Денис Ламеко: мы собирали состав не по мастерству, а именно по человеческим качествам. Сейчас отмечаем, что у ребят появляется уверенность
– Денис Павлович, как красиво сейчас в Лиде! Поменялась атмосфера в Ледовом дворце: уменьшилась коробка и совершенно по-другому теперь хоккей смотрится. Прекрасные трибуны, которые заполнены. А еще есть побеждающая команда. Все сошлось?
– Я расскажу даже больше! В мае мы начали с ремонта раздевалок, то есть с улучшения условий для игроков. Вы еще не видели нашу раздевалку – там все полностью изменилось, и тренерская тоже новая. Так что ледовая площадка уменьшилась до канадских размеров. Произошли глобальные изменения. Все лето мы занимались этим, чтобы хоккеисты, которых мы пригласили, могли прийти в клуб и ни о чем не думать, а только играть.
– Может быть, в этом есть одна из причин того, что вы имеете сейчас? Потому что, когда даешь условия игрокам, когда у хоккеистов есть уверенность в завтрашнем дне, когда быт организован, тогда всем легко сосредоточиться на выполнении задач.
– Да, полностью согласен! Меня назначили 1 марта. Спасибо руководству города за доверие! Когда мы общались, я говорил, что, помимо бюджета команды, нам нужно создать хорошие бытовые условия, чтобы хоккеисты не нуждались в мелочах, например, в питании. Если сравнивать с другими клубами Беларуси, то в Лиде условия немного отличаются. У нас они лучше, даже по сравнению с ближайшим «Неманом». Поэтому выражаю благодарность председателю райисполкома. Кроме того, как вы заметили, ледовая площадка изменилась, и мы подбирали игроков под канадский стиль игры.
В «Лиде» хоккеистов подбирали даже по мастерству, а именно по человеческим качествам. Нам предлагали многих, и мы долго рассматривали варианты. Общались со специалистами и с напарниками из предыдущих команд, чтобы понять, как потенциальные новички ведут себя в быту: в раздевалке, на льду, в автобусе. Мы уделили этому много внимания. Поэтому, когда летом проводили спарринги с командами из ВХЛ и проигрывали, было видно, что ребята слушают и слышат тренерский штаб. Постепенно игроки прибавляли от матча к матчу. Да, в Кубке Руслана Салея нам немного не хватило, возможно, из-за большого количества товарищеских встреч. Но, с другой стороны, благодаря им мы неплохо вошли в регулярный чемпионат. Сейчас отмечаем, что у ребят появляется уверенность. Никто не боится ошибиться. Плюс пока мы много играем дома, и болельщики приходят нас поддерживать.
– 80–90% сейчас ваша посещаемость, кстати!
– Визуально, конечно, фанатов много приходит. Спасибо им! Пытаемся их радовать, как бы нам тяжело ни было. Все-таки сейчас матчи нон-стопом идут. Причем все поединки такие эмоциональные у нас почему-то получаются. Честно, не знаю, откуда ребята достают эмоции и силы. Пытаемся восстановить их.
– Может, пока легко это дается, потому что начало сезона только?
– Нет, физически естественно, что все участники экстралиги готовы хорошо. Я имею в виду именно психологию. У нас были такие тяжелые битвы с «Юностью», «Славутичем». Очень много было матчей, где проигрывали, но проявляли характер и добывали успех.
– Раз дело в психологии, то это Ваша вотчина. Как воспитываете победителей? Как вы вселяете уверенность, что можно совершать камбэк?
– Я им говорю какие-то базовые вещи, а они слушают. Плюс в раздевалке есть лидеры у нас в команде в этом году. Они тоже неплохо себя проявляют и в подтрибунке, и на льду. Соответственно, молодые парни пытаются за ними тянуться. Если вы заметили, то у нас в каждой тройке есть совсем молодые парни. Например, были матчи, когда много хоккеистов оказалось на травме, и доверились молодежи. Особенно в защите. И они не подвели. Когда в составе есть лидеры на площадке, как тот же Павел Боярчук или Никита Ремезов, вот эти мастера выкладываются! И понятно, что молодые не могут играть спустя рукава. Также отношение и на тренировке. То есть с опытными хоккеистами все растут. Сидят в раздевалке и чему-то от них учатся.
– Вы самый молодой специалист в нашем чемпионате. Понятно, что вы руководили «Лидой» в прошлом сезоне, когда приходилось. Но летом сами себе собрали коллектив. Потому Вам в экстралиге комфортно играть? Получаете ли Вы удовольствие на тренерском мостике?
– Я главным тренером был во всех командах детских, начиная от юниорских, молодежных и заканчивая фан-клубом. То есть работа главкомом – это не ново для меня. Единственное, что отличается, ответственность. В главной команде немножко есть давление. Когда ездил помощником, то, честно, анализировал и представлял, чтобы хотел видеть, в какой хоккей хотелось бы играть. Поэтому, когда меня назначали еще весной, у меня было время, чтобы подумать и посмотреть, определиться по игрокам: кто подходит, а кто – нет. Ведь что происходит у нас в чемпионате? Обычно тренерские кадры назначаются летом. И специалисты вынуждены экстренно собирать свои коллективы. И будем откровенны, без обид для всех, но «Лида», а также те клубы, что располагаются в нижней части турнирной таблицы, обычно комплектуются по остаточному принципу. Но в этом году делали это заранее, особенно россияне. Где-то искали обмены. Например, Максим Никитин из Жлобина неплохо влился. Так как работал детским тренером, то очень много ребят молодых знал из нашей школы. Допустим, Алексей Курганович. Ему не давали шанс в столичной «Юности». Но летом с ним был на кэмпе и работал. Понимал, что за хоккеист. Потому пригласил его к себе в команду. Плюс сейчас, открою вам секрет, приедет еще из Жлобина, из фарм-клуба, Кирилл Гришков. Тоже его долго нам «сталевары» не хотели отдавать. Плюс Иван Шумский неплохо раскрывается. Как и вся остальная молодежь. Поэтому, как и говорил, у нас был определенный костяк белорусов. Мы понимали, кто, как и что будет.
– То есть, соответственно, сейчас вся эта работа дает результат?
– Да! И плюс психология. Хоккеисты поняли, что можно играть. Мы не уступаем никому на льду. Все отмечают, что чемпионат немного уравнялся. Пришли новые тренеры со свежим взглядом и интересными идеями. Кстати, считаю, что в высшей лиге есть много перспективных специалистов. Плюс я сам много смотрю за другими тренерами и чему-то учусь. Стараюсь развиваться. Ведь я еще молодой специалист. Поэтому слежу за опытными и что-то подмечаю. Кстати, не только в нашей экстралиге. Даже за другими видами спорта смотришь и чему-то новому учишься.
– Например? Раз зашла речь о других видах спорта, то за чем следите?
– Баскетбол мне нравится! За НБА слежу. За НХЛ тоже. Футбол, естественно. И «Формула 1». Тоже смотрю! Очень интересно.
– Какая команда ваша любимая?
– Вообще раньше была Red Bull.
– Хорошо! Все за Макса Ферстаппена.
– И еще раньше Ferrari была. Вы же знаете, что там большая команда. И этим коллективом тоже надо уметь управлять. Там все зависит от доли секунды. В принципе, как и в хоккее – все то же самое. Доля секунды, любое решение, которое может быть либо правильным, либо нет. И у нас были уже несколько подобных матчей, когда мы проигрывали. Стоишь и думаешь: надо что-то изменить. Идей нет, а потом приходит мысль: поменять местами игроков. И у нас были такие встречи (допустим с «Юностью»), когда в следующей же смене хоккеист выходит и забрасывает шайбу. Хотя, может быть, еще секунду назад я бы на ту позицию его и не поставил бы. Поэтому, если не зацикливаться на хоккее, а немножко уходить от своего родного вида спорта, чтобы посмотреть, как живут другие дисциплины, как они развиваются, что делают по-другому и по-новому, – это все важно. Вот Игорь Николаевич Ларионов футбол смотрит. А я – «Формулу-1» и НБА.
– Возвращаясь к условиям «Лиды», понимаем, что сейчас, с точки зрения финансов, у команды все стабильно?
– Да, у нас на каждом матче присутствует руководство. После поединков председатель заходит в раздевалку, поздравляет ребят и что-то обещает. Подчеркну, что все выполняется! Если говорить о нашем бюджете, то мы даже не на середине таблицы, скорее ближе к «полу». Но мы рационально используем каждую копейку. Да, не шикуем, но и не бедствуем. Так мы и собирали игроков. Понимаете, можно собрать дорогих хоккеистов, но это просто фамилии на бумаге. Я уже говорил, что мне нужно было, чтобы на льду играла команда, а не просто фамилии. В хоккее часто вспоминают слово «рояль». Кто-то играет на «рояле», кто-то таскает, кто-то настраивает. Поэтому мы и подбирали необходимых игроков. Понятно, что мы не можем набрать дорогих специалистов – искали ребят под свой финансовый бюджет. Подчеркну, что у нас были средства, и мы могли найти более дорогих игроков, просто на рынке их не было. Не все хотят сразу идти в «Лиду». В любом случае, всем нужно присмотреться: что это за клуб, что это за проект.
– Да, теперь статус зарабатывать надо.
– Сейчас результаты клуба способствуют. Плюс, вы посмотрите на город! Он красивый, и с хорошими условиями проще вести переговоры. Кроме того, лично общаешься со многими. Хоккеисты между собой разговаривают. В этом году много жлобинских парней пришло благодаря Максиму Чубукову, который летом общался с кем-то и объяснял, что у нас происходит и к чему мы стремимся. Поэтому Максим Никитин, так сказать, появился благодаря своему тезке.
– Что можно сказать по вашим результатам?
– Да, победы идут. Но мы не обсуждаем эту череду ни в раздевалке, ни на тренировках. Мы просто движемся от матча к матчу. Поединок против «Металлурга» закончился, мы его сразу забыли, проанализировали ошибки и готовимся к следующему противостоянию. Поэтому о чем-то глобальном не задумываемся. Наша задача – следующий матч против Жлобина, и все.
– Вы могли предположить на старте сезона, что в середине осени вы будете находиться в топах нашего первенства?
– Если скажу, что да, то, конечно, совру. Нет, не ожидал. Ты заходишь в неизвестность. На старте ты еще не понимаешь, что тебя ждет впереди, и как команда будет реагировать на тебя. Это первый полноценный сезон для меня в роли главного тренера, поэтому есть много нюансов и сомнений. Хочу сказать спасибо коллективу, команде и руководству, которые поддерживают. Благодарю работников Ледового дворца, которые за нас каждый день переживают. Общий результат – это исключительно командная работа. Ребята играют раскрепощенно, психологически готовы к каждому матчу, независимо от того, что происходит на площадке.

Источник: sport5by











