«Стахановский подвиг и Райан Спунер». Автор самых крутых онлайнов в КХЛ – о том, как сделать, чтобы трансляцию разбирали на цитаты
6 декабря 2019 года, «Динамо-Минск» принимает череповецкую «Северсталь». Рядовой, в общем-то, матч, но одна деталь в потоке событий, который ежевечерне выплескивает на болельщика заряженная хоккеем «Минск-Арена», буквально взрывает интернет-пространство. Тривиальный текстовый онлайн, обычно наполняемый набором стандартных фраз и формулировок, вдруг притягивает к себе такое внимание, что даже крупнейший спортивный портал России не может пройти мимо, а один из известнейших хоккейных журналистов Павел Лысенков не стесняется цитировать безвестного минского автора.
Посмакуйте сами эти лингвистические перлы:
- «Активен Китаров. В его действиях море фантазии, лукавая хитрость, веселое творчество»
- «Наконец появился на площадке удаленный Евенко. Но что это? Он не спешит в свою зону? Не участвует в обороне? Он спешит скорее на смену»
- «Игроки, словно скрипачи в ансамбле, отлично понимаю друг друга. Шайба будто по невидимой струне скользит от одной клюшки к другой»
Но это было только начало! Буквально каждый второй онлайн на матче «зубров» превращался в настоящий клондайк сочных эпитетов, острых сравнений и неожиданных речевых оборотов. Наслаждайтесь:
- «Динамо-Минск» – «Северсталь»
- «Динамо-Минск» – «Северсталь»
- «Динамо-Минск» – «Автомобилист»
- «Динамо-Минск» – «Динамо» (Москва)
Авторы текстовых онлайнов на сайте КХЛ – персоны обычно анонимные, подписей не оставляющие, да и искать их, признаемся, вряд ли кому-то придет в голову, ведь ничего примечательного, выходящего за рамки они миру не сообщают. Но тут, как понимаете, случай исключительный. И мы постарались отыскать того, кто оставил на khl.ru все эти бессмертные строки о нашей команде.
Неизвестным героем оказался человек, хорошо знакомый каждому, кто хотя бы минимально варится в мире белорусского хоккея – экс-игрок ряда белорусских клубов, а сейчас работник Федерации хоккея Василий Рытвинский.
Василий Рытвинский (12.07.1980) – экс-нападающий, мастер спорта, воспитанник минской «Юности». Выступал в составе ХК «Юность», ХК «Витебск», ХК «Минск», ХК «Керамин», ХК «Брест». Чемпион Беларуси 2001/02 в составе «Керамина». В чемпионате Беларуси провел 210 матчей (28+31). В Кубке Беларуси сыграл 26 матчей (2+4). В ВЕХЛ (включая группу Б) провел 151 матч (36+38). Играл на чемпионатах мира за сборную Беларуси U20 (1999, 2000) и сборную Беларуси U18 (1997, 1998 – капитан команды), руководитель хоккейных операций на Олимпийских играх в Сочи-2014, сотрудник статистической бригады на Олимпийских играх в Пхенчхан-2018. Окончил БГУФК (спортивно-педагогический факультет) и БГЭУ (ВШУБ) Специалист отдела детско-юношеского хоккея ФХБ, преподаватель БГУФК, сотрудник статистической бригады на домашних матчах ХК «Динамо-Минск».
- Твои онлайны уже разошлись на пословицы и поговорки, а для тебя какой из них был самым-самым?
- Самым запоминающимся и ярким был первый раз. Так у нас в жизни бывает, если делаешь что-то впервые, это откладывается в памяти прочнее всего. Даже если не все получилось и не все наши ожидания оправдались в итоге, первый шаг все равно самый важный. Онлайн 6 декабря был проверкой самого себя, смогу я или нет, как на это отреагируют игроки, болельщики, коллеги.
Ну а после того, как «Чемпионат» подхватил, сошла вся эта информационная снежная лавина, оказалось, что поддерживать начатое на том же уровне, а тем более, двигаться дальше не так и просто. Нелегко – но можно, и впоследствии было еще несколько ярких цитат, например, про того же Вудкрофта, который как капитан тонущего корабля, стоит в рубке, обозревает весь масштаб катастрофы, видит, что «Титаник» мы теряем, но не может покинуть свой пост и все же предпринимает какие-то действия. Захотелось его как-то поддержать.
- Что все-таки стало побуждающим мотивом начать писать по-иному именно 6 декабря, ведь вел онлайны ты уже давно, несколько лет подряд, но вел по старинке, в сухом деловом стиле?
- Замысел-то возник давно, задолго до матча с «Северсталью». Хотелось сместить фокус с негатива, которого в последнее время было слишком много, с нередко невыразительной, неяркой игры «Динамо», на что-то другое. Ведь клуб – это не только те 22 человека, которые выходят на лед, но и все мы, находящиеся возле площадки – руководители, тренеры, болельщики и работники статбригады, в том числе. Мы ведь тоже начали погружаться в эти серые, безрадостные будни. Вот и возникло желание как-то их раскрасить, показать, что мы не где-то на задворках Лиги, что у нас в Минске тоже интересно и захватывающе на хоккее. А быть акыном – что вижу, то и пою, – мне это было не слишком уже интересно. Иное дело – писать литературно, во всю широту лексического запаса, в том числе, с использованием многих полузабытых, но греющих душу слов. Тем более, так никто не писал еще в Лиге, а быть похожим, опять же, неохота.
Мне кажется, что когда я пишу, то в определенной степени являюсь голосом, выражающим ожидания многочисленных болельщиков. Им хотелось бы видеть игру «Динамо» именно такой – яркой, нестандартной, эмоциональной.
- А если бы об игре Рытвинского-хоккеиста писали так, как сейчас ты пишешь в онлайнах об игре минских динамовцев, тебе было бы приятно?
- С тех пор прошло целое поколение. Мы были людьми совсем другого формата, закрытыми, в чем-то закомплексованными, непривычными к медийному вниманию. Единственный источник информации о том, как мы играли, единственная газета, которую читали – это был «Прессбол», потому что к «Спортивной панораме» относились примерно как к «Сельскому вестнику». И вот этот «Прессбол» был одним на всех и про всех. Ни соцсетей, ни по большому счету ТВ в нашей жизни не было. И каждое слово, каждое высказывание «Прессбола» воспринималось как откровение. Поэтому параллель провести сложно. Это была целина, которую нужно перепахать, облагородить, чтобы она плодоносила. Да, это была благодатная почва, но туда еще столько труда нужно было вложить…
Даже сейчас, перед тем, как послать очередное сообщение «в мир», а там горит красным цветом кнопочка «Отправить», ты думаешь прежде, чем ее нажать, а какая реакция может последовать? От болельщиков, игроков, руководства «Динамо», которое по договору подряда осуществляет расчет с тобой за оказание услуг, от КХЛ? Это все идет от нашей закомплексованности.
- Расскажи о реакции, если она последовала, то какая?
- Безусловно, сразу после того, как я провел первый онлайн в новом, скажем так, стиле, ко мне подошел за разъяснениями представитель клуба Сергей Опимах. Но санкций, надо сказать, никаких не последовало. Наоборот, сейчас можем обсудить после матча наиболее удачные цитаты, поделиться впечатлениями. А с раздевалкой «Динамо» у меня связи нет.
Но мне, честно говоря, хотелось бы, чтобы игроки тоже читали то, что я пишу. Чтобы как-то воспринимали эту информацию и использовали ее в своей деятельности. Ведь, повторюсь, тот яркий стиль, в котором я веду онлайны, он вызван в первую очередь желанием видеть не менее яркую игру команды. Пусть мои эпитеты и метафоры побудят «зубров» демонстрировать соответствующий хоккей. Ведь то, как написано, не соответствует тому, что происходит на площадке. Но после того, как пройдет обида, это может стать мотивирующим фактором.
- Хоккеисты – люди в большинстве своем простые, в гуманитарных науках не искушенные. Чего нельзя сказать об авторе онлайнов на домашних матчах «Динамо». Откуда такой лексический диапазон?
- Все банально, из книг. Благодаря моим родителям ими был уставлен весь наш дом. И когда у меня появились вопросы, мне подсказали, где на них найти ответы. Спрашиваю маму: «А что значит это?» Она мне: «А вот, возьми книжечку, почитай». Причем, читать я начал довольно поздно. Помню, листаю «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна годков этак в 26, а мама мне говорит: «Ну ты даешь – я эту книжку еще в четвертом классе прочитала».
Мама у меня физик твердого тела, физик-ядерщик, работала в НАН РБ, в Институте проблем ядерной энергетики, а отец кандидат технических наук, инженер-металлург. Оба всю жизнь с книжкой, и меня, как видишь, приучили. Как говорится, гены пальцем не раздавишь.
Сама лексика приходит буквально отовсюду. Увидишь интересное, «смачное» слово у классиков мировой литературы – и оно обязательно отложится. Даже из советских методических пособий, а я их читаю в великом множестве наравне с североамериканскими или европейскими, можно что-то почерпнуть – какой-то полузабытый термин или неистертое определение. Получается эклектика из всего, что я собрал отовсюду за всю свою жизнь.
- Насколько твои небанальные онлайны соответствуют правилам КХЛ, ведь деятельность статистических бригад, в одну из которых ты входишь, регулируется - именно регламентом Лиги?
- Есть соответствующая инструкция, она небольшая, но преступать не рекомендуется. Я должен отобразить все действия, которые происходят на льду, не комментируя при этом судейство, а также не допуская оскорбительных высказываний в адрес хоккеистов, тренеров и болельщиков. При этом указано, что можно передавать эмоции и атмосферу матча. А что не запрещено, то, как известно, разрешено. И с 6 декабря никаких замечаний относительно стиля предоставления информации в моих онлайнах не поступало. Правда, постфактум мои тексты все же были отредактированы, из них выбросили часть запоминающихся моментов. Видимо, кто-то все же решил перестраховаться, даже не смотря на то, что, например, в «Динамо» позитивно восприняли мое творчество.
- А что с перспективами? Не исписался еще Василий Рытвинский?
- Напротив, уже лелею определенные планы на следующий сезон, размышляю, чем бы еще украсить свои онлайны. Есть несколько интересных, на мой взгляд, вариантов. Скажем, описать игру в стиле советских передовиц. А что? Как вам такое сочетание: стахановский подвиг и Райан Спунер?! Мне кажется, это может быть любопытно. Или онлайн по-белорусски. А почему бы и нет? Главное, чтобы КХЛ разрешила.
Источник и фото: официальный сайт ХК «Динамо-Минск»