Владимир Проскуров: почему девушки не судят в экстралиге? Бережем…

Глава судейского комитета ФХБ – о прошедших сборах арбитров, гендерной политике возглавляемого отдела, новых тенденциях и грядущем сезоне.

В середине этой недели на базе молодечненского Спортивно-развлекательного центра прошел ежегодный летний судейский сбор. Ряды участников были на редкость широки: даже без учета присутствовавших здесь же инспекторов количество слушателей превысило отметку в полсотни человек. Для Hockey.by сбор подытожил начальник судейского сектора федерации Владимир Проскуров.


— 23 рефери и 36 лайнсменов — внушительная цифра. Тем более, насколько помню, прежде главные арбитры и их помощники проводили раздельные сборы.

— Но и совместный — не прецедент, подобное уже случалось несколько лет назад. Сделать объединенный вновь побудили несколько факторов. Во-первых, некоторые нововведения в правилах ИИХФ, касающиеся, в частности, процедуры вбрасывания. Важно было проанализировать реформы и «расписать по ролям» действия рефери и лайнсменов, чтобы избежать непонимания и несогласованности в бригадах на старте сезона. Да и вообще лучше чаще собираться вместе, чтобы люди хотя бы лучше узнали друг друга. А то, случается, арбитры работают уже ряд лет, а друг с другом едва знакомы.

— В остальном все было более или менее стандартно: теория, практика?

— Почти. Да, непременные пункты присутствовали: занятия по правилам, разборы моментов, гимнастика, лед, игровые тренировки. Но было и кое-что абсолютно новое. Впервые на сборы пригласили профессионального тренера по физподготовке, который наблюдал за работой в тренажерном зале, давал судьям рекомендации по тренировкам, питанию, подготовил тематическую презентацию.

— Как арбитры справились с зачетами?

— Большинство — достойно. Порадовало, что некоторые, имевшие ранее проблемы с физической формой, заметно подтянулись: кто-то нарастил мышечную массу, кто-то избавился от лишних кило. Правда, от новичков хотелось бы большего.

— Много их было на сборе?

— Четверо: один рефери и три лайнсмена. Но пока делаю скидку на дебют: возможно, молодые просто смутно представляли предъявляемые требования. Посмотрим на их прогресс.

— Что с теорией?

— С разной степенью уверенности, но в итоге зачеты сдали все, кроме одного молодого арбитра. Но хотелось бы, чтобы к этому важнейшему аспекту подготовки подходили еще ответственнее.


— Насколько понимаю, компания слушателей была не чисто мужской?

— Верно, в сборе участвовали и две девушки. Кстати, они довольно уверенно заявляют о себе уже и на международном уровне. На то, чтобы быть допущенной к обслуживанию женского чемпионата мира во втором по рангу дивизионе, у одной из них ушло относительно немного времени. Как мы шутим, с женским судейством у нас в стране определенно лучше, чем с женским хоккеем.

— Кажется, на матчах нашей экстралиги пока не было ни одной леди со свистком, пусть даже в роли лайнсмена?

— Пока нет, дальше «вышки» наши девушки еще не продвинулись.

— Не потянут?

— По знанию правил и методики арбитража вполне соответствуют, еще и фору дадут некоторым коллегам-мужчинам. Можно сказать, что я женский арбитраж экстралиги сдерживаю искусственно.

— Эдак обвинят в сексизме…

— Мне есть что на это ответить. Все-таки очевидно, что физически женщины уступают мужчинам. И дело даже не в скорости катания. Представьте довольно типичную ситуацию: два игрока ведут силовую борьбу, а арбитр неудачно выбрал позицию рядом. На мужика хоккеисты и внимания не обратят и будут правы: попал под раздачу — твои проблемы, грамотнее располагайся на льду. Присутствие же девушки в такой ситуации почти неизбежно сделает главным не то, как отобрать шайбу, а то, как не нанести ей ненароком травму. А это уже повредит борьбе. Или еще пример: драки игроков во время матча обычно разнимают именно лайнсмены. Дальше продолжать, или уже все понятно?..

Хотя тем самым не говорю, что женщин-арбитров при моем руководстве в экстралиге не будет никогда. Мы не то что подумаем над вариантами, а уже думаем.

— КХЛ недавно запретила своим арбитрам пользоваться любыми соцсетями. Не было идеи последовать примеру?

— Чтобы категорично запрещать — нет. Но на то, что судьи должны пользоваться ими с умом, указываю постоянно. Собственно, на это же давно обращает внимание и ИИХФ. Понятно, что арбитры — обычные люди, у них есть жизнь и за пределами льда. Но недопустимо, чтобы она вредила репутации судейского корпуса. Нужно понимать, что судья — человек публичный и должен давать положительный пример. Тем более что количественно наши ряды постоянно расширяются.

— Это палка о двух концах: вместе с тем ведь средневзвешенный уровень квалификации и опыта снижается.

— И то, и другое — дело наживное. Все когда-то начинали: и игроки, и тренеры, и судьи. Кстати, есть молодые арбитры, которые довольно быстро подтягиваются к уровню признанных авторитетов нашего цеха.

И потом иного пути, кроме увеличения количества судей, просто нет — количество матчей с каждым годом увеличивается. И значительно: после реформирования чемпионата мы уже к зиме должны обслужить столько же игр, сколько прежде проводили за целый сезон. Могу с конкретными цифрами: к исходу осени пройдут 256 матчей. Два года назад на той же отметке их было 132 — прирост почти вдвое.

— Справитесь?

— Конечно. Тем более выбора у нас все равно нет. Больше работы — больше ответственности.


Текст: Вячеслав Федоренков