Экстралига Событие 13 апреля 2020

Вези нас, трофи. Почему белорусскому хоккею нужны именные награды

Автор Hockey.by Константин Кораблев рассуждает о важной процедуре межсезонья, которая позволит создать преемственность, задать ориентиры и не забывать о прошлом.

В уникальном антураже завершился чемпионат Беларуси по хоккею. Турниру, который оказался живучее других, не хватает лишь определения лауреатов сезона. Официальное признание заслуг игроков и команд подведет черту, за которой начнется новая глава истории хоккея в нашей стране.

Но есть большая проблема. До сих пор процедура определения лучших имеет существенные недостатки: она не создает историю и не хранит ее в себе. Официального списка лауреатов по итогам чемпионатов Беларуси не существует в открытом доступе. Из года в год несколько разнятся номинации, в которых выбирали отличившихся. Отсутствуют и призы, есть лишь звания – «лучший форвард», «лучший вратарь» и так далее. Хотя в прошлом сезоне по части первого уже случились небольшие подвижки.


Насчет связи с прошлым еще хуже – звания эти не имеют конкретной отсылки к известным хоккейным личностям.

Есть некоторые замечания и по поводу привлекательности процесса для болельщиков и самих хоккеистов. Выбор происходит за закрытыми дверями заседания исполкома федерации или, как в прошлом году, через опросники в клубы, а о масштабных церемониях награждения мы доселе не слышали. Выделяется лишь голосование газеты «Прессбол», которая все эти годы прозрачно определяет лучшего хоккеиста страны с помощью специалистов и журналистов.

В хоккейном мире существуют совершенно разные подходы при награждении особо отличившихся. Одни чемпионаты назвали свои трофеи в честь тех, кто их подарил. Другие взяли за основу историю: их индивидуальные призы носят имена хоккейных героев нации. Третьи не связывают трофеи с конкретными людьми, как в случае с «Золотой клюшкой» самому ценному игроку регулярки КХЛ. Четвертые на этот вопрос внимания не обращают вообще.

Например, на заре становления НХЛ появились награды, носящие имена функционеров лиги, ее меценатов. Эти призы впоследствии стали своеобразными торговыми марками и мерилом успешности лучших хоккеистов мира.

Кубок Стэнли назван в честь генерал-губернатора Канады лорда Стэнли, который поддерживал любительский хоккей в стране. Харт Трофи (самому ценному игроку) – в честь Дэвида Харта, отца тренера «Монреаля», который подарил в 1923 году подлинник приза лиге.


Затем появились и трофеи, названные в честь хоккеистов. Один из самых недавних, но не менее ценных призов, известен нам под именем «Морис Ришар Трофи», который вручается лучшему снайперу НХЛ. Морис Ришар, он же «Ракета» – легендарный хоккеист «Монреаля», которому впервые удалось забросить 50 шайб в 50 матчах сезона.

Финны поступили просто и со вкусом – назвали основные призы Liiga в честь своих легенд. Приз лучшему защитнику от Пекки Раутакаллио, вратарю от Урпо Юлёнена. Лучше всех отыграл в постсезоне – пожалуйста, получи трофей имени Яри Курри. Своих покровителей имеют и трофеи лучшему игроку регулярки (Оксанен), лучшему по коэффициенту полезности (Кейнонен), главным бомбардиру (Кетола), снайперу (Хонкаваара), снайперу-защитнику лиги (Рантасила) и лучшему тренеру (Нумминен).


Шведы не так массово, но тоже некоторые награды связали со своими хоккейными героями. Приз Сальминга лучшему защитнику, в честь Лейфа Холмквиста назван вратарский трофей. Главный снайпер регулярного чемпионата получает приз имени Хокана Лооба. Самому ценному игроку плей-офф вручают приз, названный в честь Стефана Лива – вратаря разбившегося в 2011 году «Локомотива».

Немного в стороне от подобного подхода КХЛ, которая словно переняла коллективные традиции прошлого. Главные индивидуальные призы остаются обезличенными, за исключением награды лучшему новичку лиги. Она носит имя Алексея Черепанова – талантливого форварда «Авангарда», сердце которого остановилось во время матча с «Витязем» в октябре 2008 года. При этом КХЛ проводит полноценное мероприятие, на котором вручаются заслуженные призы лучшим хоккеистам сезона.

Не морочатся с приданием наградам индивидуальности чехи, словаки, немцы, хотя их история это легко позволила бы сделать.

Сегодня кажется, что это их просчет, который, к тому же, и наш просчет. Обстоятельства появления того или иного трофея со временем становятся отдельной частью хоккейной истории, а его обладатели формируют необходимую для существования лиги и ее полноценности преемственность. По списку лауреатов нередко можно определить уровень чемпионата, его стабильность, лидеров эпохи. К тому же, главные лица лиги всегда являются одним из важных элементов ее самоопределения и позиционирования в иерархии мирового хоккея. КХЛ при всей ее «не индивидуальности» все равно вручает призы имени Боброва, Тарасова и Тихонова.


Белорусский хоккей неоднократно переживал взлеты и падения. Эти «белорусские горки» продолжаются до сих пор, и мы не знаем точно, пойдет вагончик после последнего резкого спуска на длительный подъем или покатится дальше на этой высоте. Но одна вещь ощущается остро – нехватка связи с прошлым, которая игнорируется в настоящем. При этом мы слишком много рассуждаем о будущем, но это объяснимо обилием возлагаемых на него надежд. Так всегда поступают, когда не устраивает происходящее сегодня. Зарываться в прошлом тоже ни в коем случае нельзя, но забывать его – сродни попытке стереть себя с лица земли.

В белорусской литературе мы не можем игнорировать Василя Быкова и помнить только Андруся Горвата. В белорусском хоккее сегодня мы не вспоминаем Быкова, а Горвата забываем на следующий день.

Если приз лучшему бомбардиру экстралиги будет носить имя, например, Константина Захарова, лидера сезона-2002/03, то все последующие обладатели будут неизбежно сравниваться с ним, а значимость трофея – отождествляться с авторитетом человека, в честь которого назван. Но, самое главное – это имя навсегда останется в хоккее и станет ориентиром для новых поколений. Так создается необходимая преемственность, которая помогает в постановке целей и позволяет проследить динамику развития лиги.


Введение индивидуальных призов, которые носили бы имена признанных мастеров – это возможность напомнить всем, что хоккей в Беларуси начался не с «Динамо» в КХЛ, не с Костицыных и Грабовского и даже не с Михаила Захарова.

Также это неплохой психологический бонус и возможность для игроков потешить эго. Приз – как подтверждение того, что ты стал в один ряд с теми, кто определял лицо белорусского хоккея и является его неотъемлемой частью. Неплохая компенсация тем жертвам, на которые идет спортсмен с малых лет.

Это даст и некоторый образовательный эффект. Хоккеисты и болельщики в любом случае проверят, чем прославились те люди, имена которых носят главные призы чемпионата.

Дело за малым – подготовить несколько оригинальных наград и назвать их в честь тех, кто отдал себя белорусскому хоккею и заслужил своей работой уважение. Их не должно быть слишком много, чтобы сохранить ценность, но и не должно быть мало, чтобы дать стимул за них бороться большему количеству спортсменов. Чтобы повысить интерес – сделать прозрачными результаты голосования, а обладателей отдельных призов выбирать самим игрокам.

Ну, и последнее – чего тянуть? Сезон только закончился, но Никита Ремезов наверняка уже с нетерпением ждет, когда получит свой заслуженный приз имени Анатолия Варивочика. Или, может, Андрея Скабелки. Пора уже этот вопрос решить.


Текст: Константин Кораблев