МХЛ Интервью 14 сентября 2022

«Смотрел разбор игры Маккиннона и Мэттьюса, потом применял на льду». Антон Лазаренко – о ярком дебюте в МХЛ, прорывном сезоне в «Юниоре» и лакросс-голах

19-летний форвард летом стал лучшим снайпером «Кузнецких медведей» в межсезонье и не стушевался на старте чемпионата.

Воспитанник жлобинского хоккея Антон Лазаренко (2003) в минувшем сезоне отлично проявил себя в «Юниоре», настреляв в регулярном чемпионате высшей лиги 61 (25+36) очко в 56 матчах и став вторым бомбардиром команды. А на днях форвард ярко дебютировал в МХЛ за «Кузнецких медведей»: в стартовой встрече против «Красноярских рысей» (6:0) оформил ассистентский хет-трик, а в повторном поединке (2:3 ПБ) забросил и первую шайбу в лиге.

В интервью Hockey.by лучший снайпер «Кузнецких медведей» в межсезонье (5 шайб в 10 играх) рассказал про дебют в МХЛ и вызов в летний кэмп новокузнецкого «Металлурга», о том, как получил место в спецбригадах большинства, чему учился у звезд НХЛ Натана Маккиннона и Остона Мэттьюса, кто помог ему освоить исполнение голов в стиле лакросс и о многом другом.   


– Как в команде отреагировали на твой удачный дебют в МХЛ?

– Ребята поздравили с первыми баллами, тем более сразу три в первом же матче набрал. Тренеры похвалили. Читал комментарии болельщиков, они тоже довольны были. Жаль только, что во второй игре, где я свою первую шайбу в лиге забросил, мы потерпели обидное поражение. Мы должны были побеждать, но уступили по буллитам.

А результативные очки в первых же матчах, конечно же, прибавляют уверенности. Но я каждый день работаю над собой и не все показал, на что способен. Буду развиваться дальше и прибавлять. В этом сезоне поставлена задача выйти в плей-офф, и я должен как можно больше в этом помочь команде.

– Ты первых два матча провел в третьем звене, но все очки набрал в большинстве, выходя в спецбригаде с игроками первой пятерки. Когда тебя стали подключать к игре в большинстве?

– Сначала у нас был «Кубок G-Drive» в Омске, к тому времени мы еще не наигрывали ни большинство, ни меньшинство, потренировались перед ним буквально неделю, по два ледовых занятия в день. И когда пошли первые матчи, меня стали пробовать в большинстве справа, с партнерами Ваней Лыковым и Демидом Паничкиным [они сейчас играют в первом звене]. И во втором поединке на турнире, с «Красноярскими рысями», я забросил в большинстве. Еще в одном матче голевую передачу отдал. И когда приехали тренироваться в Новокузнецк, меня начали наигрывать в большинстве. Удалось реализовать удаление в спарринге с «Динамо-Алтаем». Наверное, за счет этих голов мне и доверяют. Наша спецбригада хорошо работает. Было такое, что тренеры пробовали и другие варианты, кого-то ставили во вторую спецбригады, но в итоге вернулись к нынешнему составу. И в стартовом матче чемпионата МХЛ из семи попыток большинства реализовали пять.

– Как возник вариант с «Кузнецкими медведями», и почему выбрал именно эту команду?

– Когда в феврале созванивались с агентом, решили, что предметно будем обсуждать планы на будущее после окончания сезона. На тот момент интерес проявляли три клуба МХЛ. Остановились на «Кузнецких медведях», потому что там есть хорошая база, условия для роста, с молодыми качественно работают. Наш главный тренер, Евгений Степанович Королев, поиграл в НХЛ. Недавно из «Адмирала» пришел помощник, Виктор Александров [был лучшим бомбардиром новокузнецкого «Металлурга» в сезоне-2007/08, сын легенды казахстанского хоккея олимпийского чемпиона-1976 Бориса Александрова]. Он работает с нападающими и спецбригадами большинства.

Сейчас тренерский штаб много внимания уделяет работе над тактикой, делает индивидуальные подсказки игрокам. Помогают развиваться, всё объясняют: как правильно закатываться, как бросать, какую позицию выбирать.

У нас в Беларуси большинство коробок или большие, или «финского» размера, а здесь канадские площадки, они меньше. Надо думать и все делать быстрее. Играем в активный хоккей. Приходится перестраиваться, есть много различий по сравнению с тем хоккеем, к которому привык в Беларуси – и в тактике, и в завершении атак.     

– У тебя контракт на один год. Каким видишь следующий шаг? Хотел бы остаться в системе новокузнецкого «Металлурга»?

– В МХЛ этот сезон для меня последний, на следующий год по возрасту уже не смогу в этой лиге играть. А дальше пока не загадываю: как будет, так будет. Главное – работать и развиваться, а там уже как Бог даст. 


– Вызов на предсезонный сбор команды ВХЛ оказался для тебя неожиданным?

– Вообще – да. Но я спокойно к этому отнесся. В принципе предполагал, что такое может случиться, поэтому морально был готов.

Изначально собирался начинать предсезонку в МХЛ, с «Кузнецкими медведями», сборы проходили в Бердске. Но потом позвонил агент и сказал, что я поеду в Саранск, в кэмп главной команды клуба – новокузнецкого «Металлурга», выступающего в ВХЛ.

Провел с «Металлургом» неделю, увидел уровень, к которому нужно стремиться. По меркам ВХЛ – это топ-команда, условия на сборе в Саранске были ничуть не хуже, чем в клубах КХЛ. Можно сравнить с нашими Раубичами. Понравилась также «Мордовия-Арена», построенная к чемпионату мира-2018 по футболу.

Ну а на тренировках, когда смотришь на таких мастеров, как Макс Кицын [чемпион мира-2010/11 среди молодежи, лучший игрок ВХЛ сезона-2021/22], многому можно научиться.

– Тренеры намекали на то, что у тебя есть шанс пробиться в состав команды ВХЛ уже к началу этого сезона? Или это скорее было скорее знакомство с игроками, имеющимися в структуре клуба?

– На этом внимание не акцентировали. Но для меня было здорово и полезно попасть в этот кэмп. 

– В начале предсезонки в новокузнецком «Металлурге» было пять белорусов. Как там отнеслись в «белорусскому нашествию»?

– Спокойно отнеслись. Никакой настороженности или неприязни не чувствовал. Каждый год на сборах много новых игроков, формируется новая команда, кого-то просматривают, с кем-то расстаются. Так всегда было, так всегда и будет. Поэтому все просто работали и доказывали право попасть в состав.

– Но в итоге в структуре клуба к началу сезона остались лишь двое – защитник Павел Воронов начал в команде ВХЛ, ты – в МХЛ. А вот с Михаилом Ковалевым, Павлом Ажгиреем и Юрием Веремеенко расстались, хотя уже были подписаны контракты.

– Если честно, это стало неожиданностью. В один день сразу с троими расторгли контракты. Но так бывает. Видимо, так решил тренерский штаб. Наверное, по каким-то критериям не подошли. Все-таки здесь другой хоккей, отличается от белорусского и по скоростям, и по уровню конкуренции. Все хотят пробиваться выше.     

– Это могло быть связано с тем, что если вы иностранцы, то спрос с вас выше?

– Ну, когда нас с Юрой Веремеенко отправили в «Кузнецкие медведи», то в разговоре с тренерским штабом было сказано, что мы сюда приехали не отбывать номер, а на ключевые позиции, что должны стать лидерами в команде. Такая ставилась задача.


– Прошлый сезон в «Юниоре» стал для тебя прорывным в плане результативности, ты сильно прибавил в сравнении с предыдущими годами. С чем ты связываешь такой прогресс?

– Его удалось добиться за счет работы. Много времени проводил в бросковой зоне, дополнительно занимался на льду. Смотрел на YouTube разбор игры топ-хоккеистов НХЛ – Натана Маккиннона, Остона Мэттьюса: как бросают, как идут в обводку, делают ускорения, как действуют в различных ситуациях. Потом выходил на тренировки и старался это применять. Что-то получалось, что-то – нет.

Кроме того, после каждого матча разбирал свою игру. Это тоже помогало улучшать ее в следующих встречах.

Плюс у меня еще были очень хорошие партнеры по тройке – Юрий Юхарев и Леша Вертинский. Мы с ними много общались, и до сих пор общаемся. Очень здорово у нас получалось взаимодействовать.

– Какие стороны особенно удалось улучшить за минувший сезон?

– Когда после сезона связывался со скаутом ФХБ Артемом Жандоровым, он обратил внимание, что нужно улучшать катание. Летом на «Чижовка-Арене» начал над этим работать, удалось исправить что-то в этом компоненте. Прибавил также в скорости катания и скорости принятия решений.

– В прошлом сезоне ты дважды забросил в стиле лакросс. Специально работаешь над этим компонентом или действовал по ситуации?

– Осваивал этот прием, еще когда играл в Жлобине в юниорской лиге играл, и за «Металлург-2» – в высшей. Наш тренер Евгений Петрович Дубков мне показывал, как это делается [в бытность игроком он и сам отличался такими голами]. У него я и научился. Он меня еще просил, чтобы я помахал в камеру, когда лакросс забью, но я все время забываю. Надеюсь, в этом сезоне получится так забросить, и я ему помашу наконец-то :)

– Насколько сложно было освоить этот прием?

– Когда на тренировках едешь мимо пустых ворот, раз поднимешь, попробуешь, потом – еще раз. В игре много попыток было, но не всегла получалось поднять шайбу, где-то она сходила с крюка, а потом – раз получилось, два… Конечно, очень приятно такие шайбы забрасывать. Это дело практики. Чем больше пробуешь, тем больше будет получаться. Но все же сначала надо больше пробовать на тренировках, чтобы ты был уверен, что сможешь поднять. Потому что в матче может чуть по-другому получиться.


– Не все тренеры одобряют эти трюки. Как думаешь, в Новокузнецке за такие вещи не станут ругать?

– Думаю, не будут ругать. Самое главное – чтобы получилось.

– В регулярном чемпионате МХЛ с «Динамо-Шинником» «Кузнецкие медведи» не встретятся. А если бы такой матч был в календаре, он стал бы для тебя особым, принципиальным?

– Не стал бы его выделять из ряда остальных. Скорее это был бы обычный матч, бился бы, как в каждой встрече, за свою команду, несмотря на то, против кого играю. Особенность его была бы разве что в том, что на него могли бы приехать родители и друзья, если бы матч проходил в Беларуси.   

– Как в Жлобине восприняли твой переезд в МХЛ?

– Созванивался с директором «Металлурга» Андреем Валерьевичем Павловичем. Обсудили мой переход, пообщались на хорошей волне. Он пожелал удачки. Тренеры и родные тоже пожелали  успехов, так что спокойно поехал. В Беларуси, кстати, права на меня по-прежнему закреплены за жлобинским «Металлургом».

– Новокузнецк похож чем-то на Жлобин? Это ведь тоже металлургический город.

– Я пока город толком и не рассмотрел. Видел новый ледовый дворец, который должны в этом году достроить – большой, огромный, классный. Все-таки во время предсезонки по две тренировки в день на льду, потом еще в зале. Приходишь уставший с одним желанием – поспать, отдохнуть. Как появится время, выйду в город.


– Ближайший ваш матч – 15 сентября с «Мамонтами Югры». Как к нему готовитесь?

– Будем разбирать свою игру, про соперника тренеры тоже подготовят, наверное, информацию. Но перед прошлыми играми мы основной упор делали на изучение того, что у нас в матчах не получалось, чтобы в следующих встречах убрать ошибки и показать хоккей намного лучший. На соперниках не так концентрировались. Может быть, потому, что сейчас начало сезона, все команды обновились. Но в трех предстоящих домашних матчах надо выложиться по полной, потому что предыдущий поединок очень обидно проиграли, все будут по максимуму отдаваться, чтобы реабилитироваться.

Текст: Сергей Вишневский

Фото: пресс-служба «Кузнецких медведей»