Сергей Стась: у «Гомеля» временные трудности. Руководству города хоккей интересен
- «Гомель» – ваш первый опыт в роли главного тренера. Почувствовали разницу с должностью помощника?
– Конечно. Между работой ассистентом и главным громадная разница. Во-первых, ответственность. Нужно контролировать все: начиная от тренировочного процесса и заканчивая непосредственно играми. Во-вторых, от главного тренера зависит настрой команды. Очень важно чувствовать ребят, желательно к каждому найти свой подход. В общем, колоссальная разница.
- На какой должности вам комфортнее работать?
– Мне кажется, всему свое время. На данный момент пришла пора попробовать себя в роли главного. Так не бывает, что в один день просыпаешься, решаешь стать главным и берешься за работу. Да и, наверное, неправильно это. Все равно нужно пройти определенную школу, получить практику, поработать с людьми. Посмотреть, как они работают. Перед тем как возглавить «Гомель», мне четко задали вопрос: «Готов или нет?». Если бы у меня была неуверенность, сомнения, мол, может, пока еще не время, тогда и не стоило браться. А так я уверен в своих силах и в том, что делаю.
- Наверняка перед тем, как возглавить команду слышали об экономической ситуации. Не испугались трудностей?
– Дело в том, что временные трудности бывают почти во всех клубах. Мы провели собрание с ребятами и обсудили все происходящее. Поймите, рано или поздно клуб все равно рассчитается. Тем более пообщался с людьми, которые раньше выступали за «Гомель», и все твердят примерно следующее: команда всегда выполняла свои обещания. Естественно, каждый хочет, чтобы с ним рассчитались прямо сейчас. Но придется запастись терпением и немножко подождать.
- Как думаете, финансовое положение клуба сказывается на результатах и настроении хоккеистов?
– Конечно, всем хочется, как можно скорее получить свои деньги. И это вполне нормально. Но ведь временные трудности бывают не только в «Гомеле», и не только в хоккее. На заводах, фабриках, предприятиях тоже не всегда вовремя выплачивают зарплату. Сейчас такая экономическая ситуация в стране.
- Перед тем как возглавить команду советовались с кем-то? И как вообще возник вариант с «Гомелем»?
– Некоторое время назад я работал в «Гомеле», поэтому контакт с руководством клуба был уже установлен. В принципе люди знали и понимали мои требования, поэтому, наверное, и пригласили. Честно признаюсь, над предложением долго не раздумывал. Несмотря на то, что костяк составляют молодые хоккеисты – а прежние лидеры покинули нас – потенциал у команды точно есть. Может быть, в последние годы клуб утратил свои позиции, тем не менее – это «Гомель». Мне было интересно проверить свои знания, идеи, внедрить что-то свое и посмотреть, как это работает. Так что с удовольствием принял новый вызов.
- Как вас приняли в команде?
– На мой взгляд, команда хорошо восприняла назначение. Был в корне изменен тренировочный процесс, поменялась структура игры, тактика, очень много новых деталей и нюансов. Для хоккеистов многие вещи были в новинку. А все новое вызывает интерес. За время работы главным, убедился, что построить команду за месяц-два точно не получится. Чтобы выстроить систему понадобится несколько лет.
- Общались с Хмылем перед подписанием? Спрашивали что-то про команду?
– Нет, я и так владел информацией. Пообщался с ребятами и с руководством клуба. Поэтому понимал, что происходит внутри коллектива. Перед подписанием контракта встретился с губернатором и его заместителем. Мне показалось, что это довольно-таки адекватные люди, которые переживают за результат, ставят высокие задачи и планируют построить команду на следующий год.
- Многие, наоборот, связывают проблемы «Гомеля» с отсутствием интереса к хоккею у руководства города.
– Не могу сказать, что руководству города хоккей неинтересен или что эти люди не переживают за результат. Говорю в таком ключе не для того, чтобы стать на чью-то сторону. Встретился с губернатором, этот человек хорошо меня принял. У нас состоялась неплохая беседа, в ходе которой он рассказал, какой хотел бы видеть команду. Я внимательно выслушал его и ничего плохого сказать не могу. Хотя и не знаю, как будут дальше выстраиваться отношения, но по результату встречи у меня осталось приятное впечатление об этом человеке.
- Почему тогда «Гомель» никак не может оплатить заявочный взнос?
– Почему-то многие считают, что у «Гомеля» есть деньги, но руководство не хочет пользоваться ими и платить [заявочный взнос]. Но это не так. Дело в том, что клуб ждет перечислений от спонсоров. Иногда этот процесс затягивается. В Гомеле собираются заплатить, правда, немного позже. Надеюсь, в наше положение войдут, ведь не только у нас были проблемы. Еще, например, у Молодечно. Сейчас такое время, назовем это так.
- Когда ситуация по взносу должна разрешиться?
– Надеюсь, в этом месяце.
- Внутри команды были переживания, что «Гомель» могут снять с чемпионата?
– Мы разговаривали с ребятами и все-таки верили, что до этого не дойдет. Были переживания и по поводу зарплат. Хоккеистам обещали погасить долги в одни сроки, но не вышло и их перенесли на другие даты. Эта не та ситуация, когда кто-то пытается кого-то обмануть. Так говорю, потому что сам присутствовал при разговорах. Клуб не может перечислить ребятам деньги по причине того, что сам ждет перевода. Неправильно говорить о том, что нас кто-то обманывает. Руководство клуба рассчитывает на одно число, и доводит до хоккеистов информацию, которую сообщили им. Затем наступает день выплат, клуб не получает деньги, а ребята думают, что их обманывают.
Вы же сами понимаете: клуб зависим от многих. Думаю, губернатор способен повлиять на происходящее. Это адекватный человек, которые переживает за команду. Посмотрим, как дальше будет развиваться ситуация, и насколько он проявит интерес к делам клуба.
- Разговаривали с ним о вашем будущем?
– Да, у нас была встреча. В этом месяце запланировали еще одну. Скорее всего, на ней уже более плотно все обсудим.
- Недавно прошла новость о том, что Ледовый дворец не пустил команду на тренировку. Это правда?
– Да, действительно так. Похожая ситуация: у клуба нет денег, клуб ждет перевода. Хотелось бы, чтобы Ледовый дворец вошел в положение и тоже немного подождал. Уверен, со всеми рассчитаются.
- Вы были вынуждены проводить тренировку на земле?
– Да, но это было всего раз.
- Точно не жалеете, что ввязались во все это?
– Ни капельки. Да, есть определенные трудности при мотивации ребят. Но еще раз повторюсь: в «Гомеле» всегда всем выплачивали задолженности. Рано или поздно, пускай не сразу, а через какой-то промежуток времени. И я, будучи хоккеистом находился в похожем положении. Проблема в том, что все хотят прямо сейчас увидеть свои деньги, однако придется запастись терпением. Естественно, из-за этого больше общаемся с хоккеистами. У них в голове семьи, кредиты, какие-то свои проблемы. Все это откладывается и наносит определенный вред результатам командам.
- Часто приходилось проводить индивидуальные беседы с игроками?
– Конечно, с некоторыми ребятами беседовал на эту тему. Да и в принципе пытался донести до каждого, что важнее сосредоточиться на хоккее. Тем более для молодых ребят. На самом деле деньги – это ведь не самое главное. В команде много молодежи, которая хочет чего-то добиться и для которых «Гомель» – не предел мечтаний. Наша задача помочь им выйти на новый уровень, подтянуть некоторые компоненты игры. А ребятам пора выходить из зоны комфорта. На протяжении нескольких лет «Гомель» занимал третьи места, в последние годы – пятые, поэтому парни засиделись. Нужна свежая кровь, нужны новые люди, которые хотят не просто получать деньги, а выигрывать.
- Вы говорили о том, что вполне реально вырастить в «Гомеле» одного-двух кандидатов в сборную. Как думаете, у кого из ребят есть шанс?
– Не буду называть фамилии игроков, но и не стану отказываться от своих слов. Этим ребятам нужно дать немножко времени. Думаю, при должной работе через год-два мы увидим их фамилии среди кандидатов в сборную.
- Последние несколько сезонов «Гомель» играл строго от обороны, но вы сказали, что это не современно. Немного странно слышать подобное от экс-защитника.
– Если честно, я сторонник атакующего хоккея. Еще в бытность хоккеистом, мне нравилось забрасывать шайбы, подключаться к атакам. Поэтому сейчас требую от своих защитников того же. Пять сзади, пять впереди – вот что хочу видеть. Это современный атакующий хоккей. Другой момент, что в играх плей-офф не хватило опыта, поэтому и проиграли Молодечно. Глупые ошибки в простых ситуациях сказались на итоговом результате. Всему этому обучают в детско-юношеской школе, профессиональные защитники не имеют права так играть.
- С чем связываете эти ошибки?
– Нехваткой опыта. Для большинства наших хоккеистов – это первый плей-офф. Для кого-то, возможно, второй, тем не менее опыта, спокойствия, рассудительности не хватило. Часть хоккеистов перегорела, часть, наоборот, восприняла плей-офф как матч регулярного сезона. Хотя не могу упрекнуть кого-то в отсутствии желания. Ребята проявили характер, правда, должным образом подойти к домашним играм, увы, не смогли. Каждый день пересматриваю матчи, анализирую, пытаюсь найти то, что раньше не замечал. Наверное, индивидуальные ошибки, потеря концентрации и привели к итоговым 0:4.
- Многие предполагали, что эта пара станет самой интересной, но борьбы совсем не получилось.
– Неимоверно сложно спасти серию с 0:2. А если рассматривать гостевые поединки, то в первом уступили в одну шайбу, во втором – повели, но проиграли в овертайме. В домашних матчах быстро пропустили, а дальше не поверили в себя, в собственные силы.
- Получается, не Молодечно показало такую сильную игру, а «Гомель» сыграл не по своим возможностям?
– Конечно, наши индивидуальные ошибки привели к неудачному итоговому результату. Не хватило двух опытных защитников, которые успокоили бы игру, выходили в большинстве и показали пример остальным.
- Поражение в серии стало для вас большим ударом?
– Скорее нет, чем да. Я приобрел сумасшедший опыт и благодарен за такую возможность. А любой опыт: будь то положительный или отрицательный – все равно откладывается в копилочку. Мне удалось многое почерпнуть из этой серии.
- Честно говоря, со стороны кажется, что дела в «Гомеле» с каждым годом все хуже и хуже. Давайте подытожим разговор и попробуем сформулировать, почему почти все новости из «Гомеля» в каком-то негативном ключе?
– Думаю, у нас временные трудности, которые бывают во многих клубах. Понимаете, дела хоккейной команды, зависят не только от внутренних процессов. Надеюсь, во время следующей встречи с губернатором мы узнаем о задачах на будущий год и поймем, в каком направлении двигаемся дальше.
- Захаров видит проблемы «Гомеля» в руководителе клуба. Как вам с работается с Усовичем и что это вообще за человек?
– Честно говоря, мне не хочется рассуждать на эту тему. Не вижу в этом смысла. Только время покажет и ответит на все вопросы. Я не так давно в роли главного тренера, поэтому нужно время присмотреться, поработать и только потом давать оценку чьей-либо работе.
- Не могу не спросить, что слышно от Андрея Стася и его планов на сборную? Тем более вы как ассистент Сидоренко точно должны владеть ситуацией.
– Не знаю, что по поводу ассистента в национальной команде, там все меняется. Со мной пока никто не связывался. Что касается Андрея, лучше с ним лично переговорить. Думаю, сейчас его мысли направлены на удачное выступление «Авангарда» в плей-офф Кубка Гагарина.
- Как думаете, вы можете повлиять на его решение выступать или не выступать за национальную сборную?
– Мы уже разговаривали с ним на эту тему. Предполагаю, что могу.
Источник: tribuna.com