Директор СК «Минск»: ошибочно считать одаренными только тех детей, которые лучше других катаются на коньках
— Каждый ли ребенок может заниматься хоккеем?
— Прежде всего, следует оценить его способности, понять, насколько он готов сделать первые шаги в спорте. Он должен уметь не только, например, попадать по мячу, стоять на одной ноге, но и быть готовым психологически к сложным и напряженным тренировкам, а это дано далеко не каждому.
— На данный момент в школу СК «Минск» может попасть практически любой желающий. Планируете со временем перейти от набора к отбору?
— Это наша цель, и мы двигаемся к ней. Так сможем избежать психологических травм как у детей, так и у их родителей. Часто желание заниматься хоккеем исходит от мам и пап, а не от мальчишек. Ребенок может не подходить именно для хоккея, но быть предрасположен к иному виду спорта. Наша задача выявить это и объяснить родителям.
Я считаю, что 95% детей именно приводят в хоккей, и это происходит без осознанного желания самого ребенка. Если папа постоянно смотрит дома игры, с семьей они ходят на матчи, безусловно, ребенок рано или поздно скажет, что ему хочется на лед. Но сможет ли он развиваться в хоккейной секции? Будет ли он прогрессировать? Далеко не всегда тренер может компенсировать отсутствие определенных способностей и качеств, необходимых для занятия хоккеем.
— Какова основная задача проведения отбора в СК «Минск»?
— В первую очередь, правильное определение способностей и возможностей ребенка, соответствующих специфике хоккея. Одаренность – это благоприятное сочетание врожденных и приобретенных как физических, так и психологических качеств, а также способность быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной подготовки. В понятие «одаренности» входят еще и отличное состояние здоровья, и физиологические особенности организма.
— Как тренеры планируют проводить отбор?
— Отбор будет проходить в два этапа. Сначала детям будет предложено выполнить ряд простых физических упражнений в игровой форме. Затем на основании полученных результатов будут избраны кандидаты для прохождения второго этапа.
Второй этап будет включать в себя комплексное и углубленное тестирование как физических, так и психологических качеств ребенка, и уже на основании результатов тестирования будет произведен набор в группы начальной подготовки СК «Минск».
— Как родителям самостоятельно выявить предрасположенность у ребенка к занятию хоккеем?
— Прежде всего, следует выявить интересы ребенка, понять, есть ли у него волевые качества и трудолюбие, ведь без этого в хоккее никак не обойтись. А уже непосредственно при отборе будет оцениваться двигательная активность ребенка, его одаренность физическими качествами.
Ошибочно считать одаренными только тех детей, которые лучше катаются на коньках. Это умение, как правило, связано с количеством проведенных часов на льду и мало характеризует его потенциальные возможности. Довольно часто бывает такое, что менее одаренный ребенок имел больше возможности кататься на коньках, поэтому и катается лучше, по сравнению с другим ребенком.
— На какие качества тренеры будут обращать внимание при отборе?
— Как показывает практика и многолетний опыт подготовки хоккеистов, в первую очередь стоит обращать внимание на психофизиологические особенности ребенка, а уже только потом на приобретенные качества. Для наших тренеров одним из самых важных критериев для отбора будет являться наличие способностей к игровому мышлению, а также дисциплина.
— Понятно, что хоккей – это не тот вид спорта, которым можно заниматься для здоровья…
— Хоккей – это командный, сложно-координационный, жесткий и контактный вид спорта. И есть еще достаточно нюансов и определенной специфики, к которой дети просто не предрасположены. От этого они не плохие и не хорошие, они просто не предрасположены к этому виду спорта. Прыжки с шестом, тяжелая атлетика, каратэ – да что угодно может подходить гораздо больше, но лучше всего выявить это еще в раннем возрасте.
Часто, когда ребенок отчисляется с какой-либо секции, это воспринимается как личное оскорбление. На мой взгляд, это не совсем честно. Подобная реакция следствие того, что в Беларуси с самых ранних лет тот же хоккей — это именно спорт, а не физкультура, как во многих странах мира. Там параллельно дети занимаются и футболом, и хоккеем, и бегом. До 13-15 лет они ходят в 2-3 секции, и только будучи подростком выбирают свой путь. В этом возрасте родители, тренеры, агенты уже могут что-то подсказать, и спортсмен поймет, где у него лучше получается, на чем сделать акцент. Мы же сталкиваемся с тем, что родителям и детям становится обидно за потерянное время в случае отчисления. Но потеряли ли они время, развивая свое тело, приобретая навыки общения и умения действовать в команде?
Еще есть такой нюанс. 5-летний малыш что-то выбирает? Выбор делают родители. Да, он любит хоккей, любит момент, ему нравится соревноваться, но он может быть к этому не предрасположен. Важно, чтобы выбор секции был осознанным, взвешенным решением родителей. Спорт сопряжен с такими качествами как дисциплина и ответственность. Родители должны быть примером для своих детей. Опаздывает на тренировку папа – таким же «пунктуальным» вырастет и сын. От нас ждут, что мы подготовим игрока в национальную сборную, при этом родители не готовы вовремя приехать на бесплатную тренировку.
Это очень важный момент, потому что, так или иначе, ребенок будет вовлечен. И, конечно, он скажет, что любит хоккей, при этом у него будут не так сильно развиты качества, которые нужны для хоккея. В этом случае рано или поздно мы получим психологическую травму. «Тренеры не научили любить хоккей, не заинтересовали», — скажут потом родители… А сейчас невероятно трудно заинтересовать ребенка, потому что не успел он выйти со льда, уже сидит в телефоне. Сами же родители дают телефон в руки. В раздевалке кормят и раздевают малышей, а они в это время не отрывают глаз от телефона или планшета.
Еще раз повторюсь, что секций должно быть несколько. Мультиспорт. И еще нужно успевать литературный кружок посещать. Все это важно для всестороннего развития ребенка, гражданина страны. Тренеру по хоккею будет проще работать с развитым ребенком, который знает, что есть еще что-то кроме хоккея. Если это родителями привито, хоккей никогда не помешает школе и наоборот. У нас же по сложившейся традиции что-то должно исключить другое. Если я играю в хоккей, значит уже не пойду на урок физкультуры в школе. Это печально.
—Стараетесь привносить что-то новое в учебно-тренировочный процесс?
— Мы прикладываем все усилия, чтобы нащупать золотую середину, которая находится между европейским и российским подходом в обучении хоккею. У нас не получится привить исключительно западную или восточную модель, просто потому что в России несравнимо больше занимающихся хоккеем. В то же время, западная модель подготовки хоккеистов включает в себя больше физкультурной направленности, а у нас еще остались сильны советские традиции. Мы ищем свой подход, потому что у нас относительно небольшое количество занимающихся. И главная задача детско-юношеских школ — доставать 101% из каждого учащегося. Безусловно, этот вопрос будет решаться как раз-таки отбором, когда спортсмены будут готовы, чтобы из них достали этот 101%.
Все дети в равной степени талантливы, и родителям очень важно относится максимально ответственно и серьезно к выбору секции. Но если уже выбор сделан, то всего лишь нужно подойти к тренеру, пообщаться, спросить, что важно в учебно-тренировочном процессе, тогда совместными усилиями получится вырастить из ребенка профессионала. Когда тренер видит вашу заинтересованность и то, что вам небезразлична его работа, он сделает 2 шага навстречу вам и вашему сыну. И в конечном итоге в национальную сборную придут подготовленные, осознанные спортсмены.
Источник и фото: официальный сайт СК «Минск»