, чтобы парень понял, что в нем заинтересованы и хотят, чтобы он стал лучше.

Еще в прошлом году пытался достучаться до ребят 2005 года, которые выступали на спартакиаде. Занимался анализом их навыков. До многих достучался. И те, с кем пообщался, за прошедшее время добились определенного прогресса. К сожалению, много хоккеистов у нас пропадает при переходе с юниорского на взрослый уровень. И во многом это из-за того, что долгое время им мало уделялось внимания в плане индивидуального развития, а сами они зачастую не знают, что нужно делать. Сейчас мы меняем эту ситуацию.

Повторюсь: крайне важно, чтобы хоккеист занимался дополнительно своим развитием: это и работа над бросками, и над своим физическим состоянием, и над остальными навыками.

В следующем сезоне при формировании нового созыва сборной U17 мы планируем взять за основу модель нынешней команды U18 под руководством Андрея Михалева. И вот почему. Практически полностью изучив ребят 2006 года рождения, мы пришли к выводу, что этот возраст надо укреплять парнями 2007 года. По своему потенциалу их можно сравнить с поколением наших хоккеистов 2002 года. За последние 10 лет я бы даже поставил 2007 год на первое место. Там очень много хороших парней, и все они на этой спартакиаде будут играть заметные роли.

Схожая ситуация была и в юниорской (U18) сборной Андрея Михалева, где парней 2004 года рождения пришлось разбавлять ребятами на год младше. И мне импонирует принцип подбора хоккеистов в нынешней юниорке, которая здорово выступила на турнире в Словакии и на юношеском олимпийском фестивале в Финляндии.

У разных специалистов свой взгляд на формирование состава, в частности, на использование в центре звена габаритных игроков, так как они добавляют мощи, что позволяет выигрывать единоборства, закрыть вратаря на пятачке. Так всегда было, есть и будет. Но на ситуацию нужно смотреть в комплексе. Главный принцип – играть должны сильнейшие. Это значит, что и негабаритные центральные нападающие, но обладающие другими достоинствами, будут востребованы. При оценке таких игроков уделяется внимание бойцовским качествам и характеру, так как именно эти факторы могут компенсировать недостаток роста и веса на этапе перехода с молодежного на взрослый уровень.

Кстати, на будущий сезон мы ведем работу в том числе с юными белорусами, выступающими сейчас в России, по привлечению их в институт сборных.

Также очень важно уделять большое внимание когнитивному развитию игроков. Прежде этому направлению у нас не придавалось много значения. Но во всем мире уже осознали, что умение настраиваться мысленно и эмоционально способствует быстроте принятия решений, а также помогает принимать решение, оптимальное для конкретной ситуации. А когда ты четко знаешь, что тебе нужно делать в любой сложной ситуации, это отражается и на быстроте физического перемещения спортсмена.

В плане развития психологических аспектов хотелось бы добиться от наших игроков большей агрессии и здорового пофигизма. Это те качества, которые помогут избавиться от излишнего почтения и боязни соперника. И подвижки в этом направлении есть. Сборная U18, к примеру, уверенно чувствовала себя в матчах с сильными конкурентами и на турнире в Словакии, и на юношеском олимпийском фестивале в Финляндии. А «молодежка» вытащила ключевые матчи на МЧМ, в том числе с Норвегией, в котором «горела» со счетом 0:2.

Для этого у спортсмена должна быть жажда победы. Но она, конечно, должна подкрепляться и физической, и технической, и тактической подготовленностью. Сумма этих навыков и дает хоккеисту необходимую уверенность в себе.

Спартакиада позволит выявить хоккеистов, которые способны справляться со стрессом в условиях высокой конкурентной среды краткосрочных турниров, эти опыт и навыки впоследствии можно перенести на ЮЧМ и МЧМ. Сегодня это является не менее важным фактором, чем физическая, техническая, тактическая подготовка. И, как элемент психологической подготовки, стрессоустойчивость должна занимать особое место в оценке игрока, – считает Артем Жандоров.


Для тех, кто не сможет посмотреть матчи спартакиады в Новополоцке вживую, будет возможность увидеть их в прямом эфире на YouTube-канале Хоккей Беларуси. А Hockey.by будет подробно рассказывать о турнире. Следите за новостями на нашем сайте!

Новополоцк примет хоккейную спартакиаду школьников 2022. Она станет смотром кандидатов в младшие сборные Беларуси

Шарангович, Дроздов, Колосов, Климович и другие яркие имена на спартакиадах школьников прошлых лет

Текст: пресс-служба ФХБ